Опубликовано: 2694

Дефицит бензина в Казахстане – это навсегда?

Дефицит бензина в Казахстане – это навсегда?

По итогам 2013 года, три казахстанских НПЗ произвели 2 миллиона 741 тысячу тонн бензина, включая авиационный, что на 4,7 процента меньше, чем в 2012 году. Этого объема для нужд всех автомобилей страны явно недостаточно. Примерно четверть от необходимого горючего мы импортируем в основном из России и в последнее время – из Китая. Импорт составляет примерно 1 миллион тонн, а общее потребление бензина в нашей стране – 3 миллиона 700 тысяч

тонн.

Так что совершенно предсказуемая остановка на плановый ремонт Павлодарского нефтехимического завода 25 июня спровоцировала дефицит ГСМ на внутреннем рынке.

В ближайшем будущем потребление ГСМ будет только расти На начало 2007 года в стране было зарегистрировано 2,5 миллиона легковых автомобилей. Сегодня – более 3,5 миллиона. И темпы автомобилизации растут.

Проблему дефицита ГСМ можно было бы решить несколькими путями. Самый простой – увеличить импорт. Но в этом случае цены на топливо будут зависеть от цен в стране-экспортере.

Можно построить новый НПЗ – но рынок производства ГСМ монополизировала нацкомпания “КазМунайГаз”, которая считает расходы на строительство неразумными. Она избрала третий путь – модернизация существующих НПЗ и увеличение глубины переработки нефти. Однако программы модернизации регулярно откладываются. Четвертый путь – строительство сети малых НПЗ. Но здесь возникает проблема дефицита сырья. Нефть для внутреннего рынка заранее резервируется, так как налоги делают экспорт нефти более выгодным бизнесом, чем поставка на НПЗ.

Получается, дефицит горючего в стране в ближайшее время неизбежен. Если, конечно, не найдется волшебный пятый вариант решения этой задачи.

Производство бензина в РК в 2013 году

ПНХЗ        1 250 тысяч тонн

ШНОС       900 тысяч тонн

АНПЗ        550 тысяч тонн

Импорт     1 000 тысяч тонн

Итого        3 700 тысяч тонн

Данные оценочные. Получены от Агентства РК по статистике и из данных НПЗ

Загрузка...