Опубликовано: 2857

Что скрывает “Махамбет”?

Что скрывает “Махамбет”?

За неделю в Казахстане состоялось сразу три показа картины “Махамбет”. Фильм, еще не прошедший окончательную сборку, демонстрировали алматинцам и астанинцам.

Показали – и на доработку!

Впервые о “Махамбете” заговорили еще пять лет назад, в 2003-м. Когда же, наконец, кино сняли и пришло время утолить жажду просмотра, все вышло как-то скомканно и нелогично. Ни крикливые постеры, ни какая-либо другая реклама информационные показы (как были названы наспех и кое-как организованные мероприятия) не сопровождали. Не совсем понятно, почему создатели проекта, в котором участвовал живой классик казахской литературы Олжас Сулейменов, избегают лишнего шума и внимания прессы и почему показали неоконченный продукт. Хотя, судя по реакции, зрители благосклонно отнеслись к новоиспеченной исторической саге.

А к чему такая секретность, попытался объяснить один из отцов-основателей “Махамбета” режиссер Сламбек Тауекел:

– Эта технология предпрокатной подготовки картины называется пробным показом. Но мы его назвали информационным показом. Хотели посмотреть, как люди отреагируют на картину. Теперь она исчезнет на технологические нужды: остались кое-какие незавершенные моменты по звуку, тексту и изображению.

Заговор молчания

Тауекел вместе с Сулейменовым, являющимся автором идеи и сценария, высказались в защиту пробного показа как необходимого явления – чтобы выслушать замечания по картине и учесть их в окончательном варианте. Однако двухчасовая лента пока не испытала на себе стрелы критиков, хотя пробник, по сути, ставший премьерой, посмотрели многие деятели отечественного кинематографа. Но все они почему-то напрочь отказались делиться впечатлениями. Одни – ссылаясь на то, что смотрели фрагментарно, другие, причастные к производству картины, считают некорректными какие-либо оценки, третьи пообещали высказать свое мнение после настоящей премьеры. И даже добиться рецензии на уровне “понравилось/не понравилось” нам не удалось.

Окончательно смонтированную и отполированную картину выдадут в конце этого года.

“Из семи миллионов я потратил пять с половиной”

Надо заметить, что у “Махамбета” были достаточно долгое рождение и рост, также немало времени ушло на поиски режиссера. Сламбек Тауекел сделал “Махамбета” за полтора года. До него с процессом подготовки и производства фильма связывали имена многих киномастеров, в том числе российских режиссеров Алексея Германа-старшего и Сергея Бодрова-старшего.

– Режиссеры сложно входили в тему, – рассказывает Сламбек Тауекел. – Был Сергей Бодров, который создал пилотный проект, работали Александр Пороховщиков, Али Хамраев. Но, вы знаете, как у нас бывает, мы пришли и начали все сначала. Ничего интересного, что можно взять, не было.

Во многом благодаря авторитетному имени сценариста под проект были выделены средства из госказны – примерно семь миллионов долларов.

– Я шестой по счету режиссер этой картины, – продолжает Тауекел. – Несмотря на это, мы всё начинали с чистого листа. Я знаю, что потратил около 5,5 миллиона долларов. До меня, возможно, было использовано 1,5 миллиона.

Работу сделали другие

Тауекел подчеркивает, что фигура Махамбета ему лично очень интересна – это одна из причин, по которой он взялся за реализацию проекта. Режиссер не скрывает, что ему не пришлось тратить массу времени, штудируя исторические книги и просиживая в архивах:

– В 2003-м, на 200-летие Махамбета, издание “Арыс” выпустило 20-томный сборник “Мир Махамбета”, приуроченный к юбилейной дате. Они сделали всю работу, которую должны были сделать мы. Сидя в своем кресле в рабочем кабинете, мы имели все архивные документы, которые в течение нескольких лет собирала группа ученых.

На вопрос, удалось ли режиссеру достоверно раскрыть образ Махамбета на экране, Тауекел ушел от ответа, предоставив это суду зрителей и философично заметив, что совершенству нет предела.

Фариза Унгарсынова: “Наши дети предпочли Махамбету Шварценеггера”

Фариза Унгарсынова, знаменитая казахская поэтесса, бывший депутат Мажилиса и автор поэм, посвященных Махамбету, – “Алмазный клинок” и “Три встречи с Махамбетом”, считает, что наше поколение мало знает и чтит своих национальных героев.

– Олжас Сулейменов одним из первых казахских поэтов писал стихотворения о Махамбете. Он знающий человек в киноискусстве, по-моему, это не первый его сценарий. Когда к нам в Мажилис поступил документ, что хотят снимать фильм о Махамбете, а Олжас пишет сценарий, многие говорили: “Ой, это неизвестно, когда будет!”. Я выступила “за” и сказала, что давно уже пора снять что-то подобное. Я голосовала, чтобы были выделены деньги на съемки фильма. Были споры из-за суммы, но в итоге все одобрили. Конечно, хотелось бы, чтобы я и другие знающие люди, такие как Абиш Кекилбаев, собрались посмотреть и сценарий, и саму картину до ее выхода. А то у нас сделают дело, а потом начинаются ахи-охи. Махамбет – легендарная личность и воинствующий поэт в истории, все казахи должны его знать… Я иногда в детские садики хожу, спрашиваю у деток, каких батыров они знают? Они отвечают: “Шварценеггер!”.

Фильм: “Махамбет”.

Режиссер: Сламбек Тауекел.

Автор сценария: Олжас Сулейменов.

В ролях: Берик Айтжанов, Эрик

Жолжаксынов, Найля Адельшина, Асель Сагатова, Болат Абдильманов, Байкенжи Бельбаев, Анатолий Креженчуков, Алексей Шемес, Дулыга Акмолда.

О фильме. Действие картины разворачивается в первой половине XIX века, в период предтечи конфликта между одаренным поэтом, батыром Махамбетом Утемисовым, и ханом Жангиром.

Марина ХЕГАЙ

Загрузка...