Опубликовано: 730

Чем схожа реформа КСК в Казахстане с Жилищным кодексом России

Чем схожа реформа КСК в Казахстане с Жилищным кодексом России Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Не хотелось бы сваливаться в большую политику – не та у раздела “Вся власть хозяину!” изначальная цель, но обойти перемены в правительстве не получится. Прежний главный куратор ЖКХ в кабинете министров, министерство индустрии и инфраструктурного развития, проявлял редкостное легкомыслие и беспечность, игнорируя год за годом свои очевидные промахи в жилищной реформе.

Казалось бы, что проще – сам ошибся, сам исправил, но руководство ведомства избрало иную тактику, приумножая недовольство людей властями на ровном месте. Раньше это называлось "политической близорукостью", в некоторых случаях к устойчивому определению прибавлялось слово “преступная”, но разницы в том было мало – ничего хорошего утратившему инстинкт самосохранения чиновнику это не сулило. Поэтому с прежним дружелюбием обращаем внимание новеньких владельцев высоких кабинетов на недопустимость игнорирования насущных проблем людей, в нашем случае – собственников. На этом околополитический спич закончим – нас, как и прежде, интересует защита прав собственников и не более того.

Хотим верить

Если кто-то думает, что в постлихие дни говорить об этом не время, ошибается, не далее как в воскресенье наблюдала за общим собранием собственников у соседей во дворе. Поверьте, для меня – это именины сердца, люди пришли, люди проблемы в своем доме обсуждали, голосовали, протокол собрания и листы участников подписывали, одним словом – вели себя как истинные хозяева в своем доме. Поэтому всем болтунам о равнодушии собственников к переменам и безальтернативности КСК – до свидания.

Но вот обеспечить их беспрепятственный доступ к власти необходимо срочно, и уже в том проекте поправок, который затеяли ушедшие руководители министерства. Напомню, что ими предлагалось наказывать председателей КСК, а затем и других руководителей ОСИ и простых товариществ (ПТ), а также управляющих компаний крупными штрафами за срыв срока передачи документации по дому, для чего необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Мы писали о массовом саботаже по всей стране постылых управдомов года полтора, с того момента, как к нам в июне 2020 года обратились собственники, одними из первых в стране создавшие в своем доме ОСИ и столкнувшиеся с упертым беспределом председателя КСК. Тогда же из раза в раз нами настойчиво рекомендовалось внести наказание за подобную манеру вести дела в виде крупных штрафов – 200 МРП. Нас не сразу, но в министерстве услышали, поправки появились – размер штрафа, правда, снизился до 100 МРП и до парламента он шел непростительно долго – почти полгода. Нам неизвестно, дошел ли он до мажилиса, – какие-то поправки в кодексе депутаты обсуждать намерены, но в открытом доступе на момент написания статьи законопроекта нет, поэтому ничего утверждать не можем.

По-прежнему поддерживаем эту меру и хотим верить, что избранники не станут проявлять благодушие и уменьшат размеры штрафа. Но вернемся к норме, которая способна обеспечить доступ к власти и прочим благам в домах самим собственникам.

Порог на пути к власти

Речь идет о нормах в Законе “О жилищных отношениях”: сейчас созвать общее собрание собственников имеют право только председатель КСК (далее – совет дома ОСИ или доверенное лицо ПТ), инициативная группа из собственников и в некоторых случаях – местная жилищная инспекция. Общее собрание – это высшее руководство в доме, к примеру, одобрили собственники смету расходов на год – изменения в коммунальных платежках имеют законное право быть, не одобрили – идите, руководители, и считайте заново, без согласия собственников никаких перемен. По этому принципу работает вся схема управления общедомовым имуществом в доме, по нему же происходит смена власти: одобрили кандидатуру нынешнего председателя ОСИ или доверенное лицо ПТ собственники – руководить ему еще один год, нет – избирают другого.

На первый взгляд, всё отлично – вроде бы права собственников соблюдены, но черти всегда прячутся в мелочах. Трудно представить, чтобы проворовавшийся или ленивый руководитель – доверенное лицо ПТ или председатель ОСИ самолично или через совет дома (для ОСИ) захотели созывать общее собрание для своего переизбрания. Логично представить, что в этом случае собственники сами захотят собраться и переизбрать нахалёнка. Логично, но при существующих нормах в законе практически невозможно – для созыва общего собрания инициативная группа должна насчитывать не менее 10 процентов от общего числа владельцев недвижимости в доме. Для обычной панельки в группу должно входить 6–9 человек, для новостроек, где больше двух сотен квартир, цифра увеличивается до 20 с лишним.

Опыт показывает, что набрать такое число активных и неравнодушных собственников невозможно, к слову, об этом было хорошо известно председателям КСК, всю свою выгоду от этого они прекрасно осознавали, поэтому из года в год внушали чиновникам через своих лоббистов недопустимость перемен.

Напомню, что лишь однажды собственникам удалось настоять на снижении порога с 20 процентов до 10, на большее чиновники не пошли, а знаете, чем они это объяснили? Приведем цитату из ответа от прежнего руководства курирующего министерства: “Установление минимального количества собственников для созыва собрания основывается на том, что принятие каждым собственником единоличного решения о созыве собрания впоследствии затрудняет организацию собрания. Также такие собрания могут часто созываться по личному интересу каждого собственника”.

Ну вот почему они держат людей за идиотов? – хочется спросить. Вы всерьез считаете, что собственники не способны отличить грамотного и неравнодушного соседа от примитивного бузотера? Пустышке дадут только один шанс – дальше никто на него реагировать не станет: созывай он собрание – не созывай, ходи он с поквартирным опросом – не ходи, люди ему откажут, а вот для создания ОСИ или товарищества в доме, свержения хапуги, грамотные и активные одиночки – самое то. Мне известно это на собственном опыте и на опыте наших читателей – позволяй закон созывать общее собрание любому собственнику в доме, не понадобилась бы глобальная реформа. Как накажут председателей КСК, саботирующих жилищную реформу

Напомню, что ноги у нее растут из Жилищного кодекса Российской Федерации, оттуда наши реформаторы понадергали идей, но вот тамошнее право каждого собственника созвать общее собрание перенести не захотели. Откуда подобная политическая близорукость у чиновников – точно не скажем, но ближе всех к их телу были лоббисты председателей КСК. А как написано выше, эта публика свою выгоду никому не отдаст, – неслучайно по всей республике за полтора года прошло недопустимо низкое число общих собраний по переходу к новым формам управления: председатели КСК их не созывают, собственники не могут преодолеть порог в 10 процентов, а жилищные инспекции не способны охватить каждый дом – кадров не хватает. Вот и телепаемся…

Право созыва собрания для каждого собственника не только ускорит переход к ОСИ и простым товариществам на этом этапе, но будет “держать в напряжении” новых избранников – трудно забаловать с чужими деньгами, когда тебе дышат в затылок. Сейчас мне знатоки права могут возразить, мол, в ОСИ право созыва собрания принадлежит совету дома и ревизионной комиссии/ревизору, и они могут инициировать в будущем переизбрание воришки или халтурщика. Согласна, право это в законе есть, у ревизоров было оно и раньше, но только норма нерабочая – воровали председатели КСК практически повсеместно, а сколько общих собраний созвали ревизоры? сколько их было избрано? – почти нисколько.

Говорить о совете дома сейчас можно только в негативном свете – существовали они на бумаге в законе и раньше, только в жизни о них мало кто знал, везде и всем хороводили управдомы. Поэтому исключение порога для созыва собрания и передача такого права каждому собственнику и на переходном этапе, и впоследствии только оздоровит ситуацию, о чем вам, уважаемые чиновники и депутаты, сообщаем и какой-то поправки от вас ждем.

Простая мысль

В заключение успеваем только обратить внимание и перечислить нелепые и крайне опасные нормы, вошедшие и, напротив, не вошедшие в нынешнюю редакцию Закона “О жилищных отношениях”.

Отсутствует требование к председателям КСК о возврате накоплений на капитальный ремонт и неизрасходованных средств на содержание общего имущества дома при переходе на новые формы управления: ОСИ и ПТ (простое товарищество).

Аналогичное требование отсутствует для доверительного лица ПТ, помним, что этот человек оформляет на свое имя банковские счета, куда поступают деньги от собственников. Так вот, требования вернуть их назад при сложении своих полномочий в законе нет!

Ну и совсем запредельное легкомыслие прежних чиновников от ЖКХ – позволить управляющим компаниям распоряжаться деньгами на банковских счетах ОСИ или ПТ якобы по решению самих собственников (статья 34). Знаете, когда вижу подобные пассажи властей, всегда вспоминаю, как при Союзе городские власти решили поднять оплату в троллейбусах с 3 копеек до 5, как в автобусе, тогда в газете было написано: “по желанию трудящихся, для удобства”. Ну народ, как водится, поржал тогда над глупостью инструкторов горкома, так вот сейчас, опасаюсь, смеяться не будут. Повторю простую мысль: государство должно стоять на стороне людей и защищать их интересы, а не мутной публики в лице постылых управдомов, любой ценой стремящейся оставаться у кормушки и переобувшейся в управляющие компании.

Пока о промахах и недоработках всё, ждем перемен и продолжаем делать дело.

Законодательство по теме:

1. Закон РК “О жилищных отношениях”

2. Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

3. Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

4. Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

5. Типовой устав объединения собственников имущества

6. Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности

7. Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума

8. Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

9. Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи