Опубликовано: 1600

Чем грозит рыболовной отрасли запрет на вылов осетровых

Чем грозит рыболовной отрасли запрет на вылов осетровых

В Казахстане введен запрет на лов рыбы осетровых пород в исследовательских целях. На этот беспрецедентный шаг пошли в министерстве сельского хозяйства. Однако запрет может иметь негативные последствия для рыбной отрасли республики.

Банк нам поможет?

На одном из последних видеосовещаний министерства сельского хозяйства с руководством атырауской сельскохозяйственной отрасли шла речь о сохранении и увеличении количества редких видов рыбы. По информации пресс-службы МСХ РК, введен полный запрет на выдачу квот и вылов рыбы осетровых пород.

Стоит пояснить, что в Казахстане мораторий на добычу рыбы осетровых пород для восстановления ее популяции действует с 2011 года, именно тогда республике перестали давать лимиты.

Как пояснили в Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, в условиях полного запрета на добычу осетров, севрюг и белуг квоты выдавались лишь на воспроизводство осетровым рыбоводным заводам, а также для научных целей. Для осетровых заводов в пригороде Атырау – Курилкинского и Еркинкалинского – общей производительностью до 7 миллионов мальков в год, выполняющих государственный заказ, все остается по-прежнему.

– В 2016 году два атырауских осетровых рыбоводных завода получили разрешение на вылов, как и в прошлом году, в общей сложности 10 тонн рыбы осетровых пород, – сообщил “КАРАВАНУ” руководитель Атырауской инспекции животного мира и лесного хозяйства Мурат ЕРМЕККАЛИЕВ. – Предприятия и дальше будут заниматься воспроизводством ценной рыбы, выращивать мальков.

Что касается заскорузлой проблемы материально-технического оснащения инспекции животного мира и лесного хозяйства и увеличения производительной мощности осетроводных заводов через их реконструкцию, то мечты пока остаются таковыми. Глава минсельхоза подчеркнул, что на эти цели в республиканском бюджете в силу экономического состояния средства не предусмотрены. Подсобить с деньгами может сама область, следовал посыл министра. Вопросы финансирования реконструкции рыбных заводов Прикаспия находятся на рассмотрении Всемирного банка и Азиатского банка развития. Значит, столь нужная реконструкция возможна? Поживем – увидим.

Где оставить потомство?

Согласно решению минсельхоза, новых квот на лов осетровых науке не дадут. Значит, не будет и исследований?

– Получается, наука практически осталась без тех сведений, которые необходимы в дальнейшем. Если популяция рыбы ценных пород восстановится, то мы ничего не сможем доказать. Значит, наука не ответит, надо ли продлевать Казахстану мораторий на лов осетровых или следует его снимать, – высказывается старший научный сотрудник Атырауского филиала ТОО “Казахский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства” Елена БОКОВА. – Другие прикаспийские страны будут ловить осетров и севрюг, а наша страна – нет.

По мнению ученого, браконьерство в снижении популяции рыбы осетровых пород играет не столь значительную роль. Есть несколько губительных факторов – ухудшающаяся экология, недостаток воды в Урале (река скоро превратится в жалкую канаву), плохие нерестилища.

– Браконьерство тут ни при чем, осетров ловили во все времена. Рыбе надо создавать благоприятные условия для метания икры, а вся беда в том, что производители (рыба осетровых пород. – Авт.) не могут найти условия для нереста, – поясняет Елена Бокова. – Нерестилища расположены от Атырау до Уральска на протяжении 800 километров водного пути. Последние исследования показывают, что они требуют мелиорации – подсыпки песком, щебнем.

В 2001 году экспедиция атырауских ученых зафиксировала в нерестилищах наличие песка, такой по нынешним временам для осетровых роскоши. А в 2010 году ученые, проведя паспортизацию нерестилищ на территории Атырауской области, обнаружили, что из 15 мест пригодны только пять. На территории Западно-Казахстанской области 53 нерестилища. Сейчас вода в Урале цветет, а каким осетровым “мамашам” понравится откладывать потомство в местах, заиленных и заросших травой? В результате набитые черной икрой осетры и севрюги теряют драгоценную икру, слабеют. К слову, с 19 по 30 сентября 2016 года пройдет международная экспедиция, ученые из Москвы, Алматы, Атырау и Уральска на лодках проедут по Уралу, обследуют нерестилища.

В нынешнем году атырауским ученым выдали квоту на две тонны рыбы осетровых пород, а выловить удалось только двух осетров общим весом 35 килограммов. Сотрудники института определяли стадии зрелости рыбин, питание и многое другое. Так, две особи оказались заражены паразитами, а чтобы выяснить причину появления червей, требуются статистические данные, которые с минимума – пары рыбин – реальную картину не покажут.

– Прикаспийскими государствами ведутся исследования по улучшению воспроизводства рыбы осетровых пород, например, в России много делается. А чем мы будем апеллировать? – недоумевает Елена Бокова.– Для восстановления популяции осетровых нужна комплексная работа. Требуется следующее – увеличить мощности рыборазводных заводов, проводить дноуглубительные работы, научные исследования.

Местные власти пообещали на следующий год выделить деньги на расчистку русла и рыбоходных каналов, но для спасения Урала и восстановления косяков национального достояния требуется масштабная государственная программа. И вдруг научная работа оказалась не нужна. А пока в методично усыхающей реке с заиленными нерестилищами трудно не найти браконьерские сети. Так что ничего не меняется. Кроме очередного запрета на лов осетровых.

АТЫРАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи