Опубликовано: 2400

Челночная дипломатия Нурсултана Назарбаева

Челночная дипломатия Нурсултана Назарбаева Фото - kommersant.ru

Продолжается обсуждение зарубежных визитов Президента Казахстана в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Большинство аналитиков обращает внимание на то, в какой последовательности  состоялись поездки Нурсултана Назарбаева. Начав с США, глава государства посетил Европу, затем побывал в Иране, Турции и Узбекистане. В Вашингтоне на IV Саммите по ядерной безопасности лидер Казахстана выступил с новыми инициативами, направленными на создание безъядерного мира. Не случайно документ, посвящённый этому вопросу, носит название  «Мир. XXI век». Напомню, что в августе этого года исполняется 25 лет со дня закрытия Семипалатинского ядерного полигона, а тема создания безъядерной зоны вокруг нас остаётся актуальной и сейчас.

Однако политологов, вероятно, больше интересуют вопросы, которые обсуждались во время поездок нашего президента в Тегеран, Ташкент и Анкару. По мнению многих, во время встреч казахстанского лидера с главами зарубежных стран поднимались вопросы экономики и обеспечения региональной безопасности. Практически многие сходятся в том, что данные визиты есть проявление челночной дипломатии, о которой было заявлено в самом начале получения государственной независимости, и усиление посреднической роли Казахстана и его лидера на международной арене. Так это или нет? С этим вопросом я обратилась к экспертам, специализирующимся на внешней политике.

Анна Гусарова, эксперт представительства КИСИ при Президенте РК:

- Визит главы государства в Вашингтон во многом обусловлен уровнем стратегического партнерства США с РК. Во-первых, следует обратить внимание на то, что инициатива проведения ядерного саммита, хоть  и быть предложена Бараком Обамой, но является одной из важных внешнеполитических идей Казахстана. Поэтому Астана традиционно участвует в подобного рода мероприятиях, где очередной раз главы государств могут обсудить важные вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Во-вторых,  этот визит нужно  также рассматривать вкупе с теми задачами, которые Казахстан поставил перед собой в рамках заявки на членство в Совете Безопасности ООН  в качестве непостоянного члена. Манифест, с которым выступил Н. Назарбаев перед американским экспертным сообществом, отражает не только актуальность вопросов нераспространения, но и подчеркивает роль Астаны в продвижении вопросов мира и безопасности на мировой арене. В-третьих, важно отметить недавно инициированный США диалог С5+1, который направлен на усиление регионального взаимодействия в Центральной Азии. Очевидно, сотрудничество в рамках данного формата будет только усиливаться, в частности, в сфере торговли, экономики, энергетики и безопасности.  Сохранение этого диалога станет одной из важных задач новоизбранного президента США.

Что касается визита в Брюссель, то он стал своего рода сверкой часов по тем договорённостям, которые были достигнуты в конце прошлого года. Речь идёт об усовершенствовании Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, которое должно вступить в силу 1 мая 2016 года. Не случайно глава государства отметил, что важно ускорить процесс ратификации соглашения со стороны Брюсселя, поскольку процедура достаточно долга и требует утверждения от каждой страны-члена. Данное соглашение позволит устранить торговые барьеры и усилить сотрудничество в сфере культуры, науки и образования. Очевидно, что вопрос санкций в отношении России стал одним из обсуждаемых в ходже встреч с руководством ЕС. Здесь сложно говорить исключительно о посреднической роли Астаны. Скорее, надо учитывать прагматичные и реальные посылы и экономические интересы Казахстана, которые также задеваются европейскими санкциями. Тем не менее, вопрос о необходимости улучшения отношений России с Евросоюзом тоже был в повестке дня.

Александр Князев, эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, востоковед о саммите ОИС в Стамбуле и турне Нурсултана Назарбаева в Иран, Турцию и Узбекистан:

- Вряд ли можно говорить о чем-либо общем, кроме того, что, в целом, визит Нурсултана Назарбаева в три страны, каждая из которых имеет в своем регионе ключевое значение, подтвердил эффективность основных парадигм казахстанской внешней политики – по крайней мере, на обозримую перспективу. При наличии присутствующих в силу естественных, как минимум, географических, причин, тяжеловесных партнеров в лице Китая и России, руководство Казахстана продолжает вполне прагматично и по максимуму разнообразить свои внешние связи в собственных интересах, прежде всего – экономических. Визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Иран акцентирует внимание на важной особенности всей казахстанской внешней политики. Она всегда характеризовалась стремлением к максимальной диверсификации и сбалансированности, избегая каких-либо ярко выраженных приоритетов и связанных с этим внешних зависимостей. В общем-то, Астане это практически всегда и удавалось, и можно, наверное, утверждать, что сдержанность в отношениях с Тегераном, имевшаяся еще недавно, не в последнюю очередь была связана с нежеланием вызывать раздражение на Западе. Хотя взаимные интересы и диктовали потребность в активизации двусторонних отношений. В 2008 году товарооборот Казахстана с Ираном доходил до 2,1 миллиарда долларов, а уже в 2014 снизился до 1 миллиарда и не в силу действия каких-то рыночных факторов, а под влиянием причин неэкономического характера и, конечно же, действовавших санкций и особенно в банковской сфере.  

После подписания Ираном соглашения по ядерной программе и снятия с Ирана ряда международных санкций это препятствие исчезло, и теперь Казахстан торопится занять свою нишу в экономическом партнерстве с Ираном, а также в сфере коммуникаций. Для Казахстана чрезвычайно важен иранский рынок, его неэнергетический сектор, где есть спрос на многие группы товаров, производимых в РК. Особенно важным это становится в условиях финансово-экономического кризиса, показавших слабость казахстанской экономической модели, где доминирует ресурсный экспорт. Падение мировых цен на нефть заставляет правительство Казахстана активизировать другие отрасли экономики и здесь Иран важен не только как рынок, но и как вероятный инвестор и носитель оригинальных технологий. Не случайно визиту Нурсултана Назарбаева предшествовал первый казахстанско-иранский бизнес-форум, прошедший в Тегеране в феврале при участии около 200 казахстанских компаний, сделавших для себя открытие, что иранский бизнес готов не только к взаимной торговле и приему казахстанских инвестиций, но и к инвестированию в Казахстан.

Главной целью визита Назарбаева в Турцию было участие в XIII саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), в ходе которого он провел и ряд двусторонних переговоров и встреч. Естественно, с президентом Турции Тайипом Эрдоганом, королем Саудовской Аравии Салманом, президентом Беларуси Александром Лукашенко, находящимся с официальным визитом в Турции и участвовавшим в саммите в качестве наблюдателя, главами других делегации и с представителями деловых кругов Турции. Казахстан и Турция – уже давние партнеры, а нынешний визит подчеркивает еще одну особенность казахстанской внешней политики: ее стремление отделять политику от экономики. Благодаря российским санкциям в отношении Турции (и в сумме с влиянием санкций в отношении Украины) за прошлый год грузооборот только одного казахстанского порта Актау на Каспии вырос в восемь раз – подпадающие под российские санкции грузы идут в Казахстан через Грузию и Азербайджан. В ходе нынешнего визита турецкому бизнесу в Казахстане президентом РК был обещан и в дальнейшем максимально благоприятный климат. Для турецкого бизнеса это актуально, поскольку казахстанский транзит обеспечивает как коммуникации с Китаем, так и вхождение на рынок ЕАЭС.

В политическом плане саммит ОИС пока выглядит малозначительным для стран региона – эта организация не была, не является и вряд ли станет субъектом мировой политики, выполняя, скорее, ту функцию, которую, по сути, и использовал президент Казахстана: удобной площадки для разносторонних встреч в собственных интересах. Ничего не меняет турецкий визит Назарбаева и в собственно турецкой политике в регионе: Узбекистан давно и подчеркнуто дистанцировался от всех и любых форм под лозунгами тюркского единства, Туркменистан и Киргизия и без того наделены турецким влиянием, зашкаливающим разумные пределы, в стороне остается персоязычный Таджикистан.

Завершающий турне визит Назарбаева в Ташкент проходил накануне официального визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву и скорого саммита глав государств-участников СНГ, в отношении последнего Астаной уже были озвучены предложения о необходимости реформирования этой «цивилизованной формы развода». Узбекистан же, напротив, дистанцируясь от любых многосторонних интеграционных проектов, продолжая отдавать приоритет исключительно двусторонним взаимоотношениям с кем бы то ни было, склонен сохранять формат СНГ как площадку для решения сохраняющихся общих проблем постсоветского пространства. Еще одной темой диалога в Ташкенте стал и предстоящий летом саммит ШОС, кстати, в Тегеране Назарбаев пообещал своим иранским визави поддержку в вопросе о членстве Ирана в этой организации. В остальном вопросы носили преимущественно двусторонний характер – у двух ведущих стран существует потенциал для развития отношений, требующий развития и совершенствования.

Высказываемые рядом обозревателей тезисы о некой посреднической роли Казахстана и лично президента Назарбаева между Ираном и США, Турцией и Россией вряд ли реалистичны – по крайней мере, нет никаких подтверждающих их оснований. На заключающем этапе переговоров по иранской ядерной программе и снятии с Ирана международных санкций они происходили уже преимущественно напрямую между Тегераном и Вашингтоном, и посредничество уже отсутствовало, как факт даже со стороны прямых участников – России, Китая, ЕС. Новый виток конфликта между ИРИ и США, разворачивающийся сейчас, – по поводу иранской ракетной программы – пока своего развития не получил, это, вероятно, заготовка госдепартамента уже для новой вашингтонской администрации. Нет никаких симптомов и того, что существует в реальности и какой-то конкретный диалог между Анкарой и Москвой. 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи