Опубликовано: 3207

Цены поплыли вверх

Цены поплыли вверх

Наступила весна, на юге начались посевные работы – и цены на бензин и солярку пошли вверх. И в очередной раз Казахстан оказался в заложниках у России, где повышение цен на ГСМ пока обсуждается, но уже считается решенным делом.Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) на прошлой неделе сообщило о повышении предельных розничных цен на ГСМ на апрель 2012 года. Теперь розничная цена бензина марки Аи-92 – 112

тенге за литр, А-80 – 91 тенге, на дизельное топливо – 95 тенге за литр. В марте цены на ГСМ были: на бензин Аи-92 – 106 тенге, А-80 – 86 тенге, дизтопливо – 90 тенге.

В убыток работать не будут

Удорожание бензина в Казахстане вызвано высокими ценами на нефть на мировом рынке, объяснил решение АРЕМ министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ.

– Это решение Антимонопольного комитета, – сразу отмел возможные упреки министр в интервью журналистам. – Оно связано с уровнем цен на завозимые нефтепродукты, потому что при нынешней брендовой цене 124 доллара, понятно, в убыток себе никто завозить не будет.

Примечательно, что о росте розничных цен на ГСМ одновременно заговорили нефтетрейдеры и Казахстана, и России – примерно в середине марта. Здесь сыграли два политических фактора: конфликт между Ираном и США и окончание президентских выборов в России.

Всю зиму цены на нефть стабильно росли вверх из-за угрозы войны между США и Ираном. Дело в том, что конфликт закрыл бы Ормузский пролив между Индийским океаном и Персидским заливом. А здесь проходит треть всех нефтяных танкеров мира. В результате сейчас цена на нефть сорта Brent, на которую ориентируются бюджеты России и Казахстана, поднялась до сегодняшних 124 долларов за баррель.

Расходы возместит потребитель

Рост цен сделал более выгодным экспорт нефти за рубеж, чем переработку. Тут мы говорим о российских нефтекомпаниях: в Казахстане вся свободная нефть уходит на экспорт, поэтому нефтекомпании не выбирают, куда направить товар: на переработку или вывезти. У россиян такой выбор есть. Тем более что вывозная пошлина в России выше, поэтому нефтекомпании выбирают, что им выгоднее.

Перед президентскими выборами на российских нефтетрейдеров давили чиновники правительства, которые требовали не допустить роста цен на ГСМ. Выборы прошли, и разговоры о необходимости повышения цен возобновились. Тем более никакой компенсации за терпение компаниям так и не дали.

На днях гендиректор “Газпром нефти” Александр Дюков заявил, что сегодня оптовые цены на 3000–6000 рублей ниже, чем экспортная альтернатива – продажа нефтепродуктов за рубеж. Или на 7–18 процентов в розничных ценах. Если цены не изменятся, начнется вымывание нефтепродуктов с внутреннего рынка. Это в условиях сезонного спроса весной может привести к дефициту топлива на рынке. Часть нефтекомпаний уже начала повышать цены. Так, “Лукойл” на прошлой неделе повысил цены на бензин на своих АЗС на 25 копеек (1,17 тенге) за литр. Так что процесс начался и в России.

– Летом мы ожидаем новый рост цен. В июле на 6,5–8,5 процента вырастут акцизы на ГСМ, что поднимет цены, – рассказал “Каравану” аналитик инвестгруппы “Универ” Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. – Теоретически рост налого-обложения не должен коснуться казахстанских потребителей российской продукции. Но проблема в том, что налог взимается с самих производителей. Соответственно тут должен сработать механизм возврата акциза. Фактически же произойдет временное вымывание оборотных средств НПЗ. Чтобы восполнить свои потери, поставщики ГСМ будут перекладывать часть своих расходов на потребителей.

Равняемся на соседей?

Владельцы казахстанских АЗС хотят поднять цены до 120 тенге за литр.

– Наша компания последние 8 месяцев не может выйти на безубыточный уровень продаж. Так как Казахстан вступил в Таможенный союз, должен быть баланс цен между участниками Союза. Сейчас в России цены на 20–30 процентов выше, чем в Казахстане. С учетом разницы в налого-обложении цены в РК должны быть на 10 процентов ниже российских. К примеру, бензин Аи-92 на нашем рынке должен стоить около 120 тенге, – сказала “Каравану” начальник отдела рекламы ТОО “Гелиос” Анна ШИБАНОВА.

А в том, что дефицит топлива в стране будет, представитель “Гелиоса” не сомневается. “Караван” уже писал о том, что собственного производства бензина в нашей стране для нас не хватает. Поэтому приходится покупать нефтепродукты у соседей. Даже несмотря на то, что мы – нефтедобывающая страна. Поэтому все колебания цен в России видны и у нас.

Загрузка...