Опубликовано: 3062

Цены на напитки. Жажду задушит жаба?

Цены на напитки. Жажду задушит жаба?

Казахстанский рынок напитков ожидает новый подъем цен, так говорят их производители. Собственно, мы, потребители, уже привыкли ко всему. Но если без лимонада, колы можно спокойно прожить, то как обойтись без самого главного – воды?

Недавно производители питьевой и минеральной воды, безалкогольных напитков и соков Казахстана заявляли, что этим отраслям грозит закрытие большей части предприятий. Причина – изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземную воду. В частности, предлагалось установить ставку НДПИ в размере 1 МРП (1 982 тенге) за 1 тонну добытой воды. Что в свою очередь увеличило бы налог для производителей напитков и воды в среднем в 500 раз. В результате продукция для конечного потребителя могла подорожать на 20–25 процентов, а налоговая нагрузка – увеличиться до 40 процентов.

После таких заявлений многие казахстанцы испугались, что им станут недоступны не только соки, кола, пепси, лимонады и другие сладкие газированные напитки, но и обычная питьевая вода. Не секрет: во многих населенных пунктах казахстанцы пьют только бутилированную воду. И за примером далеко ходить не надо: часть населения Талгара, до которого от Алматы рукой подать, покупает живительную влагу. Ну не потреблять же мутную жидкость с травой, насекомыми и ржавчиной?

Что и чье мы пьем?

По данным Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, емкость рынка питьевой воды и соков составляет примерно 1 900 миллионов литров, в денежном эквиваленте – около 50 миллиардов тенге в год. Казахстанский рынок представлен 72 компаниями с общей численностью работников более 5,5 тысячи. Собственное производство воды и напитков составляет примерно 80 процентов.

Импорт напитков в 2014 году составил 77,8 миллиона литров. Почти половина его приходится на Россию. В небольшом количестве на прилавках отечественных магазинов встречаются соки, воды, лимонады из Таджикистана, Литвы, Азербайджана, Белоруссии, Украины, Грузии. Есть столовые воды и европейского производства, но их доля потребления мизерна: стоимость бутылки такой воды – 500–700 тенге за пол-литра. И меняется она в зависимости от колебания евро.

Экспорт казахстанской питьевой продукции в прошлом году составил 81,7 миллиона литров, в том числе в Киргизию – 44,6 миллиона, Таджикистан – 18,3 миллиона литров.

“Транжиры” будут платить больше

Больше месяца шел диалог между предпринимателями и государственными органами по поводу ставки НДПИ. В конечном итоге производителям пошли на некоторые уступки. Мы попросили министерство финансов РК прокомментировать: как все-таки изменится ставка НДПИ, чем это выльется для заводов – изготовителей напитков (продукты питания мы будем рассматривать отдельно) и в итоге – для потребителя. Как следует из ответа вице-министра финансов Ардака ТЕНГЕБАЕВА, принято решение об исчислении НДПИ в размере 25 процентов от МРП по добытым объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых для производства алкогольной, пищевой продукции, безалкогольных напитков.

Таким образом, с одной тонны воды налог составит 500 тенге. Нововведение затронет в первую очередь производителей сладких газированных напитков, которые допускают наибольшие потери воды. Так, для производства литра готового напитка расходуется от 4 до 8 литров чистой подземной воды, потери составляют 80 процентов. Увеличение конечной стоимости продукции прямо пропорционально величине потерь, подчеркнули в минфине.

Предприниматели же опасаются: рост цен на их продукцию может отразиться на конкурентоспособности. Поговаривают и о том, что выпускать отдельные напитки будет выгоднее в других странах СНГ, где ставка налога ниже.

Некоторые уже подняли цены, но на сколько – коммерческая тайна! Так, в розничной сети подорожали кола, отдельные лимонады, воды. У менеджеров и продавцов магазинов ответ один: цены диктует поставщик.

Мы отправили официальные запросы на почтовые ящики, указанные на сайтах, трех наиболее крупных компаний – Coca-Cola Almaty Bottlers, ТОО “Обис”, RG Brands (производитель пепси и других напитков). На вопрос: “В связи с плавающим курсом тенге увеличилась ли отпускная цена напитков компании?” – получили пространный ответ одного производителя: “Основная часть ингредиентов, которые компания Coca-Cola Almaty Bottlers использует для изготовления линейки продукции, – импортируемая составляющая, поэтому изменение курса напрямую влияет на отпускную стоимость продукции”. “Безусловно, отечественные производители безалкогольных напитков будут вынуждены пересматривать цены и не смогут конкурировать с импортируемым товаром”, – вот и ответ на вопрос, как, вероятно, компания отреагирует на трансформацию налоговой ставки.

Два других производителя – ТОО “Обис”, RG Brands – не посчитали необходимым ответить редакции, информировать потребителя о своих ценах. У нас сложилось мнение, что производители полностью отгородились от внешнего мира: связаться с их пиар-службой, менеджерами через коммутатор и по указанным номерам телефонов не удавалось на протяжении недели! На другом конце провода просто бросали трубку.

Стимул для тех, у кого безопасно

В минфине уверены: предлагаемый размер НДПИ не приведет к снижению потребления питьевой воды. Средняя мировая розничная цена бутылки – более доллара. В Казахстане она варьируется от 28 до 30 тенге за литр, в России – от 33 до 73 тенге, в Белоруссии – 28–45 тенге за литр. А теперь вспомните: по какой цене вы покупаете воду в магазинах и супермаркетах? Если брать за основу данные минфина, то накрутка на литровую бутылку превышает ее стоимость в 3–4 раза!

Да, предлагаемые поправки в закон предусматривают снижение ставки НДПИ в зависимости от категории налогоплательщиков, исходя из социальной значимости их деятельности. К примеру, для субъектов естественной монополии в водохозяйственной сфере или реализованных таковыми НДПИ будет исчисляться в размере 0,1 процента от МРП.

“КАРАВАН” в свою очередь предлагает ввести стимулирующие меры для производителей, чья продукция стопроцентно безопасна, полезна для населения, ее состав полностью известен и не вызывает нареканий у врачей. Этот вопрос мы затронули не случайно.

Последние годы казахстанские медики обеспокоены растущей массой тела детей, подростков, взрослого населения страны. Причина – малоподвижный образ жизни, злоупотребление сладкими газированными напитками, фастфудом, высококалорийными продуктами, жирами. По данным прошлогодних исследований Казахской академии питания, более половины населения страны в возрасте от 15 лет и старше (55,5 процента женщин и 49,2 процента мужчин) страдает избыточной массой тела или ожирением. Что касается детей, то у каждого седьмого ребенка от года до 14 лет есть лишний вес или ожирение.

Диабет и другие страшные последствия

У специалистов мы заодно поинтересовались: как влияют сладкие газированные напитки на здоровье при регулярном их употреблении? Оказывается, связь между их потреблением и повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний получила подтверждение в исследованиях Гарвардской медицинской школы. Тот, кто регулярно пьет несколько порций газировки, на 35 процентов чаще страдает болезнями системы кровообращения, говорится в официальном ответе Казахской академии питания.

– Сладкие газированные напитки (кола, лимонад и т. д.) – популярный продукт, перегруженный сахаром, – комментируют в ответе специалисты академии. – В стакане растворено от 3 до 6 чайных ложек сахара, то есть 20–40 граммов. Это очень много, ведь рекомендуется не более 6 чайных ложек в день. Единовременное поступление столь большого количества сахара в организм, происходящее более раза в неделю, чревато развитием так называемого метаболического синдрома – резистентности к инсулину. Данное состояние характеризируется увеличением массы жира в области живота, хронически повышенным уровнем инсулина в крови. Это усиливает риск сахарного диабета второго типа и болезней системы кровообращения.

Кроме того, любители газировок постоянно опустошают запасы ценных минералов и витаминов в своем организме и могут заболеть остеопорозом (хрупкость костей и подверженность переломам).

Пищевые красители, придающие напиткам яркий цвет, консерванты и углекислый газ, удлиняющие срок хранения продукта, также негативно влияют на здоровье. Советуем не давать детям напитки, в которых есть бензоат натрия вместе с аскорбиновой кислотой в качестве консерванта.

Тогда почему же эти напитки столь популярны?

– Люди буквально подсаживаются на газированные напитки, лимонады, чаи, соки из восстановленного концентрата, нектары, морсы, содержащие в избытке сахар, – читаем дальше. – Выпив порцию напитка, человек получает в быстрой и доступной форме глюкозу, чему особенно рад наш мозг. В нем существует центр удовольствия, который включается при потреблении сладкого, так же как у наркомана активируются зоны удовольствия при получении дозы наркотика. Свою роль играет агрессивная реклама, воздействующая на сознание молодых людей.

Несколько лет назад экс-депутат парламента Берик Бекжанов всерьез озаботился здоровьем казахстанцев и даже поднимал вопрос о составе сладких газировок. В ответ производители поспешили оправдаться: дескать, вся их продукция безопасна. Мы не эксперты. И можем только приводить данные специалистов, которые изучают эти вопросы.

Рискнем предположить: будь цена на такие напитки выше, они были бы менее доступны населению, особенно детям. Ведь часто вместо полноценного обеда школьники предпочитают потратить карманные деньги на напитки и фастфуд. А может, действительно стоит пересмотреть ставку НДПИ с точки зрения безопасности населения? Вопрос оставляем открытым для обсуждения.

Алматы

Загрузка...