Опубликовано: 1192

Цены на капшагае, как на Лазурном Берегу во Франции

Цены на капшагае, как на Лазурном Берегу во Франции

Во время “прямой линии” в нашей газете мы еще раз убедились, что понятие “Туризм без границ” для нас сегодня – это скорее мираж, чем реальность.

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА рассказала, почему не развивается внутренний туризм, чем чреват зарубежный отдых и как себя оградить от неприятностей во время поездки.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО – ЭТО НЕ ДЛЯ НАС?

– Добрый день, у меня родственники в России ездят отдыхать в ту же Турцию, Таиланд – для них это намного дешевле, чем для нас, казахстанцев? С чем это связано?

– Каждый потребитель должен понимать, что турфирма – это посредник, который не имеет своей гостиницы в Турции или в Таиланде, не имеет своего самолета. Стоимость турпакета складывается из стоимости перелета и стоимости проживания. Основная составляющая – это стоимость перелета, особенно если вы летите регулярным рейсом, который очень дорогой. Спасением в данной ситуации являются чартерные рейсы, потому что они более дешевые. Это значит, что турфирма, заказывая чартер, платит авиакомпании за каждое кресло и бортовое питание.

Но помимо всего этого фирма содержит офис, персонал, платит налоги. Все эти расходы так или иначе входят в стоимость путевки. Можно было бы удешевить стоимость путевки за счет перелета, но у нас в Казахстане мало внимания уделяется развитию авиакомпаний. Кроме регулярных рейсов, качественные самолеты чартерные рейсы не осуществляют. Почему весь мир летает на чартерах? Потому что это удешевление продукта.

Теперь что касается гостиниц. Это структуры, в которые вкладывают очень большие деньги, – это стоимость земли, строительство, содержание здания, номеров, персонала. При очень грамотном маркетинге отель окупает себя только через семь лет, а то и через десять. Понятно, что в отеле, в который вкладывают хорошие финансовые средства в качество услуг, номер не может стоить дешево.

ПОРА ИСКАТЬ НОВЫЕ ХОДЫ

– Я звоню из Караганды. У вас есть статистика по закрывшимся или разорившимся турфирмам?

– Мы просчитывали количество компаний, которые если не разорились, то приостановили свою деятельность. Это примерно 7 процентов. Кроме того, есть компании, которые работают только летом, в сезон Иссык-Куля.

– Меня зовут Марина, я из Алматы. Хотела поехать в отпуск за границу. Взяла в субботу газету, стала обзванивать турфирмы: ни одна не работала! И даже те, кто брал трубку, говорили, что ничего не посоветуют до понедельника. Неужели лень в субботу выйти на работу? Может, клиентов бы больше пришло…

– Спасибо за вопрос, хотела бы сказать вам о том, что вообще большая часть компаний, профессионально и долго работающих на рынке, работают и в субботу. Но в то же время мы должны понимать, что турфирмы – это предприятия малого и среднего бизнеса, а за работу в субботу персоналу за переработку нужно доплачивать. Многие турфирмы сейчас, в пору спада спроса на турпродукты, стараются экономить на субботних днях.

Хотя целиком с вами солидарна, вместо того чтобы стенать относительно кризиса, может быть, стоило бы поискать какие-то новые маркетинговые ходы. Может быть, даже выходить к крупным торговым центрам, ставить столики и там работать с клиентами.

– Здравствуйте, меня зовут Александра. Хотели поехать в Таиланд и обошли несколько турфирм. Разница между предложениями на одну и ту же гостиницу, на один и тот же срок, один и тот же номер составляла 100 долларов. Кто-то следит за этим?

– Дело в том, что условия и цены могут отличаться в зависимости от того, к кому вы пришли. Если турфирма работает на рынке более 15 лет и много лет сотрудничает с гостиницей в какой-либо стране, которая уже знает эту турфирму как надежного партнера и дает ей хорошие скидки, то это будет одна цена. У другого оператора такой наработки нет, следовательно, все получается дороже.

СТРАХОВКА? ОБЯЗАТЕЛЬНО!

– Были сообщения, что российские турфирмы разоряются. Казахстанские туристы как-то застрахованы от банкротства туроператоров?

– Что может обезопасить туриста от форс-мажорных обстоятельств, как, например, банкротство турфирмы, недобросовестное выполнение своих обязательств? Вы обязательно заключаете договор. В типовой договор можно вносить дополнения и изменения в зависимости от пожеланий клиента. Дальше – турфирма должна иметь государственную лицензию, и вы должны это проверить. Третье – вы должны посмотреть, застрахована она или нет? У нас, согласно казахстанскому законодательству, есть страхование туроператорской и турагентской ответственности. Это тоже залог того, что вы можете призвать к ответу фирму, если она некачественно исполняет свою работу.

– Добрый день, меня зовут Арман Канатов. Не скажете, куда сейчас можно поехать и безопасно отдохнуть? С одной стороны, свиной грипп наступает, с другой – чума, холера, пожары и т.д.

– К сожалению, рынок выездного туризма в Казахстане достаточно узкий. И ни Турция, ни Болгария, ни Иссык-Куль, ни Испания сегодня не могут сказать, что отдых полностью безопасен. Любое путешествие несет в себе элемент риска. Недавно одна из наших гражданок погибла в Турции, потому что поехала кататься на машине и попала в катастрофу. Кроме того, есть события, которые влияют на безопасность, такие, как события в Синьцзяне, пожары в Испании.

В то же время безопасность – это личное дело каждого человека. Он должен думать, подвергать себя риску или нет, купаясь на водопадах или отправляясь сплавляться по горной реке. Обязательно нужно страховать свои риски. К сожалению, наша страховая культура достаточно низкая, то есть мы ищем возможность как можно меньше заплатить за страховку. Между тем страховая компания как раз является залогом того, что вы не останетесь в чужой стране со своими проблемами один на один.

– Я страховку сделал. Это только стандартный набор услуг или можно еще по желанию добавить?

– Турфирма чаще всего предлагает стандартный набор, но вы можете попросить связать вас с агентом страховой компании. Страхование, на мой взгляд, требует очень серьезного внимания, в турфирме вы можете получить координаты страховой компании и узнать, что входит в обязательный минимальный пакет. Например, при внезапной болезни в страховку входит медобслуживание. Но речь не идет об операциях, о зубах. Нужно четко просить ту компанию, с который вы собираетесь отправляться на отдых, разъяснить вам все по страхованию. Обязательно нужно понимать, кто партнеры этой компании, кто в случае необходимости будет оказывать вам услуги, и все телефоны проверить перед поездкой.

ПРОЩЕ ПОЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ

– Меня зовут Сергей Иванович Дядькин. Мы собирались ехать в Боровое и решили сделать страховку. Оказалось, что стоит она очень дорого, дороже, чем в Турцию. Почему так?

– У нас достаточно развит обязательный вид страхования на выезд. Когда же речь заходит о внутреннем туризме, страхование становится не обязательным. И этот продукт страховые компании мало интересует. И это еще одно свидетельство не только низкой страховой культуры и у людей, и у страховых компаний. К сожалению, постоянно случаются катаклизмы на иссык-кульском направлении. В прошлом году были просто трагические события, когда автобус перевернулся. Пострадало много людей, и оказалось, что мало кто из них был застрахован. Это значит, что у вас нет страховой компании, которая могла бы поддержать вас в этот трудный период. Я считаю, что сегодня каждая турфирма, продающая туры и на внешние, и на внутренние направления, должна быть заинтересована в безопасности туристов. Ведь, в конце концов, если понадобится, куда бежит турист – в фирму бежит. А надо сделать так, чтобы он не в турфирму шел, а в страховую компанию.

– А турфирма? Получается, что она посредник и ни за что не отвечает?

– В договоре обычно указывается, что фирма должна предоставить возможность купить вам билет, сделать визу, забронировать номер в гостинице. Собственно, на этом ее деятельность кончается. Дальше идет речь об обязательствах страховой компании, партнеров за рубежом – чтобы вас там вовремя встретили, вовремя проводили…

КОГДА ОБИДНО ЗА ДЕРЖАВУ…

– Здравствуйте, Рашида Рашидовна! Хотел узнать, почему у нас в Казахстане в местах отдыха и туризма плохо развит сервис. Даже биотуалеты – и те днем с огнем не сыщешь. Сравниваешь с другими странами, и обидно за державу становится…

– То, о чем вы говорите, – это совершенно реальная ситуация: выехал за пределы Алматы, и уже все – поесть становится небезопасно, отдохнуть – дорогое удовольствие, слабо развита инфраструктура, низкий уровень сервиса. У нас туризм нельзя построить демократическим путем, здесь нужны воля и вклады государства. Нам нужны государственные преференции, нам нужны налоговые коридоры, нам нужны условия для развития. Предположим, если строит предприниматель заправку, то он должен обязательно внутри заправки сделать туалет, причем бесплатный. Но наш бизнесмен хочет быстро окупить свои вложенные расходы! Поэтому очень важна консолидация государства и в первую очередь – местных исполнительных органов, чтобы эти услуги развить. К сожалению, развитие услуг не является сегодня приоритетом для государства.

– “Прямая линия”? Хотел узнать, что происходит с развитием туристического кластера?

– Сейчас наше Министерство туризма что-то делает, пытается реанимировать, но, к сожалению, программа, в которую были вложены большие деньги, в итоге не реализовалась. Поэтому у нас на берегу Капшагая цены – как на Лазурном Берегу во Франции. Министерство туризма сейчас пытается акцентировать внимание на регионах. Но у нас отсутствуют конкуренция и четкие налоговые преференции. Если бизнесмен будет знать, что первые пять лет он не будет платить налоги, он построит гостиницу, сауну, бассейн, откроет ресторан и будет думать о ценовой политике.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

– Рашида Рашидовна? Беспокоит семья Кожуховых. Нам на улице уже несколько раз предлагали флаеры, по которым мы якобы выиграли путевку на Кипр. При этом приглашают в офис фирмы прибыть всей семьей. Когда мы туда пришли, оказалось, что за все это нужно платить деньги. Это не обман?

– То, с чем вы столкнулись, называется таймшер. Человек покупает возможность проживать в том или ином отеле или вилле заранее, иногда на многие годы. При этом ему даются какие-то бонусы как постоянному клиенту.

В Казахстане таймшер принял уродливые формы, это просто настоящий сетевой маркетинг, навязчивый сервис, когда тебя силком заманивают в фирму, обманывают, что вы выиграли, требуют присутствия и подписания договора. Потом оказывается, что вы договор подписали не с ними, а с их партнерами за рубежом. Выясняется, что вам за большие деньги подсунули тур без питания, без каких-либо других бонусов. Я всегда советую внимательно смотреть, что вы подписываете. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Будьте сами бдительны!

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Загрузка...