Опубликовано: 1066

Бутусов-бум

Бутусов-бум

Вечер ретромузыки под названием “Нау Бум” прошел 23 февраля в алматинском Дворце Республики. Группа “Ю-Питер” исполняла песни группы Nautilus Pompilius – во главе с лидером обоих коллективов Вячеславом Бутусовым.

Ретро в цене

Смутные впечатления остались после посещения концерта “Нау Бум”. С одной стороны, в Алматы приехали культовые рок-персонажи (кроме собственно Бутусова в состав “Ю-Питера” входит гитарист легендарной группы “Кино” Юрий Каспарян). С другой – ретроспективный репертуар, да и его воплощение, скорее, родили мысли о том, что нынешняя группа мэтра русского рока как будто не желает никуда двигаться. Хотя ежели в наших концертных залах востребованы погасшие западные рокеры вроде Nazareth и Scorpions или музыканты, перепевающие Pink Floyd и Gipsy Kings, то почему бы россиянам не делегировать сюда своих легенд?

В случае с программой “Нау Бум” удалось совместить оба этих способа игры на ностальгических нотках. Бутусов исполнил песни, которые трогали его аудиторию десятки лет назад (кстати, некоторые из них Вячеслав Геннадьевич успел подзабыть, так что приходилось читать тексты по бумажке), а группа “Ю-Питер”, не имеющая отношения к хитам “Прощальное письмо (Гуд-бай, Америка)” или “Крылья”, благодаря своему фронтмену смогла прикоснуться к наследию великой рок-группы прошлого века.

Однако далеко не все собравшиеся разделили скепсис автора этих строк. Почти полный зал Дворца Республики душевно отреагировал на исполнение питерцами песен, созданных некогда свердловскими рокерами. Песни действительно хороши, и люди повзрослей, которые заслушивались “Наутилусом” в 80–90-х годах, особо не размышляли о том, как они вяжутся с современным контекстом. Понятно, что есть лирические нетленки вроде “Я хочу быть с тобой”, но социально ориентированная поэзия Ильи Кормильцева (основной автор текстов к песням группы) в принципе не близка людям, выросшим не во времена становления русского рока. Ну как объяснить нынешним меломанам, почему Ален Делон не пьет одеколон и зачем вообще его надо было пить?

Градостроитель

Градостроитель (как он сам себя охарактеризовал в Алматы) Бутусов уже давно оценил значение трибьют-мероприятий в честь собственного детища. К десятилетию группы несколько команд из Питера и Свердловска вместе с “Наутилусом” выпустили ударную компиляцию из репертуара коллектива “Отчет-1983–1993”, после чего, собственно, и началось медленное, но верное погружение “Наутилуса” в пучину разногласий и увядания. Даже несмотря на самый коммерчески успешный альбом 1994 года “Титаник”, ставший таковым благодаря мощному промоушену, уже ничто не могло спасти группу, теряющую свой культовый статус. В 1997 году проект Nautilus Pompilius был закрыт.

В XXI век Бутусов вступил с новым строением – “Ю-Питером”. Ничего подобного тому, что выпало на долю “Нау”, этому проекту испытать не довелось. Широкой публике известны две вещи с альбома “Биографика” – “Песня идущего домой” с припевом “И вот я стою на краю снегопада...”, а также “Девушка по городу”, которая шагает босиком. Долгое время Вячеслав не мог исполнять многие песни из репертуара “Наутилуса”. Сейчас, уже после смерти Кормильцева, с которым Бутусов долгое время был в натянутых отношениях, удалось утрясти проблемы с авторскими правами. Причем дело было не столько в серьезных разногласиях поэта и исполнителя, сколько в неразберихе с компанией, в которой некогда издавался “Наутилус”.

Подвернувшаяся юбилейная дата, 25-летие Nautilus Pompilius, в прошлом году была отмечена с размахом. Это и конкурс для молодых музыкантов на лучший ремейк песен из репертуара “Нау”, и запись двойного диска “Нау Бум”, на первой части которого отметились многие уважаемые рок-деятели России и соседних стран. Правда, не все, кого мечтал увидеть там Бутусов. Отвечая на наш вопрос о подготовке трибьют-проекта, Вячеслав Геннадьевич рассказал, что, к примеру, Борис Гребенщиков и группа “Воскресение” не стали участвовать в его начинании. Лидер “Воскресения” Алексей Романов честно признался Бутусову, что с творчеством Nautilus Pompilius знаком очень плохо.

Два больших трибьют-концерта с участием массы российских коллективов прошли в конце прошлого года в обеих российских столицах. И как апофеоз этого “бума” – громадное турне по городам и весям, стартовавшее 11 февраля.

Жестче и танцевальней

Алматинский визит “Ю-Питера”, как говорят организаторы, состоялся неожиданно. Стоит подчеркнуть, что все вырученные от концерта средства будут отправлены в детский приют при Свято-Сергиевском приходе.

Нынешнее гастрольное шоу отличалось от того, что в декабре увидела публика Москвы и Питера. “Ю-Питер” отыграл гораздо больше хитов Nautilus Pompilius: вместе со своим лидером они покусились примерно на два десятка песен из “золотого фонда” группы. Начав с “Бриллиантовых дорог”, “Тутанхамона”, “Дыхания”, к середине концерта музыканты сделали некоторое отступление, ставшее приятным сюрпризом. Пять песен было исполнено в сопровождении струнной группы эстрадно-симфонического оркестра акима Алматы. Услышать в таком исполнении “На берегу безымянной реки”, “Прогулки по воде” или “Я хочу быть с тобой” дорогого стоит.

Собственно уровень организации шоу достоин особых эпитетов. Наряду с грамотным звуковым и световым оформлением концерт сопровождал специально подобранный видеоряд. Фронтмен Бутусов расположился на фоне огромных экранов позади всех, на возвышении, и, небрежно подергивая струны гитары, выдавал народу строки и рифмы, которые звучали еще с бобин и кассет жуткого качества.

Старый материал “Наутилуса” в исполнении “Ю-Питера” зазвучал жестче и... танцевальней, хотя никто из музыкантов особо не двигался на сцене, кроме нового, молодого басиста Сергея Вырвича, пришедшего в коллектив в прошлом году из группы “С.О.К.”. То ли строго черный дресс-код артистов обязывал, то ли все они уже подустали, но энергетика, шедшая со сцены, была весьма сдержанна. Лицо гитариста Юрия Каспаряна оживилось только после того, как в заключение вечера музыкальных воспоминаний “Ю-Питер” сыграл на бис песню из репертуара группы “Кино” – “Звезда по имени Солнце”.

На “прямой линии” в одном российском интернет-издании Бутусов честно согласился с тем, что юбилейный проект “Нау Бум” преследует как минимум две цели – коммерческую (заработать деньги на былой славе) и творческую (сделать старые песни лучше). И только посетив концерт, можно понять, чего же в этой акции больше – первого или второго. Не пытаясь склонить читателей к какой-либо версии, от себя замечу: сложно сказать, что, кроме перепевок “Наутилуса”, смогло бы сейчас возбудить столь массовый интерес к “Ю-Питеру”. И, похоже, этот трибьют-тур, рассчитанный на пару месяцев, может значительно растянуться. Ведь даже на прошлогоднем фестивале “Нашествие” значительную часть ю-питерского сета составил неувядающий репертуар ретрогруппы Nautilus Pompilius.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Загрузка...