Опубликовано: 1257

“Будете у нас на Иссык-Куле…”

“Будете у нас на Иссык-Куле…”

Во что обойдется отдых на Иссык-Куле? Когда сервис в пансионатах станет лучше? Как бороться с “продавцами полосатых палочек” на дорогах Кыргызстана? На эти и другие вопросы наших читателей отвечал директор государственного агентства по туризму при правительстве Кыргызской Республики Турусбек МАМАШОВ.

Кто в ответе за чистоту?

– Здравствуйте, меня зовут Мадина. В прошлом году я отдыхала на Иссык-Куле и была поражена, насколько грязными оказались пляжи и вода возле берега. Скажите, пожалуйста, кто отвечает за чистоту пляжей? И контролируется ли это как-то государством?

– Вы в каком пансионате отдыхали?

– В нескольких. В “Киргизском взморье” и в “Золотых песках”.

– Я сразу отвечу. В “Киргизском взморье” такого нет. Там очень чисто, нормально. А вот где “Золотые пески” – да, я с вами согласен. Этот пансионат принад­лежит другой республике. Там есть то, о чем вы говорите. Просто мы не имеем доступа на эту территорию. А в наших пансионатах, в том числе в “Киргизском взморье”, таких фактов нет. Мы это строго контролируем.

– Здравствуйте, Ирина меня зовут. Я хотела бы узнать – катастрофа, которая несколько лет назад произошла с цианидом, отразилась ли она на экологическом состоянии озера? Безопасно ли там отдыхать?

– Этот вопрос был снят еще несколько лет назад. Озеро чистое. Каждый год перед сезоном, во время сезона, в разгар сезона специалисты производят заборы воды для анализа. Там работают санэпидстанции области и республики. Могу гарантировать: Иссык-Куль – идеально чистое озеро. Можете не переживать. Если помните, еще тогда, когда начался этот шум, министр по чрезвычайным ситуациям специально для журналистов выпил стакан воды из озера, чтобы показать, что никакой опасности нет.

– Значит, абсолютно безопасно?

– Абсолютно.

Все хорошо, кроме сервиса

– Добрый день, я – Раут Импеисова из Алматы. Хотела бы задать вопрос по поводу санатория “Голубой Иссык-Куль”.

– Да, пожалуйста.

– Я каждый год в течение нескольких лет езжу в этот санаторий. Лечение меня устраивает, но сервис… Вот вы сами посудите: путевка на одного человека обходится 28 долларов в сутки – это разве реальная цена? Учитывая то, что в номере стоит обшарпанная советская мебель, сломанные почти всегда раковины, никогда не работающий туалет. Сантехника приходится вызывать почти через раз! Это повторяется из года в год. Цена не соответствует качест­ву! Почему я должна умолять горничную, чтобы она убрала в номере? В Турции и Эмиратах персонал даже не спрашивает – убирать или нет, само собой разумеется, что уберут.

– Спасибо. Я записал ваши претензии, все передам, куда следует. Спасибо за откровенный вопрос. Итак, во-первых, “Голубой Иссык-Куль” – это профсоюзный пансионат. И профсоюзные пансионаты сейчас, как вы заметили, не в самом лучшем виде. Да, я знаю, что за 28 долларов можно в той же Анталье спокойно отдыхать в 4-звездочном отеле. Но тем не менее в этом году в пансионате идут ремонтные работы – я был у них в начале июня, видел. У них просто нет денег. Им тоже тяжело. Ведь всего два месяца работают, только в сезон. А остальное время простаивают. Понимаете? Но все же, я думаю, с каждым годом ситуация понемногу меняется к лучшему. Мы учимся на собственных ошибках. Местное население начало понимать, что туризм – это бизнес, и надо уметь делать этот бизнес. Нам нужно немного времени, и вы увидите, что мы будем вас встречать так же, как в Турции или Египте.

А пока могу вам посоветовать поискать другой санаторий, с лучшим уровнем сервиса. На иссык-кульском берегу вы обязательно найдете здравницу с нормальными условиями. Кроме того, если вы хотите просто отдохнуть, сейчас есть много частных пансионатов, в которых сервис отличается в лучшую сторону.

– Но меня интересует лечение, поэтому я хочу вот еще что спросить: почему в самый горячий сезон, июль-август, вы отправляете в санатории своих участников войны и пенсионеров? Не имею ничего против, но ведь в июле они не принимают процедуры и не купаются. Почему бы им не отдыхать в мае и сентябре? Людям по 80 лет, ведь им же так и для здоровья полезнее? А в июле-августе освободить места для туристов…

– Вы абсолютно правы. Мы агитируем наших местных, чтобы они отдыхали не в июле, не в августе, как вы правильно заметили, а в сентябре или там в мае, в июне. Эта работа ведется.

– Хотела бы еще сказать, что природа дала вам такую жемчужину – Иссык-Куль. Берегите ее!

– Рахмет!

Нарушителей будем увольнять

– Здравствуйте, меня зовут Евгений Михайлович. Я регулярно езжу на Иссык-Куль, и вот ваши сотрудники ГАИ…

– Этот вопрос мы решили. В прошлом году совместно с МВД наше агентство проводило акцию. Мы каждому водителю выдаем на границе стикер. Вы клеите его на лобовое стекло, на них указаны круглосуточные дежурные номера нашего агентства и МВД. По любому возникающему вопросу можете тут же звонить. В прошлом году ни одной жалобы в наше ведомство не было.

– Добрый день, меня зовут Надежда. В прошлом году я с друзьями ездила на Иссык-Куль и столкнулась с вымогательством денег со стороны сотрудников ГАИ. Кроме того, на границе на контрольно-пропускном посту с вашей стороны мы прождали три часа, хотя перед нами стояло всего три машины. А по “встречке” шли машины, которые проезжали спокойно за мзду…

– Надежда, уже в прошлом году на границе всем автомобилистам выдавались стикеры, на которых были указаны дежурные телефоны МВД. Вы могли пожаловаться на неправомерные действия сотрудников милиции…

– Но дело в том, что не во всех районах есть сотовая связь. А гаишники есть везде! Как мы можем на него пожаловаться, если телефон вне зоны покрытия?

– Вам надо было запомнить номер нагрудного знака работника милиции, попросить его представиться, а потом, по приезде в населенный пункт, где есть органы внутренних дел, написать заявление. Или связаться с нами по телефону на стикере. То же самое следовало сделать и в случае с пограничниками. Правоохранительные органы обязаны реагировать на каждое обращение, и в том случае, если имело место нарушение ваших прав, к нарушителю будут приняты меры вплоть до увольнения. Это приказ министра внутренних дел.

– Спасибо, до свидания.

– До свидания, ждем вас на Иссык-Куле.

Обещаем – цены упадут!

– Добрый день, я – Давыдова Ирина. На какой уровень доходов рассчитано большинство зон отдыха и пансионатов? Дело в том, что я учитель начальных классов. И меня больше всего волнует вопрос, сможет ли отдохнуть человек с достатком, скажем, ниже среднего?

– Да, сейчас на Иссык-Куле у нас около 200 домов отдыха и пансионатов. Помимо этого есть частный сектор, который хорошо конкурирует с так называемым организованным сектором. Выбор большой. Можно отдохнуть, скажем, за 10–15 долларов в сутки в хорошем пансионате.

– Здорово! Спасибо большое.

– Приезжайте, Ирина, к нам.

– Это “прямая линия”? Я хотела бы задать еще один вопрос. По сравнению с прошлым годом цены на отдых в пансионатах выросли или остались на прежнем уровне?

– Сейчас мы цены снижаем. Мировой финансовый кризис сказывается. И мы перенимаем мировой опыт. Что делают, скажем, Турция, Египет? Они снижают цены, чтобы не потерять туристов. Понимаете? Мы тоже на опыте этих стран собрали дважды всех хозяев пансионатов, руководителей. В общем, тех, кто работает на Иссык-Куле, убедили их. И они где-то от 20 до 50 процентов снижают цены в этом году.

– Понятно. Спасибо вам большое за информацию.

Принимаем сигналы!

– Здравствуйте, меня зовут Арман. У меня такой вопрос: когда я приезжаю на Иссык-Куль и просто хочу осмотреть территорию пансионата, чтобы понять, хочу я в нем селиться или нет, охрана требует от меня оставить документы на проходной. В некоторых санаториях – например, в “Киргизском взморье”, надо оставлять удостоверение личности в залог. Разве это законно?

– Такого вообще не должно быть. Это незаконно. Вам следовало пожаловаться в администрацию пансионата или позвонить нам на дежурный номер. Мы бы приняли меры. Спасибо за сигнал. Хочу отметить, что такие вот “выдумки” на местах отпугивают туристов, заставляют думать, что мы в Кыргызстане никогда не достигнем мирового уровня сервиса. Это обидно. Поэтому наше агентство с такими проявлениями борется. Еще раз спасибо за информацию.

Самые щедрые туристы – россияне!

Корр.: Кстати, думаю, всем было бы интересно узнать – а поток туристов на Иссык-Куль, и казахстанцев в частности, не иссякает? Какой год был рекордным по числу отдыхающих?

– Прошлый. Тогда в Кыргызстан приехало более двух миллионов туристов. Большинство из них, конечно, казахстанцы, но в последнее время растет количество россиян. Мы каждый год участвуем в туристических выставках в Новосибирске, в Екатеринбурге. И как результат – сейчас к нам идет большой приток отдыхающих из Сибирского региона. Где-то 25 процентов отдыхающих – граждане России. Это здорово! Потому что в 2005 году россиян было где-то 3–3,5 процента. За российских туристов все борются – и турки, и Египет, и даже европейские курорты. Потому что, по данным исследований Всемирной туристической организации (есть и такая статистика): оказывается, одни из самых щедрых туристов – россияне.

– Да? Получается, россияне теснят казахстанцев на Иссык-Куле?

– Нет, что вы – большинство отдыхающих в нашей республике всегда составляли все-таки казахстанцы, вы всегда – желанные гости.

Фото Тахира САСЫКОВА

Филипп ПРОКУДИН

Загрузка...