Опубликовано: 10400

Богачи без понтов и депутаты без значков потрясли казахстанского мажилисмена

Богачи без понтов и депутаты без значков потрясли казахстанского мажилисмена

Депутаты без значка, богачи без джипов и автобусы без водителей – такой предстала Финляндия для мажилисмена Айкына КОНУРОВА во время поездки в Страну тысячи озер. Чем еще Суоми покорила народного избранника и что из финского опыта могла бы перенять наша республика, парламентарий рассказал “КАРАВАНУ”.

За одним столом и без гардеробщицы

В ходе недавней поездки в Хельсинки казахстанские мажилисмены встретились с финскими коллегами и побывали в инновационном парке.

Первое, что впечатлило депутата от фракции народных коммунистов, – сдержанность местных жителей.

– Эмоции на лицах финнов проявляются крайне редко, стабильно добродушие без натянутой улыбки или подобострастия – в отличие от нашей сферы услуг, торговли, где от любви до ненависти проходит буквально доля секунды. В Финляндии в этом плане люди более стабильные – они просто уважительно к тебе относятся, без всяких перехлестов, – говорит Айкын Конуров.

Второе, что удивило коммуниста, – скромность финских граждан.

– Такого китча, как в Казахстане, когда богатый намеренно показывает свое состояние в виде больших дорогих машин, особняков, в Финляндии я не видел. Джипы есть, но в основном используются фермерами, строителями, егерями в горах. А чтобы на городской улице двигаться на огромном внедорожнике – такого не видел, – делится депутат.

Не увидел наш собеседник излишеств и у своих финских коллег:

– Мне понравилось, что финские парламентарии очень простые, и даже внешне тяжело определить, кто идет навстречу – сотрудник аппарата или депутат: у них нет соответствующих значков. А еще в парламенте нет гардеробщицы – сам раздеваешься, вешаешь одежду, никаких номерков. Впечатлила столовая – она расположена прямо в холле и доступна каждому желающему: за одним столом обедают и помощники депутатов, и сами парламентарии, и посетители, которые могут попасть в парламент, лишь предъявив паспорт (вход же в депутатскую столовую мажилиса заказан даже журналистам: на днях корреспонденту “КАРАВАНА” напомнили, что здесь вкушают только народные избранники. – Прим. авт.).

Даже кровать – умная

Среди впечатливших парламентского коммуниста фактов – и высокий уровень образованности финнов.

– Обычные финны знают, что такое Казахстан, детали экономического развития нашей страны, причем касается это не только тех, кто напрямую работает с казахстанскими партнерами. Финское образование – одно из лучших в мире, фундаментальное, в отличие, например, от американского. В США знают нашего Президента – мировой бренд Назарбаева неоспорим, а частности, например, столицу, население, расположение Казахстана, могут не знать. У финнов одна из самых передовых систем образования, и это дает замечательные плоды: достаточно вспомнить продукцию Nokia или знаменитую игру Angry Birds, созданные финнами, – отмечает депутат.

Кстати, капитализация компании, производящей игрушки и сувениры под брендом Angry Birds, сегодня превышает капитализацию некоторых крупных нефтяных компаний. Так что необязательно строить завод или бурить скважину для добычи нефти – пополнять бюджет можно на основе развития востребованной в обществе идеи или инновации, подчеркивает коммунист.

Казахстанским депутатам в Финляндии продемонстрировали и продукты инновационного кластера, в частности, беспилотный автобус.

– Пока беспилотный общественный транспорт проходит апробацию, мы прокатились на таком автобусе. Планируется, что через год-два они будут ездить по дорогам Хельсинки, а финны от своих планов не отступают. Для этого, конечно, потребуется законодательное закрепление всех моментов, ведь если сейчас за безопасность пассажиров отвечает водитель, то в случае с беспилотником будет разработчик программного обеспечения, – говорит Айкын Конуров, скептически оценивающий шансы беспилотников попасть на казахстанские дороги. – Как к закону относятся финны и как мы – две большие разницы. Там на выделенную спецполосу для общественного транспорта никто не заедет, таксист из третьего ряда в первый за голосующим резко не свернет, у нас же с этим серьезные проблемы.

По словам депутата, в парке инновационных технологий работает много молодых людей, имеющих в руках передовую технику и программное обеспечение для реализации идей.

– У нас на глазах 3D-принтер формировал сложнейшие пластиковые детали. Технику для молодых инноваторов приобрели за счет государства, поддерживающего такие проекты. Если “выстреливаешь” с проектом, тебя поддерживают дальше, тебе не надо куда-то ехать, что-то просить, арендовать, искать инвесторов. Вопросы коммерциализации инновационных проектов решаются на госуровне. А еще нам продемонстрировали проект “умной кровати”: в специальный матрас встраиваются различные датчики, и все параметры человека, который нуждается в уходе, выводятся с кровати в автоматическом режиме через Интернет и переправляются врачам на компьютеры или родственникам на смартфоны. Матрас замеряет давление, пульс, температуру, общие параметры, – рассказывает мажилисмен.

Сдержанные патриоты

А вот у бизнеса – крупного и среднего, что работает в реальном секторе – дела идут не так хорошо, как у ученых-новаторов, констатирует депутат Конуров. Вслед за обанкротившимся концерном Nokia, что давал 10 процентов ВВП Финляндии, а теперь ноль, глобализация больно ударила и по промышленному гиганту Оutоtec, горнодобывающее оборудование которого пользовалось спросом по всему миру. С этим проявились проблемы у малого и среднего бизнеса компаний-смежников. Обанкрочен и продан полюбившийся казахстанцам бренд Finn Flair. Долг страны после активного вовлечения в глобализацию за последние восемь лет составляет 70 процентов от ВВП, что для страны, где граждане привыкли жить очень хорошо (уровень жизни номер один в Европе), довольно критично.

– Доля поступлений в бюджет от финского МСБ потихоньку падает, сказываются мировой кризис и активная работа крупных зарубежных производителей – конкурентов Финляндии, Китая в первую очередь. Проблемы испытывают, в частности, производители горнорудного оборудования. И если в США переплелись банковский и сектор реальной экономики, то в Финляндии иная ситуация: производственники не аффилированы с банками. Ты можешь брать кредит, но когда реальный сектор начинает испытывать проблемы, а в учредителях находятся представители банковского капитала или аффилированные структуры (а в Финляндии это все чаще китайские компании), то спасать будут вложенные деньги, а не предприятия, – говорит мажилисмен.

Но пессимистами в текущих условиях финны не стали – проявляют традиционную сдержанность, а еще берегут свою историю.

– В Хельсинки на Сенатской площади все так же стоит памятник российскому императору Александру II, Хельсинкский университет искусств носит имя финна шведского происхождения, великого Яна Сибелиуса, то есть история оберегается без деления на хорошие и плохие страницы. Такой момент скрепляет общество. А у нас кто-то за “красных”, кто-то – за “белых”, а ведь история такая, какая есть. А еще финны пестуют родную культуру, в том числе культуру языка. В стране Саами, как свою землю называют финны, два официальных государственных языка: финский и шведский. И в отличие от Астаны, где на каждом шагу сплошь английские слова, у финнов очень медленно идет англизация. Все названия магазинов, кафе – в основном на финском языке. При этом продавцы в большинстве своем четырехъязычны: владеют финским, шведским, достаточно хорошо изъясняются на английском и русском, – завершил свой рассказ Айкын Конуров.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи