Опубликовано: 2773

Бизнес на чужом имени

Бизнес на чужом имени

Долгое время франчайзинг казался отечественным предпринимателям чем-то замудренным, сложным и затратным. Поэтому за все годы рыночной экономики всего 3 процента предпринимателей от общего числа участников малого и среднего бизнеса рискнули вложить свои средства во франчайзинг. Между тем мировая статистика показывает, что бизнесом под раскрученным брендом заниматься выгодно и в других странах на этом зарабатывает до 60 процентов всех

предпринимателей. Почему же мы так робеем?

Мы решили разобраться в этом деле. Задача прежняя: у нас на руках 10 тысяч долларов и очередная бизнес-идея, которая должна принести неплохую прибыль. В качестве гида на этот раз мы пригласили председателя Союза франчайзинга в РК Вячеслава СИДЕЛЬНИКОВА. Как и в любом деле, здесь есть свои подводные камни, плюсы и минусы, риски и прогнозируемая прибыль…

За и против

С чего начать? Во-первых, нужно понять, что такое франчайзинг. Вы решили стать предпринимателем, работать на себя. При этом не хотите выходить на рынок слепым котенком, вложив все свои кровные в затею, которая пришла в голову вашей бабушке или привиделась во сне. Вы четко осознаете, что даже самый гениальный план, который вы изобрели самостоятельно, требует раскрутки и времени, чтобы наработать клиентов. Вы слишком хорошо умеете считать свои деньги и знаете, что на рекламу вашего проекта придется раскошеливаться минимум полгода. Если все эти нюансы не дают вам покоя, то вполне вероятно, что вам стоит обратить внимание на франчайзинг. Купить готовый бизнес, раскрученное имя, а значит, получить потребителей, предпочитающих конкретный известный бренд. Так любое небольшое ИП может стать представителем крупнейшей компании с громким именем.

– На самом деле, легче стартовать с крупным партнером, который подскажет, как работать, и поставит вам качественный товар. Под таким крылом легче осваивать рынок и набирать клиентов, – говорит Вячеслав Сидельников.

Франчайзинг – это система, при которой один экономический объект предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем.

Инициатива наказуема

Казалось бы, сплошные плюсы, и мы готовы тут же вложить свои 10 тысяч долларов. Но не стоит торопиться. Есть в этом деле и свои минусы. А точнее, особые требования, которые, возможно, не придутся вам по вкусу. Помните, что собственник очень дорожит своим брендом. И устанавливает конкретные требования, соблюдение которых обязательно. Это могут быть и место для торговой точки, особые требования к кадрам, соблюдению качества услуг. Все эти условия описываются подробно в договоре. И собственник не просто поверит вам на слово, он будет контролировать вашу деятельность любыми доступными способами. Например, засылая к вам “тайных покупателей”. Отслеживая вашу работу по видеоконтролю. Анализируя динамику продаж и держа под пристальным вниманием вашу бухгалтерию.

Понятно, что эти требования вполне справедливы и, по-хорошему, идут вам же на пользу. Если вы сможете держать уровень, то клиент окажет вам особое доверие. Но что же поделать с инициативой? С желанием что-то улучшить?

Помните: здесь инициатива наказуема, и объем вашего творчества в этом деле должен быть строго регламентирован, опять же, в договоре! При несоблюдении условий договора собственник франшизы будет делать предупреждения, выговоры, сможет налагать штрафы и может даже расторгнуть договор, невзирая на все вложенные вами в его детище деньги.

Всему свой срок

Еще один нюанс, на который нам указал наш эксперт Вячеслав Сидельников: срок действия договора. Если собственник не захочет продлять его – увы и ах. Но пенять тут не на кого, как правило, взаимовыгодные соглашения продляются. Если вы ведете дело успешно, быстро учитесь, прибыль стабильна, то с вами будут сотрудничать и дальше. Если дела не пошли или отношения не сложились – скажут “до свидания”!

На кого бы замахнуться?

Теперь, когда мы положили на чашу весов плюсы и минусы франчайзинга, можем принять решение. Хотите работать на высоком уровне, готовы выполнять условия договора – тогда вперед! И самое главное: вы сами решаете, какого партнера взять в свою команду. Даже если вы владелец ИП с небольшим капиталом, можете смело “примерить” самые раскрученные мировые бренды…

Сегодня существуют десятки “маркетов” по продаже готового бизнеса, а также идей и франшиз. Но здесь придется оплатить процент за посреднические услуги. Найти компаньона можно и самим, выйдя на сайт крупной компании и узнав ее условия. Как правило, в своем предложении собственник франшизы указывает размер первоначального взноса.

– Обычно он составляет 10 процентов от общих затрат, – пояснил наш эксперт.

Договор покажите юристу

Четко должна быть дана информация о необходимом начальном капитале, чтобы вы могли оценить свои возможности. Особое внимание стоит уделить графе “Роялти” – это вознаграждение, которое выплачивается за использование произведений, изобретений, торговых марок и других объектов права интеллектуальной собственности. Объем выплат может быть указан в определенной сумме либо в процентах от прибыли.

Список всех требований находится уже непосредственно в договоре франчайзинга.

– Если вы решили начать дело, то прежде, чем подписать договор, покажите его юристу, возможно, в некоторых пунктах можно отстоять свои права и условия, – говорит Вячеслав Сидельников. – Бесплатно такую помощь оказывает наша ассоциация, центр франчайзинга при фонде “Даму”.

Маленькое ИП с большими амбициями

Мы просмотрели целый список предложений по франчайзингу. Найти интересное для себя здесь может любой, даже самый мелкий бизнесмен. Так, например, франчайзинг по производству напольных резиновых покрытий можно приобрести в целом за 5 тысяч долларов, в сфере услуг – салоны красоты, просто кабинеты маникюра – в пределах от 5 до 10 тысяч долларов. По словам нашего эксперта, именно в малом и среднем бизнесе сейчас наблюдается динамичное развитие франчайзинга. На сегодняшний день в Казахстане представлено 480 брендов по франшизе. Наиболее развит франчайзинг в сфере розничной торговли, далее идут питание и бытовое обслуживание. Так что перспективы огромные!

Кстати, наши казахстанские бренды начали активно продавать франшизы. Ведь это тоже особый бизнес. В 2010 году свои франшизы продали 37 отечественных компаний, около 20 компаний ведут сейчас переговоры.

Загрузка...