Опубликовано: 1032

Битва за “Оскар”

В ближайший понедельник в 7 часов утра по времени Астаны в Лос-Анджелесе, где еще будет вечер воскресенья 22 февраля, начнется 81-я церемония вручения наград Американской академии киноискусства. О том, чего ждать от “Оскара”-2009, в превью одного из главных кинособытий года.

Лучший фильм года“Загадочная история Бенджамина Баттона”“Миллионер из трущоб”“Фрост против Никсона”“Харви Милк”“Чтец”

Победа в главной номинации “Лучший фильм года” – знак качества на все времена, дополнительные прибыли (и не только материальные) членам съемочной группы и вхождение в историю. В этом году, как обычно, номинированы пять картин. Фавориты вроде бы очевидны: это ленты “Миллионер из трущоб” (рецензию на фильм читайте на стр. 43), уже завоевавший приз Британской академии кино и телевидения BAFTA, “Золотой глобус” и еще множество наград, и “Загадочная история Бенджамина Баттона” (см. “Портрет Дориана Баттона” – №7 от 13 февраля).

По общему числу номинаций “Баттон” превосходит “Миллионера” – 13 против 10. Однако в очном бою всевозможных премий снятый в Индии англичанином Дэнни Бойлом на американо-британские деньги фильм пока всухую бьет очередную “чисто американскую историю” в стиле “Форреста Гампа”.

А что же остальные фильмы? Три других претендента на главный “Оскар” находятся в тени “тяжеловесов”. Драма “Фрост против Никсона” представляет популярный жанр фильма, основанного на реальных событиях, – уж кто-кто, а Рон Ховард (“Аполлон-13”, “Игры разума”, “Нокдаун”) знает в нем толк. В 1977 году британский журналист Дэвид Фрост раскрутил-таки уже три года как экс-президента США Ричарда Никсона на объемное телеинтервью, в том числе и об Уотергейтском скандале. Собственно, этому ставшему знаменитым интервью и посвящена лента.

Фильм Гаса ван Санта “Харви Милк” также повествует о 1970-х, реальных событиях и политиках. Правда, не совсем обычных: Харви Милк (его сыграл Шон Пенн) открыто признался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации и тем не менее был избран в городской совет Сан-Франциско.

Наконец, пятый фильм, “Чтец” – экранизация романа немецкого писателя Бернхарда Шлинка. В послевоенной Германии за заболевшим подростком Михаэлем ухаживает женщина по имени Ханна, которая старше его в два раза. Несмотря на разницу в возрасте, Михаэль и Ханна сближаются – на почве книг.

В последние годы состав номинантов на главный “Оскар” напоминает закономерность. Обязательны дань независимому кино (“Харви Милк”, ранее – “Джуно” и “Маленькая мисс Счастье”), политическая или военная драма (“Фрост против Никсона”, ранее – “Майкл Клейтон” и “Письма с Иводзимы”) и “привет бывшей метрополии” – прогремевший в мире англоязычный фильм, снятый в Великобритании или британцами (“Чтец”, ранее – “Искупление” и “Королева”). Но у перечисленных “подвидов”, как правило, мало шансов на победу.

Чаще всего лучших выбирают из других фильмов. Первая категория – это отличное кино с некой “аномалией”: в режиссуре, в выбранной тематике, месте действия и т.д. Из номинантов последних лет – “Старикам тут не место”, “Вавилон”, “Горбатая гора”… В случае с “Оскаром”-2009 это “Миллионер из трущоб”, действие которого происходит в Индии, а половина фильма снята на хинди. Вторая категория – насквозь классические американские истории: мечты, семьи, общества, жизни человека. Ныне это “Загадочная история Бенджамина Баттона”, ранее – “Нефть”, “Отступники”, “Столкновение”.

Фильмы второй категории по понятной причине чаще бьют представителей первой – просто потому, что академия американская и американские истории академикам априори ближе. И еще одна немаловажная тенденция: все разговоры о “Золотом глобусе” и BAFTA как о “репетициях “Оскара” в случае с главной номинацией – не более чем журналистский штамп. У академиков на этот случай зачастую находится фига в кармане.

Лишь в 2004 году один фильм собрал все три престижные кинопремии – “Властелин колец: возвращение короля”. После этого НИ РАЗУ главный “Оскар” не доставался картине, ранее получившей “Золотой глобус” или BAFTA. “Авиатор”, “Горбатая гора”, “Королева”, “Искупление” – все они считались фаворитами и проигрывали. Теперь главный фаворит – “Миллионер из трущоб”, все с теми же “Золотым глобусом” и BAFTA за пазухой… Прервется ли традиция?

Лучшая режиссураДэнни Бойл (“Миллионер из трущоб”)Гас ван Сант (“Харви Милк”)Стивен Долдри (“Чтец”)Дэвид Финчер (“Загадочная история Бенджамина Баттона”)Рон Ховард (“Фрост против Никсона”)

В номинации “Лучшая режиссура” собралась более чем представительная компания. Разменяв в 2006 году главный и режиссерский “Оскары” по принципу “чтобы никто не обиделся” (лучшим фильмом стало “Столкновение”, лучшим режиссером – Энг Ли за “Горбатую гору”), академия в последующие годы вручала обе статуэтки одной и той же картине.

При всем уважении к Гасу ван Санту, в кои-то веки решившему снять кино не с минимальным количеством диалогов, Ховарду и уникальному Стивену Долдри (за каждый из трех своих фильмов, “Билли Эллиотт”, “Часы” и теперь “Чтец”, он номинировался на лучшую режиссуру), основная борьба и тут развернется между Дэнни Бойлом и Дэвидом Финчером. “Загадочная история Бенджамина Баттона” хоть и самая масштабная, но определенно не лучшая работа Финчера, тогда как “Миллионер из трущоб” для Бойла, автора “Неглубокой могилы”, “На игле” и “Пляжа”, определенно возвращение в большое кино. Тем более работать выходцу из Манчестера пришлось в незнакомой обстановке Индии с незнакомыми актерами совсем другой школы. Именно Бойл – главный претендент на режиссерский “Оскар”.

Лучшая мужская рольРичард Дженкинс (“Посетитель”)Фрэнк Лангелла (“Фрост против Никсона”)Шон Пенн (“Харви Милк”)Брэд Питт (“Загадочная история Бенджамина Баттона”)Микки Рурк (“Рестлер”)

Ветерану актерского цеха Фрэнку Лангелле, в семьдесят сыгравшему Ричарда Никсона, уже являющемуся обладателем “Оскара” Шону Пенну, исполнившему роль политика-гея, незаметному любимцу братьев Коэнов Ричарду Дженкинсу и даже кумиру женщин всего мира Брэду Питту, видимо, придется остаться сторонними наблюдателями. Главный фаворит “оскаровской” церемонии в актерской номинации – Микки Рурк.

Некогда игравший роковых красавчиков и просто мачо (привет культовым “Девяти с половиной неделям” и “Харли-Дэвидсону и ковбою Мальборо”) актер вернулся в большое кино благодаря ролям обрюзгших стареющих хулиганов, у которых есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах. Через “Однажды в Мексике”, “Домино” и особенно “Город греха” Рурк вновь заставил говорить о себе, а роль в последнем фильме Даррена Аронофски “Рестлер” вознесла 56-летнего Микки на вершину, о которой он вряд ли уже мечтал.

Фактически Рурк сыграл в “Рестлере” самого себя. Американцы вообще любят истории в стиле “упал – поднялся – снова упал – опять поднялся” (привет не менее культовому “Рокки”), что уже проиллюстрировано “Золотым глобусом”, где Рурк превзошел всех своих конкурентов по “Оскару”, а также призами критиков Чикаго, Бостона, Флориды, Канзаса, Вашингтона и канадского Торонто.

Лучшая женская рольАнджелина Джоли (“Подмена”)Мелисса Лео (“Замерзшая река”)Мэрил Стрип (“Сомнение”)Кейт Уинслет (“Чтец”)Энн Хэтуэй (“Рэйчел выходит замуж”)

Либо Мэрил Стрип выйдет из кинотеатра “Кодак” обладательницей третьего по счету “Оскара”, рекордсменкой среди актрис и равной по количеству статуэток Джеку Николсону, либо Кейт Уинслет наконец-то перестанет быть одной из главных неудачниц в истории премии (пять предыдущих номинаций окончились ничем). Третьего, пожалуй, не дано.

Интересно, что Стрип и Уинслет уже соперничали в этой номинации в 2007 году, но тогда всех переиграла Хелен Миррен. Сейчас у двух талантливейших актрис современности соперниц, кроме них самих, нет. Мелисса Лео, скорее, загадка в списке номинантов, Энн Хэтуэй хоть и исполнила не свойственную ей драматическую роль, но до матрон пока не дотягивает, Анджелина Джоли в “Подмене” ничем не поразила – так что, по всему, соперничать Стрип и Уинслет.

Мэрил Стрип в “Сомнении”, экранизации лауреатом Пулитцеровской премии Джоном Патриком Шенли своей же пьесы, сыграла консервативную сестру Алоизию, преподавателя католической школы, вступающую в конфликт с не таким закостенелым церковником отцом Флинном. Стрип, как всегда, великолепна (у нее вообще не бывает плохих ролей), но Уинслет в этом году больше заслужила награду. Кейт номинировали уже пять раз, и каждый раз по делу. Особенно жаль ее не удостоенные “Оскара” роли в “Вечном сиянии чистого разума” и драме “Как малые дети”. Теперь, похоже, час англичанки пробил!

Ее роль Ханны в “Чтеце” удостоилась множества наград, причем с “Золотого глобуса” Кейт уходила сразу с двумя статуэтками за два фильма – вторая за главную роль в “Дороге перемен” (см. “Семейная драма” – №7 от 13 февраля). Интересно еще, что иностранные критики, работающие в Голливуде (именно они вручают “Золотой глобус”) провели роль Уинслет в “Чтеце” как второстепенную, тогда как британские и американские академики сочли эту роль главной. Как бы то ни было, а свой “Оскар” Кейт Уинслет давно уже заслужила – остается пожелать ей удачи!

На вторых ролях

Лучшая мужская роль второго планаДжош Бролин (“Харви Милк”)Роберт Дауни-младший (“Солдаты неудачи”)Хит Леджер (“Темный рыцарь”)Филип Сеймур Хоффман (“Сомнение”)Майкл Шеннон (“Дорога перемен”)

Лучшая женская роль второго планаЭми Адамс (“Сомнение”)Виола Дэвис (“Сомнение”)Пенелопа Крус (“Вики Кристина Барселона”)Мариса Томей (“Рестлер”)Тараджи Пи Хенсон (“Загадочная история Бенджамина Баттона”)

Можно всерьез восхищаться убедительной игрой Майкла Шеннона в роли бескомпромиссного любителя правды в “Дороге перемен” или очередным классическим концертом блистательного Филипа Сеймура Хоффмана. Можно радоваться возрождению из пепла алкоголя и наркотиков Роберта Дауни-младшего, так ярко исполнившего в сатирической комедии “Солдаты неудачи” роль актера, готового на полное перевоплощение, что это не было не замечено академиками, или удивляться решению нью-йоркских кинокритиков, решившихся на смелый шаг и отдавших свой приз Джошу Бролину, а не Хиту Леджеру… Все это не изменит одного: фамилия Леджера на 99 процентов из 100 будет содержаться в конверте.

Это было предрешено смертью актера год назад, его блестящей ролью Джокера в “Темном рыцаре” (см. “Бэтмен в колоде Джокера” – №34 от 22 августа 2008 года) и невозможностью академиков упустить намечающуюся более чем сентиментальную сцену. Но, несмотря ни на что, Леджер достоин “Оскара”, и это будет второй в истории премии случай посмертного награждения – впервые 33 года назад так отметили работу Питера Финча в фильме “Телесеть”.

В аналогичной женской номинации испанка Пенелопа Крус будет противостоять массированному десанту картины “Сомнение”, уже имеющей “Оскар” Марисе Томей и темнокожей актрисе Тараджи Пи Хенсон. По всем приметам премия должна достаться Крус, уже номинировавшейся в 2007 году за роль в “Возвращении” Педро Альмодовара. Знойной испанке стоит переживать разве что за одну тенденцию: чернокожим актерам “Оскар” вручают через церемонию, а прошлый год был как раз “белым”.

Эффектные костюмы

Лучшие костюмы“Австралия”“Загадочная история Бенджамина Баттона”“Герцогиня” “Харви Милк”“Дорога перемен”

Лучшие визуальные эффекты“Загадочная история Бенджамина Баттона”“Темный рыцарь”“Железный человек”

В этих, как и в других технических номинациях, кандидатов на “Оскар” отбирают профессионалы отрасли и голосуют тоже они, поэтому сомневаться в справедливости выбора не приходится. Костюмы во всех представленных картинах действительно изумительные, но побеждают в “одежной” номинации обычно исторические костюмированные драмы, поэтому “Оскар” почти наверняка достанется “Герцогине” (рецензию на фильм см. на стр. 43).

В “спецэффектной” номинации главный фаворит, как это ни покажется странным, не фильмы о супергероях “Темный рыцарь” и “Железный человек”, а “Загадочная история Бенджамина Баттона”. Многие зрители удивляются, каким образом Брэд Питт отыграл все превращения своего героя – от старика до юноши. Ответ прост и удивителен: от Питта в большей части фильма только лицо. Тела же принадлежат детям и карликам, затем их лица из кадра вырезали, а на пустое место “приклеивали” лицо Питта, мимика с которого снималась специальной маской с датчиками.

Главное – история!

Лучший оригинальный сценарий“Замерзшая река”“Беззаботная”“Залечь на дно в Брюгге”“Харви Милк”“ВАЛЛ-И”

Лучший адаптированный сценарий“Чтец”“Сомнение”“Миллионер из трущоб”“Загадочная история Бенджамина Баттона”“Фрост против Никсона”

Сценарные номинации, прежде всего “Лучший оригинальный сценарий”, – одни из самых любопытных. Ведь чем интереснее и необычнее рассказанная в кино история, тем интереснее сама картина.

В оригинальной категории основными претендентами на победу видятся “Харви Милк” (у фильма аж восемь номинаций, и вряд ли он останется совсем без наград), пленивший буквально всех от мала до велика мультик “ВАЛЛ-И” и нестандартная черная трагикомедия “Залечь на дно в Брюгге”. Особое внимание советовал бы обратить на последний фильм, снятый англичанином Мартином Макдонахом по собственному сценарию. История о двух киллерах, оказавшихся в Брюгге и многое переосмысливших в этом красивейшем старинном бельгийском городе, способна стать изюминкой в когорте лауреатов “Оскара”.

Что касается литературных адаптаций, то тут в очередное сражение вступят “Миллионер из трущоб”, снятый по роману Викаса Сварупа, и “Загадочная история Бенджамина Баттона” – очень вольное переложение рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Фаворит этого раунда – “Миллионер из трущоб”.

Лучший полнометражный мультфильм“ВАЛЛ-И”“Вольт”“Кун-фу панда”

Вряд ли можно сомневаться, что “Оскар” в этой номинации достанется создателям “ВАЛЛ-И” – одного из самых трогательных и оригинальных мультфильмов последних лет. История о ностальгирующем роботе-уборщике, оставшемся на Земле будущего в полном одиночестве, покорила весь мир. И трудно представить, что сердца академиков остались черствы к грустной мимике ВАЛЛ-И. Тем более что и замысел, и исполнение здесь на высшем уровне.

А в аналогичной короткометражной номинации можно поболеть за россиянина Константина Бронзита (его “Алеша Попович и Тугарин Змей” хорошо знаком детям и их родителям), чья картина “Уборная история – любовная история” претендует на победу. Обязательно найдите и посмотрите этот мультик в Интернете – не пожалеете!

Комиков в отставку!

Традиционно церемонию награждения “Оскара” вели актеры комедийного жанра. Многолетним ведущим был легендарный американский комик Боб Хоуп, затем в моду вошел коллективный конферанс, и только с середины 1980-х все вернулось на круги своя. Джек Леммон, Чеви Чейз, Робин Уильямс, Билли Кристал, Стив Мартин, Крис Рок, Вупи Голдберг, Джон Стюарт – звезды комедий. Были у организаторов и промашки вроде приглашения в 2007 году ведущей собственного юмористического шоу Эллен ДеДженерес, чей конферанс был признан абсолютно худшим. После этого решили не экспериментировать.

И вот на 81-ю церемонию академия все же заготовила сюрприз: ведущим церемонии будет известный австралийский актер Хью Джекман, звезда фильмов “Престиж”, “Люди Икс”, “Ван Хельсинг” и “Фонтан”, признанный журналом People самым сексуальным из ныне живущих мужчин. Среди качеств, сыгравших в пользу Джекмана, продюсеры церемонии назвали безупречное чувство стиля, элегантность, признанный актерский талант, а также виртуозный конферанс – в 2005 году австралиец блестяще отвел церемонию вручения американской театральной премии “Тони”.

К 81-й церемонии вручения “Оскара” готовился Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...