Опубликовано: 1306

Беда с едой

Беда с едой

Насекомые, плесень, кишечная палочка, скрепки – с такой “начинкой” продаются продукты в Алматы и Алматинской области. За 10 месяцев 2009 года в Национальную лигу потребителей поступило более 10 000 (!) жалоб на качество еды. Более 140 тонн (!) продуктов отправились на свалку. И это – только в Алматы.

Сладости с палочкой сальмонеллы

Недавно в Алматинской области произошло ЧП: сразу 33 человека из четырех сел Уйгурского района оказались в инфекционной больнице с диагнозом сальмонеллез после употребления тортов и пирожных. Как выяснилось, сладости готовили в подпольном цехе поселка Шилик, а потом привозили на продажу в Чунджу.

Жалобы на качество продуктов в редакцию поступают регулярно. Так, жительница поселка Маловодное Алматинской области Раушан ЖУНУСОВА сообщила: в магазинах поселка продается чай известной марки со странными добавками.

– Обычного черного чая в наших магазинах нет, а после чая с добавками люди покрываются пятнами, чихают, кашляют, – говорит Раушан Жунусова. – У многих появилась бронхиальная астма. Откуда? По традиции, чая мы пьем много. И просто вынуждены покупать то, что продают. Может, акимат разберется, что это за чай?

Колбасу не ест даже собака!

Алматинка Светлана ЯГОДНИКОВА регулярно отоваривается на рынке, что расположен на трассе Алматы – Бишкек Алматинской области:

– Когда я вижу, в каких условиях продаются продукты, а мясные туши валяются прямо на земле, становится плохо. У меня маленькая зарплата, поэтому вынуждена ездить на этот рынок. Происхождение многих продуктов, овощей вообще непонятно. Одни продавцы говорят, что везут их из Кыргызстана, другие – из Китая. Третьи утверждают: все местное. Несколько раз брала вареную колбасу, сосиски, так внутри – как будто картон. Даже собаки отказываются есть! Отнесла обратно продавцу. На мой вопрос, кто производитель, мне ничего не ответили и вернули деньги.

Несъедобными признали 143 тонны продуктов

В Алматы, как нам сообщила начальник отдела по надзору за безопасностью пищевых продуктов департамента Госсан­эпиднадзора г. Алматы Лариса ЛЯН, за 9 месяцев этого года санитарные врачи забраковали рекордное количество продуктов и напитков – 143 тонны 126 килограммов. Из них более 135 тонн – оптовые партии просроченных продуктов. Для сравнения: по всему Казахстану за 2008 год было забраковано 902 тонны 644 килограмма продуктов и напитков (данные ГУ “Казахская республиканская СЭС”). Цифры за 2009 год еще уточняются.

– Много жалоб поступает на супермаркеты, – говорит Лариса Лян. – Недавно в супермаркете женщина купила свежую печень, которая была заражена эхинококкозом. В другом магазине продавали алкогольные напитки с повышенным содержанием сивушных масел. Достаточно много встречается консервов, безалкогольных напитков с истекшим сроком годности.

Что чаще попадает в поле зрения специалистов Госсан­эпиднадзора? То, что пользуется повышенным спросом у покупателя: безалкогольные напитки, мясо и мясные продукты, детское питание, зерновые, крупяные и мукомольные изделия, молочные продукты, консервы, рыба, овощи и бахчевые.

Моль и черви – бесплатно

Каждая пятая (!) жалоба в общественном объединении защиты прав потребителей “Адал” касается продуктов питания. Алматинцы одинаково недовольны качеством продуктов как с рынков, так и из супермаркетов.

– У нас был случай, когда в крупном супермаркете алматинец купил крупу, в которой завелись черви и моль, – рассказывает президент объединения Артык СЕЙТКАЛИЕВА. – Принес покупку обратно в магазин, поставил в известность продавцов. Когда мы пришли в супермаркет для контрольной закупки, то товар с молью спокойно стоял на полках! Были сыры с плесенью. Причем в одном из случаев магазин клеил свой стикер поверх заводского, исправляя дату выпуска сыра на более позднюю. Покупателям все чаще подсовывают залежавшийся товар с новыми якобы сроками хранения. Очень часто покупатели жалуются на просроченные напитки, йогурты. Магазины ставят покупателям условие: покупать сразу всю упаковку йогуртов. Бывало, что в одном из четырех йогуртов оказывалась плесень. Доказать, что плесень была в йогурте уже в момент вскрытия упаковки, невозможно. Обычно продавцы заявляют, что она завелась у покупателя в холодильнике. Наши лаборатории подобную экспертизу не делают.

Подделывают все: от чая до водки

В городе регулярно встречаются фальсификаты. Сейчас в одной из алматинских лабораторий проходит экспертизу чай, точнее, непонятная трава с мусором, что была упакована в пачки из-под популярной марки чая. Встречались поддельные алкогольные, безалкогольные напитки, лавровый лист, дрожжи, колбаса, конфеты.

– Как-то нам принесли докторскую колбасу, купленную на рынке, – продолжает Артык Жумагуловна. – На вкус – сплошная соя, чего быть не должно. Чтобы определить присутствие сои, нужен электронный микроскоп, но его нет ни в одной лаборатории. Доказать обман покупателя сложно. Для этого надо собрать консилиум экспертов и органолептическим путем, то есть методом дегустации, определить наличие сои в колбасе, затем составить протокол…

Неоднократно алматинцы сообщали в редакцию о поддельных конфетах известной казахстанской марки, а также о неожиданных находках, например, червях в шоколаде.

Что едим, от того и болеем

Президенту Национальной лиги потребителей Казахстана Светлане САВЧЕНКО хорошо знакома проблема некачественных продуктов питания:

– Национальной лигой была инициирована телепередача “Народная экспертиза”. Для нее сотрудники комитета по техническому регулированию закупали продукты в розничной сети, смотрели их на соответствие стандартам, после чего отдавали в Республиканскую СЭС на экспертизу. В 90 процентах упаковка не соответствовала стандартам. Но это не самое страшное! Чай, халва содержали плесень. Сушки, пряники не соответствовали стандартам, молоко – условиям технической безопасности. В национальных напитках “Шубат” и “Наурыз коже” кишечная палочка превышала допустимые показатели в десять раз! Та же картина была в сливочном масле.

– Мы требовали, чтобы по всем нарушениям Республиканская СЭС инициировала иски в административный суд, но этого не было сделано, – продолжает Светлана Савченко. – Сегодня жалобы на качество продуктов питания в лигу поступают каждый день. А подделки просто заполонили наш рынок! Недавно на “круглом столе” по поводу детского питания академик Шарманов из Академии питания сказал, что более 60 процентов заболеваний наших детей связаны с некачественным питанием и неумением правильно питаться.

“Подумаешь, прокисшее молоко!”

Реакция руководства торговых точек, где был куплен некачественный продукт, на жалобы покупателей – самая разная. Но чаще это игнорирование обиженного покупателя до тех пор, пока не вмешаются в дело санитарные врачи или юристы из обществ защиты прав потребителей.

Отдельные дела по продуктам питания даже доходят до суда, но взыскать моральный вред с недобросовестного продавца сложно. Чаще судьи считают испорченные продукты “мелочами жизни”. А ведь дело не только в потраченных напрасно деньгах. Неприятный “сюрприз” в продуктах может испортить семейный ужин, вызвать определенные затраты времени, нервов. А может и навредить здоровью: перспектива провести ночь в “обнимку” с унитазом – дело малоприятное. А могут быть и опасные болезни, как сальмонеллез, бруцеллез, эхинококкоз! Разве в этих случаях покупателю не наносится моральный вред?

Берите “вещдоки”!

Обезопасить себя от покупки опасных продуктов, в принципе, можно. Покупайте продукты только в проверенных точках, не особо доверяйте дешевому товару со скидкой. При малейшем сомнении спрашивайте сертификат соответствия с голограммой, сопроводительные документы на товар. Обязательно сохраняйте чек, пока не убедитесь, что продукт вполне съедобен. Если все-таки отравились, вызывайте на дом врача или “скорую помощь”, чтобы зафиксировать неприятный инцидент. Ваше право – требовать за свои деньги стопроцентное качество и наказывать тех, кто бессовестно наживается на чужом здоровье. И еще: обязательно пишите заявления в санэпиднадзор, можно сбрасывать жалобы по факсу!

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото), Алматы

Загрузка...