Опубликовано: 1560

Автомобиль не средство передвижения, а роскошь!

Автомобиль не средство передвижения, а роскошь!

Казахстанский министр индустрии и торговли Владимир Школьник заявил о необходимости повышения таможенных пошлин на иномарки. И автомобиль может опять стать предметом роскоши.

Пошлины разорят автодилеров…

Первые заявления Владимира Школьника прозвучали как гром среди ясного неба. “Парадокс: в России пошлина на импорт автомобиля – 30 процентов, у нас – 10. Если вы посмотрите цены на новый автомобиль – и у нас, и в России они одинаковы в автосалонах”, – отметил глава Мининдустрии, обозначив тем самым твердое намерение повысить таможенные пошлины на новые автомобили до 30 процентов.

Официальные автодилеры тут же ответили министру, что в условиях кризиса столь кардинальные меры попросту уничтожат авторынок. Собравшись в Алматы за “круглым столом”, руководители самых крупных компаний пожаловались на понижение покупательского спроса и резко упавшие продажи новых авто. По их информации, в 2008 году в страну было завезено всего 155 220 легковых автомобилей, что на 60,3 процента меньше, чем в 2007-м. Из них на долю продаж официальных дилеров пришлось 23 573 машины, то есть на треть меньше, чем в предыдущие годы.

– В этом году, по нашим прогнозам, все официальные дилеры продадут не более 16 тысяч машин, – поведал журналистам руководитель самой крупной дилерской компании Нурлан Смагулов. – Но если правительство введет новые пошлины, то даже этот весьма скромный рубеж будет недостижимым. Мы, автодилеры, не против повышения пошлин, но считаем, что пока эта мера преждевременная. Это необходимо будет сделать тогда, когда в Казахстане появится автозавод с полным циклом производства.

– Повышение пошлин приведет к сокращению продаж уже в этом году на 60 процентов, – сообщил Игорь Лаврентьев, еще один автодилер. – Это вызовет сокращение рабочих мест на 30 процентов, автодилеры начнут сворачивать свой бизнес.

По словам Нурлана Смагулова, “в недрах правительства есть проект постановления по переходу таможенных тарифов на такие, какие сейчас есть в России. Сейчас вопрос состоит в том, чтобы поднять таможенные пошлины на новые автомобили в три раза, а на подержанные автомобили еще больше, цена растаможки увеличится в 10 раз”. При этом он подчеркнул, что официальные дилеры против повышения таможенных пошлин как на новые, так и на подержанные автомобили.

…и уничтожат автобарахолки!

Уже через неделю после выступления автодилеров Владимир Школьник вновь коснулся вопроса таможенных пошлин, но в этот раз его взор упал на автомобильный секонд-хенд.

– Казахстан – это единственная страна, которая ввозит автомобили, не соответствующие никаким нормам и правилам ГОСТа, мы таким образом превращаем свою страну в свалку, – заявил он. – Дело все в том, что в Европе нельзя эксплуатировать автомобили старше 7 лет, то есть они ничего не стоят там. Даже платят деньги для их утилизации. Покупаются за 500 долларов, а нашему же населению они продаются – по 3 – 4,5 тысячи долларов за автомобили, которые ничего не стоят.

Видимо, просьба официальных автодилеров, имеющих социальный вес и средства на отстаивание интересов, все же подействовала на государственных мужей, и они решили отыграться на тех, кому новые машины не по карману. Хотя и без повышения таможенных пошлин ситуация на рынке подержанных автомобилей сейчас непростая. По словам частных предпринимателей, много лет занимающихся поставками "железных коней" из Европы и США, автобарахолки практически парализованы.

– Ситуация на рынке подержанных автомобилей нестабильная, – рассказал один из продавцов автомобилей Александр К. – Подержанные автомобили в Казахстан практически не ввозятся, а на рынках продается в основном то, что было завезено еще в середине прошлого года. Сказался мировой финансовый кризис, причем не только на покупательской способности наших граждан, но и на “продавательской” способности тех же европейцев и американцев. Жители этих стран, столкнувшись с кризисом, не торопятся продавать свои автомобили и покупать новые. Поэтому на тех же американских аукционах продается намного меньше автомобилей, чем, например, год назад. Да и цена автомобилей поднялась на 2–3 тысячи долларов, что, естественно, сказалось на конечной стоимости автомобиля на казахстанском рынке. Во-вторых, из-за девальвации тенге таможенные пошлины, которые оплачиваются в тенге, уже увеличились минимум на 500 долларов с автомобиля. Для самого продавца автомобиль стал дороже, а покупатели не хотят понимать этого, ждут еще большего падения цен. Приходится отдавать автомобиль практически по себестоимости.

Для примера Александр подсчитал, из чего складывается стоимость Mitsubishi Montero Sport 2000 года выпуска на алматинской автобарахолке. Стоимость такого автомобиля на аукционе в США в среднем 6000 долларов, 500–1000 долларов – это комиссионные американским дилерам, 3000 долларов – доставка, 1600 – растаможка плюс услуги СВХ и оформление в УДП. Получается себестоимость авто с доставкой – 12 500 долларов.

– Продать подобный автомобиль на автобарахолке сегодня за 14 000 долларов невозможно, – поясняет Александр. – А выручка в 500 долларов не стоит риска по доставке автомобиля, трехмесячных ожиданий и переживаний.

В принципе, в такой ситуации продавцы-поставщики автомобилей не против повышения таможенных пошлин, но максимум на 20 процентов, поскольку сама сумма растаможки невысока. Тогда, по их мнению, покупатели поймут, что совсем дешевого автомобиля уже не купишь, рынок станет стабильным, исчезнут многочисленные перекупщики, а в бюджет будет поступать больше платежей.

Но повышения таможенных пошлин в 10 раз, как это планирует правительство, рынок автомобилей-секонд-хенд не переживет, ведь растаможка того же Montero Sport 2000 года выпуска тогда будет стоить минимум 3200 долларов! Такой автомобиль семья со средними доходами уже вряд ли купит…

Анна ПАВЛОВА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Загрузка...