Опубликовано: 153800

Австралия глазами казахстанки: Люди живут так, как мы отдыхаем

Австралия глазами казахстанки: Люди живут так, как мы отдыхаем

В 90-е волна иммиграции занесла многих казахстанцев в Австралию. Родные алматинки Анны КАЗАКОВОЙ – дядя с семьей, бабушка с дедушкой, тоже переехали на ПМЖ на Зеленый континент. Недавно Анна вернулась из очередного путешествия – гостила у родственников. Говорит, Австралия не перестает удивлять, но… жить там мама троих детей не хотела бы.

Для меня тема Австралии очень близка. В 1997 году вместе с родственниками я тоже пыталась уехать на ПМЖ в эту страну, но у нас не срослось – турфирма обманула с визами. Видно, не судьба!

Двое суток в пути – и ты на Зеленом континенте.

Карта мира там начинается с Австралии. Вверху – Южный полюс, потом Австралия, а снизу находятся Азия, Европа…

Родные Анны живут в южной части страны, в городе Аделаиде, с населением примерно полтора миллиона человек.

– Знаете, что удивило? Отсутствие людей на улицах. Тишина. И совсем нет пыли, – рассказывает Анна. – Повсюду растут эвкалиптовые деревья. Они и океан очень хорошо очищают воздух. Я приехала в новых белых босоножках. 45 дней не снимала их вообще. В домах там не разуваются, на кровать в обуви ложатся. В новых босоножках прилетела в Алматы. Доехала до дому, прошла по пыли, всё, обуви пришла хана.

В городе нет многоэтажек, максимум строят 2 этажа. Все живут в частных домах, но запрещено отопление дровами, газом.

Да и это там не нужно. В разгар зимы у бабушки плюс 18 градусов. В начале и в конце каждой улицы парк, где есть пруд, детские площадки, пандусы. К сожалению, в Австралии много больных детей. Но это не специфика страны. Много родителей уезжают туда с просторов СНГ из-за детей с особенностями развития, потому что социальные пакеты для них просто великолепные.

– Мой дядя переехал туда из-за старшего сына, у которого ДЦП, – продолжает моя собеседница. – Сейчас брату 36 лет. Он родился в Алматы. Вскоре обнаружили порок в развитии. Молодым родителям предлагали отдать ребенка в интернат.

Когда брату было больше 30 лет, в Австралии провели экспертизу и выяснили: после рождения у ребенка была травма, вероятнее всего, его уронили в роддоме. У него это не врожденное.

Благодаря этой стране брат знает два языка – русский и английский, сам справляется со всем. Государство платит его маме за то, что она смотрит за ним. Ежегодно на его нужды выделяется 180 тысяч долларов – на специальную кровать, коляску, тренажер, унитаз, ортопедическую обувь.

Для особенных людей по всей Австралии есть программы– school activity, которые приучают их к самостоятельности, ведь когда-нибудь их близких не станет.

Дядя с тетей отдали сына туда два года назад только потому, что им за 55… Я тоже там побывала. Это – большая ферма, где живут 10 молодых людей разного возраста и около 30 воспитателей. Воспитанников приучают к труду, всячески социализируют. Вместе они ходят в кино, парки, кормят лошадей. Как детский сад, только для взрослых.

Пенсии хватает на всё: жить, путешествовать

– А для пенсионеров какие условия?

– Рай райский! Все позитивные, живут долго. До 95 лет в Австралии разрешено ездить за рулем.

Там очень сильно развиты коммунити-общины: русская, казахская, все друг друга знают, общаются, путешествуют. Моей бабуле 80 лет. Дедушка, к сожалению, умер. Она ведет очень активный образ жизни. Ежемесячно получает пенсию – 1 400 австралийских долларов, которых с лихвой хватает на всё: жить, питаться, путешествовать. Медобслуживание – по страховке. Если ее нет, то медицина дорогая – от 3 500 долларов стоит день пребывания в стационаре.

– Побывала я в доме для престарелых, – рассказывает Анна.– Когда бабушка стала говорить, что туда уйдет, я возмутилась – как так, куда ты собралась? Поехала посмотреть. Там менталитет у людей такой – они не хотят зависеть от детей. Сосед может быть ближе, чем собственный ребенок. Дом престарелых – это двухэтажные особняки. На первом этаже живет старик, на втором – его обслуживающий персонал – медсестра, гувернантка, повар. Шахматы, бильярд, пинг-понг, гольф поля – всё, что хочешь, в счет пенсии. Старики там знакомятся, дружат, чуть ли не свадьбы играют. Почувствовала там состояние абсолютного покоя. Город живет так, как мы отдыхаем. Тихая и уверенная в завтрашнем дне жизнь. Но – одинокая. Какие бы блага ни давала страна, не будешь счастлив, если ты один.

Невесты из СНГ – нарасхват

– Женщины отличаются от наших?

– Да. Мы – красотки. Ни внешности, ни одежде там не придают значение. Главное – что внутри.

– В 90-е годы брачные агентства отправляли из Казахстана в Австралию невест. Женщины были очень востребованны – в Австралии их было намного меньше мужчин. А сейчас как?

– Тоже, особенно у иммигрантов. По Интернету знакомятся с девушками из Беларуси, Украины, Польши, Литвы, Сербии. Знакомая семья переехала из Алматы, сыновья выросли. Один женился на австралийке, не ужились. Потом поехал на смотрины в Беларусь, в итоге женился и вернулся в Австралию с женой. Австралийки совсем другие. У нас с ними разный менталитет. Они не хотят рожать, делать что-то по дому. Их мало, а мужчин много. Поэтому все они – королевы.

“Люди мечтают, чтобы их обокрали”

– На улицах города безопасно?

– Удивило несколько видов полиции: женская, мужская, аборигенская. Если женщина ведет себя плохо, то мужчина-полицейский не имеет права к ней прикасаться вообще. Поэтому мужчина и женщина работают в паре. У полиции много полномочий, так что с ней лучше не связываться.

Патрулирование улиц ведется на вертолетах, круглосуточно. С непривычки было страшно, спишь, а над крышей вертолет завис, светит прожектором.

Много наркоманов. Марихуану легализовали, но выращивать ее нельзя. Едет полицейская машина, на ней маленький фургон, на нем стоит что-то вроде локатора и по запаху может определить, у кого во дворе растет травка. Казахстанцы откровенно рассказали, как помогают многодетным семьям в Австралии, Японии и Испании

– А бывают кражи имущества?

– Не поверите, но люди мечтают, чтобы их обокрали. Потому что всё застраховано. И если вынесли телевизор, телефон, на страховку можно будет купить все самой последней модели.

Один дяденька из страны бывшего Союза делал ремонт, заходил в строительный магазин, набирал полную тележку товара и просто уходил. На пятый раз ему сказали – больше не надо приходить сюда. Всё.

Дядя рассказал, что за 27 лет, с учетом того, что он работал в такси по 12 часов в день, его полиция остановила всего три (!) раза. Там из машины водителю нельзя выходить. Выйдешь – могут расстрелять, они не знают, кто ты. По базе пробивают твою личность, адрес, возможные нарушения. После один выходит, рука на кобуре, подходит, просит документы. Коррупции среди полицейских нет. Никому ты взятку не дашь, видеонаблюдение постоянно. У нас тоже снимают, но это никого не останавливает. У них зарплата – 200 тысяч долларов в год, и они так держатся за свою работу, что, скорее, дадут тебе денег, если попросишь.

Налог – 49 процентов

– А в госорганах?

– Жена младшего брата работает в местном исполнительном органе по делам беженцев, занимается выдачей соцпакетов. Там настолько другой менталитет, что в голову не придет что-то с кого-то требовать. Я думала, в Австралии хорошо жить только пенсионерам, детям. Оказывается, человек только за то, что родился, начинает получать деньги. Его мама получает деньги до 16 лет.

С 16-летнего возраста открывается счет ребенка и до 21 года он сам может снимать накопления. Если он дальше учится, ему тоже платят. Будет учиться пять лет – будут платить пять лет.

Выходцы из бывшего Союза пронюхали это, и одна женщина уже 25 лет учится. Ей уже сказали – всё, у вас исчерпан лимит.

Безработным платят пособие. Тем, у кого нет своего жилья, предоставляют соцжилье. Платишь только коммунальные услуги. За электричество государство оплачивает 70 долларов. Моя бабушка арендует социальное жилье. Это большой дом: огромный холл, кухня, две спальни, прачечная, ванна с туалетом, двор. Платит аренду 250 долларов в год. У хаузентраст есть хозяин. Если в доме что-то сломается, он чинит за свой счет.

Работающим в Австралии хуже всего – они платят 49 процентов налогов, если доход превышает 100 тысяч долларов в год. А там такой доход почти у всех.

Приезжают люди делать бизнес. Был парень из Талдыкоргана, открыл кафе “Талдыкорган”. Бабушка работала у него поваром, готовила русскую кухню – борщи, пирожки, блины. Приехали китайцы, купили бизнес. Никто при этом не пострадал. Просто сменился хозяин. Все работают по контракту, каждые две недели получают зарплату. Существуют ограничения – ты не можешь работать больше 5–6 часов в день.

“Австралия дает многое, но забирает детей”

– Аня, а родные приезжают из Австралии в Казахстан?

– Дядя приезжает отдыхать, у него в Алматы куча друзей, а еще зубы лечить – там одна пломба 1 500 долларов стоит.

– Чего дяде не хватает?

– Общения. Люди там другие, негостеприимные. Если тебя пригласили в гости с 2 до 4, то в 4 тебе скажут до свидания. Если ты пришел раньше, не запустят даже на порог. Как сказал дядя, Австралия дает многое, но забирает детей. В 16 лет, после того как у них открывается доступ к счету, они уходят из дома, живут отдельно.

– Многодетные семьи есть?

– У меня зять, сноха – итальянцы. Семья для них всё! Они очень семейные, хотят, чтобы было много детей. У сестры их двое. Три – уже подвиг. Еще есть собаки, кошки.

– Как там к животным относятся?

– Ужас, как они их любят! Собаки ходят в детсад для собак. Повсюду салоны красоты, магазины для животных. Как-то дядя уехал, его собака опрокинула миску. Приехала полиция, зоозащита. Ему выписали штраф 800 или 900 долларов за то, что он оставил животное без воды. Предупредили – еще раз, и будет тюрьма. Нельзя держать собаку на цепи. У нее должен быть доступ к еде, воде. Иначе любая соседка настучит.

– То есть стукачество приветствуется?

– Я думаю, они это не из-за денег делают, а из-за повышенного чувства справедливости, законопослушности.

– Какие были экзотические поездки?

– Путешествие на остров кенгуру. Там в естественной среде живут разные животные. Увидела коал. Милый сонный медвежонок, на ощупь – как персидский кот. Дикие кенгуру – огромные, страшные. Нельзя в их присутствии делать резких движений. В парке живет прайд львов. Не рискнула поехать в открытом автобусе, так как были случаи нападения хищников на людей. Змей, пауков не видела. Но у всех в домах есть аптечка с противоядиями.

– А вы хотели бы жить в Австралии?

– Нет. Другой менталитет, другой мир, к которому я не готова. Несмотря на свое европейское происхождение, я – азиатская женщина. Не могу жить, как они, для меня это – распущенность. Есть неприемлемые вещи, как пропаганда в школе третьего пола. В Австралии разрешены однополые браки. Отношусь лояльно, но не хочу, чтобы мои дети, внуки это делали. Наш азиатский менталитет мне гораздо ближе. У нас есть почитание старших, уважение к возрасту. Они же слишком независимы, и это не всегда хорошо.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи