Опубликовано: 7532

“Авиатакси” для подруги олигарха

“Авиатакси” для подруги олигарха

Самые дорогие предметы роскоши – виллы, автомобили, часы с платиной и бриллиантами – уже не так актуальны для богатых казахстанцев. Последнее веяние моды – частный самолет (бизнес-джет) со всеми удобствами: спальней, душевой кабиной, пальмой,  рестораном. Или… вертолет. Мы попытались выяснить, какие летающие машины предпочитают наши олигархи.Самолеты “по вызову”

У соседей ВИП-перевозки начали активно развиваться на самолетах советского образца – “яках”, “тушках” – еще в начале 90-х годов. Их салоны полностью переоборудовали под требовательных клиентов – вместо жестких кресел ставили мягкие сиденья, проводили реконструкцию салона и туалетной комнаты... На таких машинах тогдашние олигархи передвигались по всей стране. А бывало, что улетали за ее пределы. С концами. В середине 90-х эта мода вместе с российскими самолетами пришла в Казахстан. А расцвет деловой авиации в нашей стране пришелся на 2005–2006 годы. На рынке появились авиакомпании, авиационные брокеры, осуществляющие ВИП-перевозки. Заметно обновился и парк самолетов, вертолетов.

Сегодня в загородных особняках некоторых областных центров близ Алматы строятся вертолетные площадки, ВИП-самолеты перевозят олигархов на экзотические острова, а то и просто на свадьбу к родственникам в другой город Казахстана. Известные СМИ бурно обсуждают историю любви звездной “фабрикантки” и казахстанского олигарха, входящего в список самых обеспеченных людей планеты по версии журнала Forbes, который за своей пассией постоянно отправлял в Россию “летающее такси” – самолет. Потом любовь погасла, и самолет стал летать… в другом направлении, к новой возлюбленной.

В Казахстане есть даже рынок летающей техники – точь-в-точь как рынок автомобилей. Только объявления в газеты, как это принято в США, Австралии, типа “Куплю самолет. Недорого”, наши бизнесмены не дают. Ведь цены на этом рынке в сотни раз выше, а его участники не хотят лишний раз светиться. Очень тесно наши олигархи в этом плане сотрудничают с российскими, зарубежными партнерами – те всегда готовы помочь советом, где купить самолет. А заодно получить свои проценты со сделки. Кстати, в России уже зарегистрировано 158 реактивных бизнес-самолетов (в Казахстане пока только 15).

Лайнер президента Туниса – для бизнесмена из Казахстана

В этом году издание African Manager опубликовало статью под названием “Тунис: проваливается продажа бизнесмену из Казахстана самолета, принадлежащего Бену Али!”. В ней говорилось, что компания Tunisair SA выставила на продажу два президентских самолета – “Боинг B737-700” и “Эрбас A340-500”. Компания Tunisair и бизнесмен из Казахстана, чье имя не называлось, заключили соглашение на продажу. Он согласился внести денежный аванс, а потом несколько недель не давал о себе знать.

“Наверняка это очень известный у себя на родине человек, ибо далеко не каждому, даже состоятельному казахскому бизнесмену, по карману покупка самолета главы целого государства, хоть и бывшего”, – пишет издание. Так, B737-700 стоит почти 34 миллиона американских долларов, а A340-500 – 158 миллионов.

В киргизских СМИ мы нашли информацию о том, что в аэропорт Манас города Бишкека зачастили самолеты казахстанских олигархов. Кто летает в гости, кто по делам.

Без вертолетов просто не выжить другому нашему миллионеру – хозяину строительной компании, чьи дольщики периодически устраивают пикеты и забастовки. Его особняк находится в горах Алматинской области. Пока дом строился, на вертолетах хозяин ежедневно доставлял сюда рабочих, стройматериалы, питание. Теперь они задействованы для перевозки хозяина и его гостей – ну не на лыжах же им карабкаться по горам!

Летающие “лимузины”

По данным Комитета гражданской авиации РК, на конец 2011 года в Казахстане имеют сертификаты 62 авиакомпании из разных городов страны. Большинство занимается частными авиаперевозками. Нерегулярные (чартерные) и деловые перевозки осуществляют около 40 воздушных судов (“Ту-54/134”, “Як-42/40”). А также 15 самолетов западного производства типа Cessna 650, Challenger CL-850 и другие.

– При вылете из аэропорта Алматы с высоты птичьего полета можно увидеть стоянку бизнес-джетов – небольших самолетов с реактивным двигателем, которые очень любят арендовать наши бизнесмены, – рассказывает сотрудник авиационной отрасли Сергей СМИРНОВ. – Здесь бывают канадские Challenger, американские Cessna и Gulfstream… Если вы заметили, в аэропорту нет обзорной площадки, где можно сфотографироваться на фоне самолетов, как, например, в аэропорту Амстердама или Парижа. Думаю, это связано с тем, чтобы лишний раз не попадали в кадр бизнес-джеты. Почти все эти самолеты находятся в частной собственности. Часто казахстанские бизнесмены берут в лизинг самолеты у компаний из ОАЭ или зарегистрированных в офшорной зоне.

– Бизнес-джеты могут преодолевать очень большие расстояния, имеют прекрасные летные характеристики, просторный салон, – продолжает наш собеседник. – Их еще называют “летающими лимузинами”. Стоимость такой машины – от 50 миллионов долларов и выше. Стоимость летного часа для клиента  в среднем  5–15 тысяч долларов США. Обычно бизнес-джеты соответствуют концепции “офиса в небе”. Салон ВИП-лайнера может быть оборудован конференц-залом, спальней, ванной комнатой.

Требование – держать язык за зубами

ВИП-чартер предполагает индивидуальный сервис не только в воздухе, но и на земле. Обычно транспорт для таких пассажиров подается прямо к трапу, для них предусмотрен отдельный терминал, они проходят ускоренный таможенный, пограничный досмотр. И тут можно поставить вопрос: а проходят ли вообще?

– В любой момент олигарх может сбежать на самолете за бугор, мы это уже проходили, – говорит наш собеседник. – Нагрузив “Ту-154” своим добром, один из самых богатых на планете бывших министров покинул Казахстан, укатил в Европу.

К стюардессам также есть сложившиеся требования: невысокий рост (под салон бизнес-джета), приятная, но не броская внешность, возраст в среднем 30 лет, знание языков, опыт работы и главное – коммуникабельность.

– На бизнес-джетах работают только проверенные люди, и стюардесса должна превратиться в тень – лишний раз не попадаться на глаза ВИП-персонам, но в то же время строго выполнять свою работу, – рассказывает бывшая стюардесса Валентина. – Никакого кокетства, ведь ВИП-персоны часто летают с любовницами, женами. График работы очень сложный. Вылет может произойти в любой момент. Эстафета может длиться месяц! Ответственность – огромная, и, если что-то не понравилось ВИП-персоне, могут уволить. Еще нужно держать язык за зубами…

Приват-пилоты с особой закалкой

Как считает директор технического центра по обслуживанию вертолетов Андрей ДЕМИН, вертолеты и самолеты – уже не роскошь, а средство передвижения. Развитию деловой авиации во многом способствуют немалые расстояния между городами и возможность попасть в различные труднодоступные места. Если у бизнесмена крупная корпорация, имеющая отделения в разных уголках страны, а то и мира, ему просто необходим самолет, ведь он не будет зависим от регулярных рейсов. В Казахстане есть проблемы с аэродромами для тяжелой техники, а вот легкие вертолеты западного образца могут сесть где угодно. Но у них есть один минус: дальность полета без дозаправки – 650–700 километров. Стоимость новенькой европейской машины в зависимости от класса – от 1 миллиона 800 тысяч до 8 миллионов евро.

Кроме обслуживания своей летающей машины владельцы техники заказывают профессиональных пилотов. Наибольшим спросом пользуются пилоты еще советской закалки, имеющие большой налет часов, опыт работы, со знанием английского языка, ведь работать часто приходится с иностранцами. Но многие хозяева предпочитают самостоятельно получить права на управление воздушным судном. Стоимость обучения на вертолете  в несколько раз выше, чем на самолете.

Как мы узнали, в приват-пилоты, которые могут сами летать и друзей возить, все активнее рвутся женщины. Требования к получению прав достаточно жесткие.

СТО для вертолетов и самолетов базируется в Боралдае. Пока специалисты по обслуживанию такой техники буквально на вес золота.

Любой каприз за ваши деньги

Казахстанские авиаперевозчики предлагают индивидуальный туризм на любой вкус и кошелек. С аэродрома Боралдай Алматинской области на вертолетах типа Eurocopter, Agusta Westland, Bell можно отправиться по туристским маршрутам Заилийского Алатау, на озера Алаколь, Балхаш, Кольсай, Тургеньские водопады, в Чарынский каньон и другие привлекательные места. Кстати, еще в советское время в районе озера Кольсай была оборудована вертолетная площадка. Туда, говорят, очень любил летать первый руководитель Казахстана тех лет Динмухамед Кунаев.

На сайте одной из наших авиакомпаний мы нашли ВИП-маршруты для молодоженов, выпускников. Интересный вариант – романтический ужин на горной вершине. Час прогулки на четырехместном вертолете обходится примерно в 165–200 тысяч тенге.

На чем летают президенты?

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО летает на “Боинге-767”. Стоимость самолета – не менее 124 млн. долларов. Для удобства пассажиров здесь предусмотрены широкие диваны с белой кожаной обивкой, позолоченные шторы и деревянная обшивка. В оформлении душевой использованы драгоценные камни и металлы. Ранее самолет принадлежал президенту Туркмении Сапармурату НИЯЗОВУ.

Президент России Владимир ПУТИН имеет в своем парке несколько самолетов. К примеру, “Ил-96” оснащен рабочим кабинетом, спальней, помещением для сопровождающих лиц, баром, душевой кабиной. Самолет декорировали ювелиры, приглашенные из Златоуста, и художники из Сергиева Посада. На борту имеется уголок для моления, где есть икона покровителя путешественников Николая Чудотворца, а также мощевик и Библия.

На чем летает Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, в пресс-службе Администрации Президента не смогли сказать. Из неофициальных источников мы узнали, что это западная модель самолета без кричащих излишеств, с деловым и комфортным салоном.

Загрузка...