Опубликовано: 1442

Алматинский опыт Эла Ди Меолы

Алматинский опыт Эла Ди Меолы

Эл Ди Меола по красоте и величию своего слова в музыке вряд ли уступит легендарным The Beatles. Свой единственный концерт в Алматы он отработал по полной программе. А за пару часов до выхода на сцену великий гитарист дал эксклюзивное интервью нашей газете.

О хорошем отношении к журналистам

– О чем меня только не спрашивали! – воскликнул в одном из своих интервью Джон Леннон.

– А о чем вас не спрашивали никогда? – не растерялся репортер.

– Об этом меня тоже уже спрашивали, – отвечал Джон…

В общении с прессой Эл Ди Меола проявляет необыкновенное терпение, трудолюбие и щедрость. В отличие от большинства известных людей он не отвергает и приватных вопросов. Эл рассказал, что сейчас он живет во втором браке и имеет двух дочерей – 19-летнюю Ариану и 10-летнюю Валентину. Вообще, доброжелательность, ровное, уважительное внимание к собеседнику, видимо, свойственны его натуре, а взрывной итальянский темперамент успешно сублимируется в творчестве.

Эл родился 22 июля 1954 года в Нью-Джерси в семье выходцев из Италии. Рано увлекся музыкой. Его первыми музыкальными кумирами стали The Beatles и Элвис Пресли. Гитару в руки Эл взял уже в восемь лет. Его первый учитель Боб Асланян был джазовым музыкантом. Трудно поверить в это, но когда-то молодого гитариста Эла Ди Меолу не хотели принимать ни в один из музыкальных коллективов. Музыканты восхищались его великолепной техникой, но не видели применения необычной манере игры Эла в своих группах.

На стыке джаза и рока

Сегодня гитара Ди Меолы покорила весь мир. В чем секрет этого потрясающего успеха? Фантастическая, непреходящая востребованность музыки великого гитариста – это результат долгого кропотливого труда или дар фортуны: в нужное время оказался в нужном месте?

– Скорее, и то и другое, – после некоторого раздумья отвечает Эл. – Когда я впервые вышел на сцену, я был больше востребован как качественный в техническом плане музыкант, и уже позже меня оценили как композитора. Потом было участие в нескольких музыкальных проектах. Словом, прошло время, прежде чем я понял, что готов для чего-то своего. Поворотным для себя моментом считаю то, что я стал частью движения фьюжн. Вместе с Чиком Кори мы стояли у истоков этого движения. Стиль фьюжн мы открыли для себя в середине 70-х. Чудесным образом получилось так, что эффект этого движения захлестнул весь мир. Люди услышали и узнали нас. Я играл по всему миру, а это нетипично для всякого рода музыкантов и поп-звезд. Как правило, они популярны только в своей стране. Нам очень повезло. Как раз та самая востребованность, о которой вы спросили, нам тогда очень пригодилась.

Эл о Чике Кори неизменно отзывается с большой теплотой и уважением. Трогательно даже было то, как он во время интервью в Алматы терпеливо настаивал на том, чтобы переводчик правильно произнес имя этого музыканта. Сегодня после многолетнего перерыва они снова строят планы совместного творчества.

– Чик Кори – очень легкий и приятный человек, – утверждает Эл. – Очень-очень. Он действительно идеальный лидер группы. Нам приходилось записывать песни по 12 нотных страниц, разучивать композиции по 20 листов каждая. А ведь мне тогда было только девятнадцать. Но с Чиком было легко преодолевать эти трудности. Работать с ним – как бальзам на душу. Много плюсов у этого человека.

Алгеброй гармонию проверил

Как известно, ни один из битлов не получил серьезного музыкального образования. Однако The Beatles оказались уникальным музыкальным проектом, который потряс человечество. Эл Ди Меола помимо ежедневной многочасовой изнурительной работы над своей техникой игры получил блестящее образование в престижной бостонской школе музыки – Berklee School Of Music. В чем же все-таки залог успеха – в образовании и технических навыках музыканта или в его природной одаренности?

– Важно понять инструмент, – отвечает Эл. – Музыканту просто необходимо уметь читать по нотам и понимать музыку, знать, где на грифе находится, например, нота “фа”, изучить все гитарные позиции. Нужно просто знать, а не искать их. Хороший музыкант обязан понимать и слышать гармонию, быстро вникать в аккорды, которые он слышит. Должен знать, какие в этих аккордах могут быть добавочные ноты, какой оттенок они придадут звучанию. Без всего этого не может быть импровизации. Добиться того, чтобы твоя игра не зависела от техники, можно только владея ею в совершенстве. Невозможно расширять свой игровой опыт, не имея этих навыков.

Эл – универсальный гитарист, он виртуозно владеет и электрогитарой, и акустическим инструментом. Почему же при его невероятном трудолюбии и бесконечном стремлении к совершенству в своей работе он не сосредоточил усилия на какой-то одной технике?

– Я начинал играть на электрогитаре, поэтому она всегда ко мне возвращается, когда к ней возвращаюсь я, так что здесь все просто, – поясняет Ди Меола. – Акустическая гитара – совсем другой инструмент, гораздо более сложный. Играть на ней нужно гораздо аккуратнее. Артикуляция должна быть очень хорошей. В электрогитаре много фокусов, всегда можно поправить положение, если ты сыграл что-то не так, как задумал. Можно использовать подтяжки струн и гитарный рычаг, с их помощью дотянуть или опустить сыгранную тобой ноту до нужной.

– На акустической гитаре так не выйдет, – улыбается Эл. – Здесь нужно обладать действительно хорошей техникой. Зато у электрогитары свои преимущества: она более лирична. Это вежливый и послушный инструмент. Позволяет регулировать продолжительность звука и еще многое. Электрогитара – элегантный и прекрасный инструмент. Она может быть и экспрессивной там, где это нужно. Где-то можно поэкспериментировать, например, подергать звук или пожужжать. Акустической гитаре нужно посвятить гораздо больше времени для того, чтобы она зазвучала в твоих руках. Так что эти инструменты, казалось бы, с одинаковым устройством выполняют совсем разные задачи.

Самый быстрый музыкант мира

Эл Ди Меола находится на вершине своей творческой формы. На сегодня он считается самым быстрым музыкантом в мире. Насколько это важно для Эла – быть самым быстрым?

– Это важно. Действительно очень важно, – утверждает Эл. – Если я слышу музыку в своей голове и не могу ее сыграть – это очень плохо. Если во мне драйв и энергия, а я играю вяло – это худшее, что может быть на свете. Так что иметь хорошую технику в той музыке, которую я играю, очень важно.

Пожалуй, одна из самых ярких страниц творческой биографии Эла Ди Меолы – это его сотрудничество с всемирно известным мастером фламенко Пако де Лусия.

– Пако – музыкант старой школы. Тем не менее он строит свою музыку на инстинктах. Уровень нашего общения определялся тем, что мы пробовали много нового… Пако – величайший мастер гитары-фламенко. Самый лучший в этом мире. Мы выбивались из сил, чтобы дотянуть до его уровня. Мне приходилось играть длинные композиции, в которых много тональностей, несметное количество нот, ломаные ритмы. Это было действительно сложно. Невероятно трудно было все это запомнить. Но на самом деле это было просто здорово. Я развивал память. Это до сих пор помогает мне в том, что я делаю. Замечательный опыт. Делать такую музыку очень трудно, но необыкновенно приятно. Особенно если композиция хороша. А у этих музыкантов плохих не было (улыбается). Так что можно снова вернуться к вашему вопросу о музыкальном образовании: что бы я там делал, если бы не умел читать ноты с листа?

Великий Эл Ди Меола, уже совершивший головокружительную карьеру, тем не менее относится к тем людям, которые никогда не перестают учиться. Во время нашего разговора слова “замечательный опыт”, “интереснейший опыт” буквально не сходили у него с языка. Скорее всего, каждую новую работу, каждую новую встречу он воспринимает как еще один ценный опыт, обогащающий его жизнь. Может быть, эта постоянная, немного детская готовность к восприятию и удивлению и делает его великим? Остается надеяться, что короткий визит в Алматы стал еще одним хорошим опытом в жизни гитариста.

* * *

– Если я слышу музыку в своей голове и не могу ее сыграть – это очень плохо. Если во мне драйв и энергия, а я играю вяло – это худшее, что может быть на свете. Так что иметь хорошую технику в той музыке, которую я играю, – очень важно.

* * *

– Мы выбивались из сил. Приходилось играть длинные композиции, в которых много тональностей,

несметное количество нот, ломаные ритмы. Это было действительно сложно. Невероятно трудно было все это запомнить.

* * *

– Электрогитара – элегантный и прекрасный инструмент. Она может быть и экспрессивной там, где это нужно. Где-то можно поэкспериментировать, например, подергать звук или пожужжать. Акустической гитаре нужно посвятить гораздо больше времени для того, чтобы она зазвучала в твоих руках.

Беседовал Иван БЕСЕДИН, фото автора

Загрузка...