Опубликовано: 1407

Акын, влюбленный в джаз

Акын, влюбленный в джаз

Знаменитая песня на стихи Абая “Көзiмнiң қарасы” звучит в стиле джаз. Это не эпатаж, это композиция, открывшая презентацию Павлодарского джазового оркестра. Он был образован более двадцати лет назад, но лишь сейчас получил официальный статус. О джазе в себе и о себе в джазе рассказывает создатель оркестра Виктор Шейкин.

В музыке с пеленок

– У нас в семье было шестеро детей: трое довоенных и трое – родившихся после войны, все учились в музыкальной школе, – рассказывает Виктор. – Словом, я в музыке с пеленок. Часто вспоминаю забавный случай. В детстве, когда был в “Артеке”, первым делом пошел на гору Аюдаг, где лежит так называемый “заветный” камень. Прикоснувшись к нему, загадал желание – стать музыкантом.

Первый оркестр создал в середине 80-х годов. В нем играли студенты. Первый заметный “выход в свет” был в 1988 году. В Алма-Ате тогда проводился джазовый фестиваль – один из крупнейших в СССР. На нем собрались джазмены почти из всех республик. Мы стали “Открытием фестиваля”. Было множество лестных отзывов о нашем оркестре…

Привет от Билла Клинтона

– В 1994 году оркестр дал два концерта в Алматы. Мой преподаватель Эльвира Ивановна Коноплева на одно из выступлений пришла с представителем посольства США по экспорту и импорту Сьюзан Уайднер. Она когда-то сама играла джаз на любительском уровне. Поехав в Штаты, показала запись нашего выступления профессионалам. После этого Сьюзан твердо решила представить нас Америке. Если помните, в 90-х годах тяжело было с финансами, но она утрясла все вопросы всего за три дня (!), и мы полетели за океан на ежегодную Международную конференцию преподавателей джаза. С почтением к этому собранию отнесся тогдашний президент США Билл Клинтон и передал свое приветствие. Итак, в 1996 году в Атланте собрались 120 оркестров и 5 тысяч музыкантов, в том числе профи, знатоки и исследователи джаза. Нам вручили награду “За вклад в джазовое образование”. Очень приятно, что ее также получил Чик Кория, а это “икона” джаза.

После этого нас приглашали и в Европу, и в Америку. Но нам в те годы элементарно не хватало денег, музыканты по полгода сидели без зарплаты…

На концерте, как на айтысе

– Я преподаю с 1974 года. Судьба раскидала моих учеников по миру. Есть ребята в Германии, Израиле, США, Москве, Новосибирске, Челябинске и, конечно же, в Казахстане. У некоторых из них свои джазовые оркестры. Один ученик работает в президентском казахстанском оркестре в Алматы, другой – в Астане…

Если в классической музыке все почти по чертежу, то джаз – это чистое акынство. Принцип одинаковый – импровизация. У нас, например, есть сейшн, когда музыканты обмениваются своеобразными репликами, демонстрируя свое искусство инструменталиста. Каждый старается показать какую-нибудь свою фишку и отреагировать на уникальный “мазок” оппонента. Так и акыны на айтысе отвечают на фразы в их адрес, стараются зацепить зрителя своим речевым оборотом. Он может родиться в этот момент, но потом передаваться из уст в уста…

Как-то я пытался сравнить удовольствие, получаемое от музыки, с чем-то другим и вспомнил чувства, испытанные в детстве. Когда мальчик влюбляется в одноклассницу, он все время думает о предмете обожания, у него словно крылья вырастают. Он восхищается ее бантиками, походкой, девочка не выходит у него из головы. Наслаждение музыкой могу сравнить с эйфорией влюбленности.

А однажды была интересная вспышка, длившаяся всего несколько секунд. Во время выступления словно погружаюсь в сон, в котором я дирижирую лучшим в мире джазовым оркестром. В этот момент я просто умираю от счастья, а потом, возвращаясь в реальность, говорю себе: “Да это же мои ребята! Как здорово играют! Настоящие профессора!”.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар

Загрузка...