Опубликовано: 4531

АКП. Как “наглухо убить” коробку передач

АКП. Как “наглухо убить” коробку передач

Хотя конструкторы современных автомобилей пытаются максимально предусмотреть все издевательства, которым могут подвергнуть их творения, и почти во все узлы закладывают “защиту от дурака”, наших водителей эти усилия просто смешат. Еще бы, ведь они в отличие от своих заморских коллег умеют пытать авто с поистине инквизиторской изощренностью.

Действительно, то, что наш человек может сотворить со своим автомобилем в ближайшую секунду, не может предсказать никто, зачастую даже сам автолюбитель.

Начнем с автоматической коробки передач – она наиболее беззащитна перед мощными усилиями отдельных представителей рода водительского.

 – Автоматическая коробка передач сделана весьма крепко и надежно, – говорит постоянный эксперт “КАРАВАНА”, владелец СТО и ведущий специалист Денис БЕТАНОВ. – Но для некоторых водителей нет ничего невозможного.

В этот раз я постараюсь объяснить, чего ни в коем случае нельзя делать, если вы хотите, чтобы коробка передач служила вам верой и правдой.

Естественно, сломать агрегат на свежеприобретенном автомобиле получится далеко не у всех и не сразу, для этого необходимо с завидным постоянством совершать одну и ту же оплошность или целый комплекс ошибок.

Не буксируйте, да не буксируемы будете

– Автоматическая коробка передач не терпит долгих пробуксовок, так как во время движения в ней и так повышается температура, а когда водитель начинает демонстративно пылить, шлифовать асфальт на максимальных оборотах, то градус внутри коробки неуклонно повышается. Поэтому любителям рвануть с эффектной пробуксовкой следует помнить о том, что системы отвода тепла в коробке не всегда могут справиться с перегревом. В результате агрегат выходит из строя, чаще всего сгорают фрикционы, которые передают крутящий момент на колеса, – рассказывает наш автоэксперт. – Об этом водитель узнает, когда в один прекрасный день нажмет на педаль газа, двигатель, набирая обороты, взревет, а машина останется стоять на месте.

Коробка-автомат также очень не любит, когда машину, на которой она установлена, буксируют. Ведь в отличие от механической сестры все шестерни “автомата” должны постоянно смазываться. Но это возможно лишь тогда, когда включен двигатель (а кому придет в голову буксировать машину с включенным движком?!). Если же мотор выключен, то не работает масляный насос, в результате коробка передач неминуемо перегреется, а ее детали получат сильные повреждения. Первым делом пострадают шестеренки и рабочие валы. Кое-кто из автопроизводителей допускает буксировку на небольшое расстояние (как правило, до 30–40 км), на небольшой скорости около 30 км/ч. Но даже в таком случае владелец автомобиля должен понимать, что коробке передач приходится худо.

Кроме того, крайне вредно использовать “автомат” и в роли буксира. Так что, если вас попросят дотянуть соседский джип размером с сарай до автосервиса, лучше вежливо отказывайтесь. Помните: любая повышенная нагрузка на коробку-автомат ведет к ее перегреву. О том, к чему это может привести, я уже говорил. Даже когда буксируемый автомобиль легче буксирующего, все равно старайтесь избегать ударных нагрузок, вызванных резкими рывками. Кстати, следить за этим должен тот водитель, машину которого буксируют. Он должен внимательно смотреть, чтобы трос был постоянно натянут. Короче говоря, разгоняет передняя машина, а тормозит задняя. В момент потери натяжения начинаются рывки, от которых страдает коробка переднего.

Поэтому лучшим решением будет вызвать эвакуатор.

Коробку маслом не испортишь

Практически все современные автомобили имеют металлическую пластину, оберегающую картер двигателя от возможных механических повреждений. Но почему-то защита до картера коробки не доходит.

По этой причине, выезжая на природу, следует учитывать, что поддон масляного картера коробки не сможет спасти ее от сильного удара о камень или длительного трения о землю. При этом вовсе не обязательно пробивать в ней огромную дыру, для катастрофических последствий хватит и небольшой трещинки. “Автоматы” последних модификаций очень чувствительны даже к небольшой потере трансмиссионного масла. Случается, автомобиль въезжает на крутой подъем, масло скапливается внизу, и сразу же возникает перегрев коробки. Машина будет ехать до тех пор, пока последняя пара фрикционов не выйдет из строя.

Когда автолюбитель посещает СТО, чтобы провести ремонт автоматической коробки, то ему надо очень внимательно следить за тем, чтобы потом в нее залили полный объем масла. Дело в том, что после ремонта “автомат” обычно совершенно сухой, и его агрегаты начнут усиленно впитывать масло в себя. В итоге его уровень понизится, что для “автомата” смерти подобно.

Любителям погонять надо знать: не все автоматические коробки передач могут продуктивно работать в паре с двигателем, установленным на авто. Так, ко мне на СТО частенько обращаются владельцы машин с двигателем V6 объемом 3,5 литра. Причиной выхода из строя “автомата” является привычка водителя “давить тапочку в пол”. Как правило, автолюбители даже не подозревают, что мощный движок и так вынуждает коробку работать на пределе возможностей. Частые же ускорения ведут к необратимому износу фрикционов, когда металлическая стружка забивает каналы гидроблока, передачи начинают переключаться рывками. В таком случае готовьтесь выложить за ремонт кругленькую сумму. Не случайно же в профессиональных гонках используют самые прочные и конструктивно простые трех- и двухступенчатые “автоматы”.

Дрифт – не для “автомата”

Еще одна возможность надежно прикончить автоматическую коробку – это дрифтануть. “Автоматы” не могут выдержать долгой пробуксовки, во время которой коробка работает на пределе. Низкая скорость движения машины в дрифте не способствует охлаждению “автомата”, и он перегревается. Поэтому-то на автомобилях для дрифта устанавливают механические коробки передач.

Кроме всего вышесказанного, жизнь “автомату” существенно сокращает привычка водителей носиться на разогретой машине по лужам, долгая стоянка в пробках в положении “драйв” и скатывание под гору на нейтральной передаче.

Когда водитель паркует машину на наклонной поверхности, он должен обязательно установить на рычаге переключения передач “нейтралку” – “N”, а машину поставить на “ручник”. Забывчивость приведет к изнашиванию коробки в положении “парковка” – “P”.

Одним из условий бесперебойной работы “автомата” является качественное трансмиссионное масло, оно должно соответствовать типу, предназначенному для данной коробки.

Необходимо стараться использовать все функции “автомата”, чтобы механические детали не застаивались, а начинать движение надо не сразу, а лишь после прогрева двигателя – от 40 до 60 градусов.

Существует способ, как проверить у дизельного внедорожника мощность двигателя и состояние коробки-автомата. Для этого рычаг переключения передач коробки ставим на “движение” – “D”, левой ногой удерживаем педаль тормоза, а правой плавно давим на газ.

В норме, когда стрелка тахометра достигает 2–2,5 тысячи оборотов в минуту, задние колеса начинают проворачиваться. Если же нет, значит, налицо явная нехватка мощности. Когда же двигатель развивает мощность, а колеса не сдвигаются, значит, проблема в коробке – неисправны фрикционы или гидромуфта.  

Алматы

Загрузка...