Опубликовано: 1105

А деньги отдаем чужому дяде!

А деньги отдаем чужому дяде!

Еще месяц назад и Минсельхоз, и железнодорожники заверяли, что никаких проблем с перевозкой зерна в этом году не возникнет. Но они возникли, причем уже в сентябре, чего прежде никогда не бывало. Почему зерно не “едет”, зернотрейдеров лихорадит, а железнодорожники завалены заявками?

ПАРК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

– Цена “пошла”. А пока она держится, зерновики спешат продать зерно на экспорт, – “не для печати” пояснили сотрудники “Казахстан темир жолы”, – а тут Продкорпорация проснулась, начала массовое перемещение внутри страны – с северных переполненных элеваторов на запад и юг. Разумеется, их обеспечивают зерновозами в первую очередь. А перебросить надо без малого 400 тысяч тонн…

Вообще-то речь о необходимости перемещения велась еще с ноября прошлого года. И в летние месяцы, пока зерновозы простаивали, железнодорожники не раз просили Продкорпорацию начать отгрузку. Почему это началось только сейчас, “поперек” интересам зернового экспорта?

Неофициальная, “непечатная” версия такова. Пока зерно на элеваторе, работает “счетчик”, за хранение “капают” деньги. И средства, предусмотренные на перемещение, в свою очередь тоже растут – капают проценты на депозитах.

В АО НК “Продкорпорация” с такой версией категорически не согласны.

– Вы хотите услышать аргументы? Вот они, – говорит директор коммерческого департамента Продкорпорации Казыбек-улы ОМАРОВ. – Постановление о выделении денег из резерва правительства на перемещение зерна было подписано 27 июля. А с 15 августа мы уже начали отгрузку. Раньше этого срока мы физически не могли приступить к этому. Минсельхоз дважды обращался в Кабмин с соответствующим письмом, и дважды оно было отклонено. Лишь на третий раз, в конце июля, деньги были выделены…

Между тем еще в летние месяцы руководители Минсельхоза и Продкорпорации неоднократно заявляли: перемещение зерна с северных элеваторов уже началось. На деле приступили к этому только сейчас.

В чьих интересах, почему и кто проканителился с перемещением зерна – Минсельхоз или Кабмин – дело туманное. Но то, что это сегодня вредит вывозу зерна по экспортным контрактам, – факт.

Второй вопрос – сами зерновозы. Век вагона от силы лет 30. Двадцать лет парк вагонов не обновлялся. Через 5–6 лет специалисты предрекают массовое выбытие зерновозов из строя, то есть полный коллапс. И всем это известно – и зерновикам, и перевозчику, КТЖ, и правительству. Что собираются предпринимать?

ПОКУПАЙТЕ СВОИ ЗЕРНОВОЗЫ!

С таким предложением железнодорожники уже не раз обращались к зерновым компаниям, Продкорпорации, Минсельхозу. И ссылаются на опыт России, на известную компанию “Технотранс”, которая приобрела 1000 зерновозов и проблем с перевозками сейчас не имеет.

– Зачем они нам нужны? – возражают зерновики. – Россия большая, там уборка три-четыре месяца идет. А у нас зерновозы полгода простаивать будут. Да и железнодорожники за обслуживание вагонов три шкуры сдерут. Пусть железнодорожники сами свой парк обновляют.

Минсельхоз тоже свои аргументы имеет: если мы, мол, зерновозы купить должны, тогда, выходит, Минсоцзащиты – пассажирские вагоны?

Война, одним словом. И, похоже, мотивации на приобретение вагонов нет ни у одной стороны, ни у другой.

Между тем изготавливать отечественные зерновозы готовы на петропавловском АО “ЗИКСТО”, до 900 штук в год. Даже опытную партию собрали. Но спроса ни от зерновиков, ни от железнодорожников не увидели.

В итоге наше зерно возят 600 российских зерновозов, взятых в аренду.

– Мы сейчас активно сотрудничаем с российскими грузовыми компаниями по совместному использованию парков обеих стран, – говорит Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ, управляющий директор по эксплуатационной работе КТЖ. – Мы свои 5200 единиц даем в оперативное руководство, и они столько же. Они дают обязательство вывозить весь объем зерна. Единственное – небольшая нагрузка пойдет по аренде, за пользование вагонами.

А если в России случится урожай?

“ДЯДЕ” – ОТ БЮДЖЕТА

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к доктору экономических наук Нигматжану ИСИНГАРИНУ, специалисту-практику, чей авторитет в железнодорожной отрасли чрезвычайно высок. Он обозначил свою точку зрения на проблему:

– Нужна программа формирования своего зернового парка. Программа производства зерновозов, их приобретения и содержания. Нужен бизнес-план работы этих зерновозов, господдержки в период простоя. Сейчас же из бюджета выделяются деньги на поддержание транспортных расходов наших экспортеров, и эти деньги идут российским компаниям, которые держат зерновозы. По сути, мы финансируем работу зерновых перевозчиков России. Если бы из этой суммы по 20 процентов выделялось на то, чтобы приобретать, формировать свой парк, мы бы через 2–3 года избавились от зависимости. И здесь правительство должно побудить и зерновиков, и железнодорожников к определенным действиям. Сказать: вот вам 5 миллиардов, но из них на миллиард купите зерновозы.

Конечно, это проще: “выбить” деньги из бюджета, отдать “чужому дяде” – и голова ни о чем не болит. Это неправильно.

– Но пока, получается, ведомственные интересы превалируют?

– Бестолковость превалирует. Чего опасаются? Того, что, как только внутрь перейдет проблема, правительство сразу же отсечет бюджетное дофинансирование. Этого и железнодорожники опасаются, и зерновики. Боятся, что проблемы переложат на тех, кто будет иметь этот парк. Потому рассматриваться это должно на государственном уровне и в рамках долгосрочной программы.

А если мы будем продолжать деньги швырять, не глядя и не думая о завтрашнем дне, прогноз – самый пессимистичный. Можем не только без зерновозов остаться – вообще без подвижного состава и ходить потом по соседям выпрашивать…

Наталия БУРАВЦЕВА, Астана

Загрузка...