Опубликовано: 1070

11 лет за 72 дня, или Как аким работал землекопом

11 лет за 72 дня, или Как аким работал землекопом

Когда смотришь на темпы и качество строительства современных дорог, то кажется, что проще повторить жюльверновскую кругосветку за 80 дней, чем построить 800-километровый тракт за 72 дня. Но то, что кажется немыслимым сегодня, оказывается, было по силам нашим прадедам.

Уму непостижимо

Перед самым началом Великой Отечественной, летом 1941 года, было завершено строительство тракта “Восточное кольцо”, который соединил 700 колхозов и 8 районных центров Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей. Энтузиасты проложили по бездорожью гравийное полотно длиной 806 километров за 72 дня, что, по мнению сегодняшних специалистов, требует 11 лет кропотливого труда!

– Строительство началось в мае 1940 года, и за 42 дня построили дорогу длиной более 300 километров, – рассказала краевед Ольга ИСАЕВА. – Остальное завершили за 30 дней в начале лета 1941-го. В общей сложности было уложено в дорожное полотно свыше 4 миллионов кубометров земли, около 400 тысяч кубометров горных пород выбрано. Построен 381 мост общей протяженностью 2 тысячи метров.

Работать приходилось вручную. Поэтому на 16 строительных участках дороги работали 532 колхозно-дорожные бригады по 35–50 человек. Для них в Усть-Каменогорске и Семипалатинске организовали краткосрочные курсы по подготовке дорожных бригадиров, десятников и учетчиков. Вместо катков и грейдеров – тачки и носилки, лопаты и катальные доски. Разве что лес и гравий завозились на подводах. Только одних черенков для лопат для возведения “Восточного кольца” понадобилось 15 тысяч штук.

Стратегическая трасса

Конечно, столь тяжелый труд не был голубой мечтой сельчан: и мужчин, и женщин отправляли на работы в обязательном порядке. Но при этом и начальники, и чиновники работали в тех же условиях и с такой же нагрузкой, что и рядовые колхозники.

– Секретарь обкома, председатель облисполкома и редактор областной газеты не только безвыездно жили на стройке, но и работали лопатой, киркой и ломом, – отметила Ольга Исаева. – Другой пример: предсе­датель исполкома Гуситского сельского сове­та Григорий Мархилев работал землекопом на трассе с сыном Владимиром. Отец ежедневно выполнял нор­му на 750 процентов, а сын отстал все­го на два процента.

Мыслимо ли сегодня представить районного акима, отрабатывающего вместе с членами своего семейства по семь с половиной норм в день на строительстве дороги? А тогда люди еще учиться и отдыхать успевали! За 72 дня работы на “Восточном кольце” энтузиасты-дорожники посмотрели 135 кинокартин и 180 концертов. За это же время две с половиной тысячи человек научились читать и писать. На 16 дорожных участках работало 18 передвижных библиотек.

Главное же – сам тракт. Пусть гравийный, но и это казалось чуть ли не сказкой. Ведь к концу 1930-х годов в обеих областях не было ни одного километра автомобильных дорог с твердым покрытием. А “Восточное кольцо” связало внушительные территории Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей с Рудным Алтаем, Турксибом и водными пристанями Иртыша.

Семей

Загрузка...