Опубликовано: 826

Заложники гламура

Заложники гламура

По данным социологических исследований, почти 90 процентов современных детей не способны ценить вещи и деньги.

Едва ли не в каждой семье могут поведать в красках, как чадо что-то испортило, разбило, выбросило, подарило незнакомому мальчику, унесло из дома в неизвестном и тут же забытом направлении. Некоторые их диверсии заметны сразу, другие не так бросаются в глаза, и взрослые узнают о нанесенном материальном уроне лишь спустя время. Обычно при поисках в доме чего-либо очень нужного и как сквозь землю провалившегося. Причем, совершив каверзу, дети, как правило, не испытывают ни угрызений совести, ни раскаяния. Иной раз кажется: и вовсе не понимают, что сделали что-то ужасное - с точки зрения взрослых, естественно. Классический вопрос "Да ты хоть представляешь, сколько это стоит?!" повисает в воздухе, сопровождаемый недоуменным взглядом ясных глаз. И чего это папа так раскипятился? А мама почему-то пьет лекарство… Ведь это же все - пустяки, дело-то житейское, как говорил Малышу расшалившийся Карлсон, обещая сто тысяч люстр взамен разбитой. Дети не понимают, не чувствуют дорогих вещей. Сломать что-нибудь - и в ответ на попреки удивленно развести руками: ведь просто хотелось посмотреть, что там, внутри. Даже если вещь личная - машинка, мобильник, велосипед… Что же это за легкость такая, откуда? Само собой, столкнувшись с этим явлением, мы напрягаем память: а какими были мы в их возрасте? Пытаемся сопоставить. Что ж, вещей и игрушек было несравнимо меньше, деньги выдавались строго на мороженое. Я, правда, рос мальчуганом самостоятельным - мама работала в две смены в школе и часто поручала мне купить что-то в магазине, отнести обувь в ремонт, сходить в аптеку. Мне и в голову не могло придти эгоистично ухнуть выданную сумму на что-нибудь вкусное для себя одного и оставить семью, скажем, без картошки или хлеба. А нынче четырнадцатилетний сын моей знакомой экспроприировал все - все! - деньги, что нашел в доме, потому что ему очень нужно было поиграть в компьютерном клубе. Причем не было такого, чтобы родители меня специально "воспитывали", говорили о том, как тяжело достается им каждая копейка. Я и сам распрекрасно видел это. Без всяких нотаций. Наша семья жила небогато, но весело, и никто никогда не гундел по поводу отсутствия чего-то дорогого или супермодного. Я до сих пор помню своего первого большого медведя, которого купил мне с зарплаты или с премии отец - красавца с тугой опилковой головой. Помнит ли все свои игрушки моя дочь? Не думаю… Мы вовсе не были паиньками, всякое случалось - в том числе, и поломки, и домашние аварии. Однажды я оставил в саду на траве книжку, и ее растерзал щенок. Сколько было расстройства! Клеили по буковкам страницы… Этот пожелтевший потрепанный томик Ильфа и Петрова и сейчас стоит в шкафу и он милее любых сверкающих изданий. Еще помню, как брат мой пошел на елку, когда я лежал дома с температурой, и принес два подарка, честно не отъев ни единой мандаринки. Последнюю конфету обычно делили на несколько частей - это было так здорово! Мы всегда помогали маме делать пироги и пельмени, сочиняли всякие смешные песенки и присказки, применяемые в процессе… Этот вкусный и веселый труд был не в тягость. Что-то такое откладывалось в сердце, чего мы сами, конечно, не замечали. Просто нам было хорошо. А наша принцесса как от огня шарахается от веника, на кухне ужом изовьется, лишь бы ни к чему не прикасаться. Красивые вещи комкает как попало, грязные колготки может и выбросить втихую. Я вовсе не хочу "заводиться" на классическую тему: а вот мы, а они… Просто нам всем, на мой взгляд, нужно попытаться понять, что же мы, взрослые, делаем не так. Где найти ответ на наболевший вопрос: почему современные дети так относятся к вещам? Да, они не знают, сколько усилий нужно затратить для приобретения новой игрушки, новой шубки или костюма. Принимают все, что им достается, как должное. У иных до зрелого возраста сохраняется твердое убеждение, что кормить, одевать и делать на праздники подарки - это сама собой разумеющаяся обязанность родителей. Но главная проблема, мне кажется, в том, что у наших детей нет чувства ответственности, оно не живет в их душе. Что же лежит в основе ответственности? Что заставляет человека ответить на боль другого? Сострадание, милосердие, любовь… Да, именно любовь - вот что порождает ответственность. Вот что велит взять на себя чей-то груз - хотя бы малую его часть, помочь - хотя бы малыми силенками. По мере взросления человек научается этой сострадательной любви. Так взрослеет его душа. Ответственность - один из главных признаков полноценного развития души. Христос призывал людей быть как дети. И современное общество, на первый взгляд, костьми легло, чтобы выполнить этот завет. Старики ходят в коротких штанишках, бабушки требуют, чтобы внуки называли их уменьшительными именами, но никак не бабушками. Все хотят быть детьми и детско-подростковому инфантилизму потакают, бессознательно желая продлить собственную молодость. Ведь пока твой ребенок не повзрослел, ты вроде бы тоже не старишься. Выходит, это мы, взрослые, изначально потворствуем их безответственности, не прививаем элементарные нравственные понятия. Кого традиционно считали ответственным человеком? Ведь не того же, кто убирает за собой постель и даже зарабатывает себе на жизнь. Ответственность подразумевала: брать на себя самое тяжкое, самое трудное и неприятное. Скажем, никому и в голову не приходило восторгаться ответственностью родителей, выхаживавших больного малыша. А что они должны были делать? На помойку его, что ли, выбросить? Вот когда своих семеро по лавкам, а еще усыновили ребенка-инвалида - это да, таких людей очень уважали. По мнению психологов, в последнее время критерии оценки заметно сместились. Ребенок, который не прогуливает школу, хорошо учится и не становится наркоманом, - по мнению взрослых, суперответственный. Что же касается бескорыстия, доброго дела, то здесь сдвиг в оценках уже оборачивается парадоксом. Такие люди зачастую воспринимаются современным обывателем как ненормальные. То есть эпитет "ответственный" присваивается сегодня человеку, который худо-бедно способен отвечать за себя. Все, что сверх этого, уже исключение из правил. Что ж, всегда наступает время собирать плоды. - Наши дети - заложники культа гламура, - говорит психолог Марьям Копелева. - Для них деньги - это цель, а не средство. Они настолько хотят быть богатыми и жить сладкой жизнью, что, не имея этого, стараются хотя бы подражать, казаться. И не их это вина, и не родителей. Подобное гипертрофированное понятие ценностей - следствие установленных правил игры XXI века для поддержания устойчивого спроса на товары и услуги. Ведь именно таким образом и поддерживается круговорот денег в природе. Выигрывает здесь тот, кто сможет это осознать и донести до ребенка, помочь ему осознать иные ценности. Объяснить, что если он хочет выделиться, то надо уметь считать деньги, а не бездумно тратить и кичиться обновками перед сверстниками. А предметом гордости может стать хорошая вещь, купленная со скидкой, что, согласитесь, есть вполне взрослый поступок. Другими словами, нужно общаться с детьми на равных. Конечно, вначале будет сложно, но если разъяснять постепенно, последовательно и ненавязчиво, ребенок поймет, что в этой жизни крут не тот, кто обладает кучей дорогих игрушек, а тот, кто умнее и добрее. Что, обладая определенным багажом знаний, он не пропадет в нашем непростом мире и всегда сможет заработать на красивые вещи. Мы живем в условиях развивающейся рыночной экономики. Наша задача по отношению к детям - научить их ценить, любить и уважать деньги. Если ребенок с малых лет придет к пониманию, что деньги не самоцель, а награда за действия, за внутренние изменения, за личностный рост, если малыш будет воспринимать деньги как инструмент для достижения своих желаний, он захочет научиться грамотно пользоваться этим инструментом. Он научится по-настоящему ценить деньги и все то, что на них покупается, поскольку поймет, что для их получения нужно потрудиться. И труд этот очень серьезный, поскольку трудиться придется над собой. Фото www.creditcare.ru
Загрузка...