Опубликовано: 1600

За диагнозом - в аптеку

За диагнозом - в аптеку

Человек чуть ли не на генетическом уровне склонен к упрощению жизни. Об этом свидетельствует не только технический прогресс, но и статистика. Так, проведенный опрос выявил на постсоветском пространстве очередную тенденцию, экономящую время, силы и средства - самолечение.

Этому способствует и увеличивающееся количество аптек. Особенно в крупных городах. Для примера, справочник "Наш город" предлагает список более 200 розничных пунктов продажи лекарственных средств и около 10 аптечных сетей. На помощь больному может прийти только фармацевт - работник первого стола, способный сориентировать в разнообразии представленных лекарств, подсказать и помочь. Аптечный служащий становится кем-то вроде телефонистки из песни Высоцкого. Особенно, если вирус скрутил тело в комок и остается всего одно чувство: страх. Потому что в температурном бреду всегда кажется, что тело так навсегда и останется отдельно от сознания. Срочно хочется волшебного средства, которое не только снимет симптомы простуды и гриппа, но моментально вернет организму рабочее состояние и не даст выпасть из привычного ритма жизни. Рассуждать о сервисе в аптеках категорично и однозначно - невозможно. Работа в сфере обслуживания требует от человека определенной готовности быть полезным другим и находить в этом удовлетворение. Многое зависит от муштры, которую проходят претенденты на место, хотя влияют и погода, и сезон. Разгул вирусных инфекций значительно увеличивает проходимость клиентуры. И все-таки, в случае с Алматы, можно сказать, что держать марку стараются в аптечных сетях. То есть, если вас устроило качество обслуживания в одной из сети рядом с домом, оно же не разочарует в случайно подвернувшейся аптеке той же компании. Зато знаменитая "Аптека№2" совсем не так константна в плане доброжелательности и внимательности. Может, девушка сильно устала, но мы с ней утомили очередь, пока я добивалась, чтобы очередной порошок, снимающий симптомы простуды был без сахара и ароматических добавок, принимать которые в болезненном состоянии я не могу совсем. Декларируемый режим работы тоже подводит. Очень хочется, чтобы любая аптека работала именно в то время, которые вывешено на двери. Несовпадения часто случаются в безымянных аптеках "по дороге". Недавний опрос показал, что народ доверяет слову провизора, а не телевизионной рекламе. При этом, консультация нужна, чаще всего, не о биологически активных добавках и витаминах. Потенциальные покупатели понимают, что провизор-фармацевт не станет проводить диагностику, но посоветовать средство компетентен. По словам президента Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности Зурият Нуралимовны Сабынкуловой, существует целый список разрешенных к отпуску без рецепта лекарственных средств - ОТС-препараты: "Аптекарь может сам советовать препараты, так как это простейшие заболевания, которые изучались в рамках фармакологии. Кроме того, часто приходят люди, с хроническими заболеваниями, неоднократно проходившие курс лекарственной терапии, которые знают, какие именно препараты им нужны. Что касается корректировки рекомендаций врача, то она существует только в одном виде: когда один и тот же лекарственный препарат проходит под разными названиями, в зависимости от производителя. Один назовет препарат "Аспирин", другой "Ацетилсалициловая кислота", третий - "Аспро". Врач может написать "Аспирин", я могу предложить "Ацетилсалициловую кислоту". Другое дело, что сейчас врачи рецепты не выписывают. И это, кстати, очень большая проблема. Аптечный работник не имеет право отпускать рецептурные препараты, если больной не принес назначение на специальном бланке утвержденной формы. Однако в аптеку приходят с Листками назначения. Что делать в этом случае фармацевту? Отправлять больного назад? Приходится отпускать лекарства по Листку назначения". Помимо профессионального интереса, в аптеках, как и повсеместно, неизменен коммерческий интерес. И тут, конечно, клиент всегда прав, но - есть вероятность ангажированности аптечного работника. Всеобщая рыночность современных отношений всех вынуждает к постоянному прогрессу. Конкурентоспособность - самое главное. Кроме того, рынок ежедневно пополняется новыми наименованиями лекарственных средств, провизору приходится расширять познания. Все тот же рынок, кстати, вынуждает дозировать время на получения новой информации. Поэтому уже давно сложилась практика тесного тандема аптек и фирм-производителей. Так, например, Европейская ассоциация производителей безрецептурных препаратов и Фармацевтическая организация ЕС еще в 1993 году подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого определили роль фармацевта, как советчика потребителя при выборе препарата, с одной стороны, и, с другой стороны, главной фигурой процесса реализации лекарственных средств. Зурият Сабынкулова считает, что точно ничего сказать нельзя: "Доподлинно известно, что сговор врача с фармацевтом существует со времен Гиппократа. И это общемировое явление. Здесь важнее всего, чтобы не был нанесен вред больному. Ну а в принципе, что с того, что аптекарь договорился с врачом, который направляет пациентов в определенную аптеку, за какое-то вознаграждение? Ведь ничего не меняется, если лекарство куплено в указанной аптеке. Что до медпредставителей (работники компаний, представляющих определенное лекарственное средство), то это их работа. На прилавках все равно выставлены только те лекарства, отпуск которых разрешен без рецепта. В каждой профессии должен быть человек, любящий свою профессию, любящий людей, любящий страну, в которой он живет. Сейчас это просто громкие слова, но я считаю, так должно быть. И аптекарь, обслуживающий больного должен думать о том, что этот человек может оказаться его близким в другой аптеке, и его могут не так обслужить". Остается добавить, что увлекаться процессом самолечения опасно и об этом предупреждает не только Минздрав, но и художественная литература: найти у себя симптомы описываемых заболеваний - сущие пустяки. Ну а дальше остается лечить все, кроме воспаления коленной чашечки… Так что, будьте здоровы и не забывайте показываться специалистам, которые грамотно и комплексно распишут прием тех или иных лекарственных средств и препаратов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи