Опубликовано: 825

Юбилей СНГ: К чему склоняется Азия?

Юбилей СНГ: К чему склоняется Азия?

Согласно предварительным сообщениям информационных агентств, президенты Узбекистана Ислам Каримов и Туркмении Сапармурат Ниязов прибудут в Москву на саммит глав государств СНГ. Если эти предварительные заявления станут фактом. То его вполне можно расценивать как сенсацию.

С одной стороны в участии президентов на встрече лидеров Содружества нет ничего экстраординарного, тем более что саммит юбилейный. Но если вспомнить отношение президентов к аналогичным мероприятиям в последние годы, то юбилейность саммита не кажется главной причиной их визита в Москву. Сапармурат Ниязов не участвовал в большинстве таких мероприятий в последние годы. Можно вспомнить, что Туркмения не входит ни в какие другие экономические и оборонные межгосударственные структуры, при чем в отличие от Узбекистана, она никогда и не состояла в них и не рвется ни в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), ни в Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В вопросах отношения к интеграции Ашхабад более последователен, чем Ташкент. Можно вспомнить здесь и то, что у этой страны всегда было свое, особое отношение к афганской проблеме. Кажется, членство Туркмении в Содружестве Независимых государств является единственным проявлением внешнеполитической интеграции страны, но и оно уже стало восприниматься как какой-то рудимент. Особенно с учетом игнорирования президентом Ниязовым большинства мероприятий в рамках СНГ. Казалось, стоит только кому-либо из членов Содружества объявить о своем выходе из СНГ, как тут же такое заявление сделает Туркмения. Узбекистан наряду с Туркменией всегда проводил наиболее самостоятельную внешнюю политику среди стран региона. Никогда не делалось ни особых попыток "многовекторности", ни заигрываний с Западом на почве демократизации общества, ни реверансов в сторону России. Политика же Ташкента в регионе по отношению к соседям хорошо известна. В последние годы наметилась явная склонность Узбекистана к сближению с США: Выход из ДКБ, ряд публичных антироссийских заявлений, вступление в сообщество стран ГУУАМ, а главное - события последнего времени в виде предоставления своих возможностей для вооруженных сил США в проведении операции против талибов. Казалось, что еще совсем немного и Ташкент полностью откажется от членства в СНГ, которое, к тому же, и без этих проблем едва живо. Приход американской армии в регион, морально-политический эффект от победы над талибами, сближение (пусть даже лишь для вида) России с Западом, те настроения что царят в мире после 11 сентября - все это как нельзя лучше способствовало бы фактическому разрыву двух среднеазиатских республик с СНГ и явной переориентации на Соединенные Штаты, которые сейчас явно будут смотреть сквозь пальцы на не совсем демократичные режимы в этих странах. При чем оппонентам как в Узбекистане и Туркмении, так и в Москве, было бы нечего возразить на такой шаг лидеров стран. Но вместо этого оба президента летят на саммит СНГ. Все это показывает, что ситуация в постсоветской Азии далеко не так проста, как может показаться. Соединенные Штаты действительно непосредственно присутствуют теперь здесь, талибы разбиты. Но это не гарантирует укрепления стабильности в странах региона, а может быть даже наоборот. За прошедшие десять лет в странах региона выросли новые финансовые и политические элиты и отдельные влиятельные и амбициозные фигуры, которые очень хотят усиления своего влияния и власти. И они вполне могут попытаться использовать изменение геополитического расклада в регионе для достижения своих целей - потеснить, а может быть и оттеснить от кормила власти старые элиты. Почему бы не обратиться в этих устремлениях к помощи США, обещая при этом в случае победы большее внимание к соблюдению интересов Вашингтона? И такой импульс может натолкнуться на встречный импульс с другой стороны, и в итоге вызвать напряжение во властных элитах. Вернее, обострить давно существующее напряжение. А может быть таких импульсов и не будет, но старые элиты подумают, что они могут быть и принять превентивные меры. Которые неизбежно натолкнутся на контрмеры. То, что такие рассуждения выходят за рамки голой теории позволяет думать недавний важный факт, оставшийся мало замеченным в регионе: в открытую оппозицию президенту Ниязову перешел Борис Шихмурадов, в течение многих лет остававшийся влиятельнейшим человеком в стране. Конечно, этот конфликт первого и второго лиц в государстве обставлен традиционно для таких событий: президент обвиняет своего экс-сподвижника в воровстве по-крупному, а тот в свою очередь говорит о недостаточности демократии и монополизации власти в республике. При этом Шихмурадов эмигрировал не на Запад, что было бы, казалось, абсолютно логично, а в Москву. Кроме усиления борьбы внутри властных элит для стран региона существуют и другие опасности. Во первых, неизвестно как будут развиваться дальнейшие события в Афганистане. Прежняя ситуация, при талибах, при всех ее минусах имела один большой плюс: там все было ясно, политическая конфигурация внутри страны была четко определена, интересы внешних "игроков" тоже. Теперь же все надо начинать с начала - выстраивать блоки и союзы внутри Афганистана, строить зоны влияния. Неизвестно, как пойдет этот процесс, не приведет ли он к новым конфликтам, в которые так или иначе могут оказаться втянутыми и среднеазиатские страны СНГ, которым придется в этом случае быстро решать как себя вести. С этой проблемой связана и другая. Да, сейчас можно говорить, что исламисткие группировки в регионе ослаблены, после потери своего авангарда в лице лидеров и ядра Исламского Движения Узбекистана. Возможно, что затихнут на время их идеологические и финансовые спонсоры из других стран. Но при этом никуда не делась главная причина, питавшая эти движения и настроения внутри постсоветской Азии - социальное недовольство больших масс населения. Если экономическая ситуация в регионе не улучшится, будет продолжать деградировать социальная сфера (а это вполне возможно учитывая общемировой экономический кризис) то рано или поздно исламистские движения реанимируются, так как никаких других форм протеста народ в регионе не знает. Найдутся и новые вожди, и новые спонсоры. И тогда поддержка акции США в Афганистане может быть поставлена политическим режимам стран региона, и в первую очередь в Узбекистане, в упрек. Есть и другие потенциальные угрозы для будущего, скрытые в новой политической ситуации в регионе. Не все они могут быть решены с помощью США. И видимо, понимая это, президенты Узбекистана и Туркмении не спешат расходиться с СНГ, а даже наоборот - летят в Москву.
Загрузка...