Опубликовано: 1376

"Я б в рабочие пошел…

"Я б в рабочие пошел…

… пусть меня научат!" - этот детский стишок, знакомый каждому, приобретает сегодня все большую актуальность. Дефицит рабочих, причем самых различных специальностей, в стране начинает ощущаться все острее.

"Пирамида" профессий оказалась перевернутой, и сегодня по улицам казахстанских городов бродят сотни безработных экономистов и юристов, которые со своими дипломами оказались никому не нужны. А вот нормального слесаря, умелого плотника или квалифицированную лаборантку работодатели порой не могут найти… Проблема эта стала настолько насущной, что ею озаботился даже глава государства. На прошлогоднем Форуме предпринимателей Президент Н. Назарбаев отметил, что сейчас наблюдается нехватка квалифицированных рабочих. Экономический рост в стране создал совершенно иную ситуацию в сфере трудовых ресурсов, чем это было пять-шесть лет назад, когда страна переживала кризис. Квалифицированные работники сегодня востребованы, как никогда. Умелого, квалифицированного рабочего, способного трудиться в новых условиях, сегодня ждут на десятках предприятий, возродившихся на мощной волне экономического подъема. Примечательно, что и руководители крупнейших транснациональных компаний - и те на последнем Совете иностранных инвесторов при Президенте РК, когда обсуждалась новая стратегия индустриально-инновационного развития страны, заявили о том, что реализация ее во многом будет определяться уровнем подготовки кадров и, в частности - образования и обучения новых, современных рабочих. И, как водится, попросили у Президента льгот для компаний, которые за свой счет обучают кадры. В отличие от других пожеланий подобного рода, к этому предложению Президент отнесся весьма внимательно и благосклонно. "За прошедшие годы мы упустили из виду сферу подготовки рабочих. Сегодня это надо исправлять" - сказал Н.Назарбаев. Новая индустриальная политика государства должна стать настоящим переворотом в традиционном экономическом укладе Казахстана. Из преимущественно аграрно-сырьевой экономика должна в короткие сроки стать индустриально-технологической. Можно вспомнить исторические примеры - Великий кризис в США в 20-х годах прошлого века, уникальная по срокам и масштабам программа индустриализации в СССР в 30-е годы… В США миллионы выброшенных кризисом из деревни сельских батраков нашли свое место на стройках и заводах американских городов, заложивших основы американского экономического превосходства. В свою очередь, миллионы выброшенных из деревни коллективизацией крестьян Советского Союза, пройдя профессиональную подготовку, стали рабочими на сотнях новых предприятий. С того времени подготовка рабочих кадров, профессиональное образование в целом стали одним из главных приоритетов современного государства. Любая, самая современная технология без умелых рук специалиста - мертва. Уровень экономики, ее направления и приоритеты, ее принципы, осуществляются в реальной жизни только через людей, которые в ней работают. Есть и иной аспект этой проблемы. Внутреннее перемещение рабочей силы и профессиональное обучение во многом определяют и социальную стабильность общества. Миллионы людей, лишенных привычной социальной среды, профессии и средств к существованию - это потенциальная среда для социальных потрясений. Любое правительство понимает и стремится избежать этого. Помешать возникновению такой прослойки маргиналов государство может только осуществляя активную государственную политику в сфере труда и занятости населения, что все нормальные государства и делают. Казахстан не исключение из этого правила. Даже в самые трудные времена в стране не прекращала действовать созданная в советские времена многоступенчатая система профессионального обучения. И, надо сказать - очень неплохая и эффективная система! Школа, с ее элементами трудового обучения (специализированные курсы, учебные комбинаты) - ПТУ и профессиональные школы - техникум - ВУЗ - такая "цепочка" системы образования позволяла обеспечивать экономику квалифицированными кадрами во всех ее звеньях, давала возможность профессионального роста для каждого работника, достаточно быстро переориентировать профессиональную подготовку в соответствии с экономическими изменениями. Важнейшим принципом была бесплатность обучения, позволявшая придать процессу профессиональной подготовки массовость, чтобы каждый человек получил в руки профессию, которая бы его кормила. Кризис начала 90-х годов, спровоцированный распадом СССР, затронул и профессиональное образование. Резко сократилось государственное финансирование, закрылись сотни предприятий, из ПТУ ушли многие преподаватели. Набор учащихся упал в несколько раз. Какая экономика возникнет на руинах старого, какие специалисты потребуются для нее - все эти перспективы виделись тогда, как в тумане. Но постепенно рыночные отношения стали оживлять общественную жизнь, шаг за шагом начали возрождаться старые и возникать новые предприятия. Появилась потребность в профессиях, которых раньше просто не было. Возрождающаяся экономика предъявляла все более высокие требования к работникам всех звеньев, к их квалификации. В 1998 году, который можно назвать последним кризисным годом, в крупнейшем мегаполисе страны Алматы в профшколах и профлицеях обучались 3821 учащийся. К 2003 году их число выросло до 7040 человек. Акимат южной столицы на протяжении последних четырех-пяти лет уделяет вопросам профессионального образования самое серьезное внимание. В нем создан и работает специальный отдел при Департаменте образования, осуществляющий координацию деятельности между местной властью, экономическими структурами и системой профшкол, которая с каждым днем становится все более важным элементом реализации экономических планов. Так как на содержание этой системы выделяются солидные государственные средства, прежде всего из местного бюджета, первостепенное значение имеет вопрос их рационального использования. В прошлом году, к примеру, на эти цели государством было выделено 304 млн.220 тыс. тенге, и еще более 15 млн. тенге ушло на ремонт зданий, компьютеризацию и закупку учебного оборудования. И очень важно, чтобы выделяемые средства шли на подготовку именно тех рабочих специальностей, в которых сегодня остро нуждаются предприятия города. Для этого при Департаменте образования акимата создан Совет по социальному партнерству, в который наряду с административными структурами и руководством профшкол и профлицеев входят представители профсоюзов и различных бизнес-объединений - конфедераций и ассоциаций. Совет - постоянно действующая структура, рассматривает все вопросы развития и оперативного управления бизнесом, в том числе и профессиональное обучение рабочих кадров. Алматинские предприниматели через Совет в прямом смысле слова дают социальный заказ на подготовку определенного количества рабочих определенных специальностей. Государство, в лице акимата, финансирует обучение этих специалистов. Созданная система действует вполне эффективно, позволяя расходовать финансовые средства разумно и целенаправленно. Если сегодня посмотреть ежегодные учебные планы любого профлицея (так сегодня называются бывшие ПТУ) - практически все они, как по количеству, так и по направлениям профессиональной подготовки составлены на основе заявок с предприятий города. В городе появились тысячи новых компаний, возрождаются прежние заводы, возникают новые производства… Настоящий бум идет в сфере услуг - там сегодня требуются тысячи рабочих рук. И профшколы стараются удовлетворить эту потребность. Примечательно, что если еще пять - шесть лет назад бизнесмены весьма прохладно относились и к профшколам, и к их проблемам, то сегодня чувствуется их прямая заинтересованность, чтобы она работала лучше и качественней. Учащихся на рабочих ребят сегодня хорошо встречают на любом предприятии, помогают им осваивать оборудование, приобретать практические навыки. В Алматы сейчас действуют четыре профессиональных лицея и шесть профшкол. Еще одна профшкола работает при колонии для несовершеннолетних. Также действует учебное отделение при железнодорожном колледже, но ее выпускников сегодня остро не хватает и есть планы создать на основе этого отделения еще одну полноценную профессиональную школу. Уже в нынешнем году намечено в три раза увеличить набор на обучение железнодорожным специальностям, и деньги на это имеются. Экономический рост как в стране, так и в южной столице в последние годы настолько значителен, что выпускников профшкол сегодня предприниматели расхватывают, как горячие пирожки. Вера Цзин, начальник отдела профессионального образования акимата, с удовлетворением говорит, что практически все выпускники профшкол и профлицеев сразу получают работу. Набор учащихся с 2000 по 2003 год увеличился на 33 процента. И в этом году тенденция увеличения спроса на рабочие кадры сохранится, намечено увеличить прием еще на 200-250 человек. Система взаимодействия с бизнес-структурами достаточно гибкая, она позволяет быстро менять, в соответствии с рыночной коньюнктурой, направления обучения. В прошлом году, к примеру, большую часть молодых людей готовили для работы в сферах транспорта, связи и телекоммуникаций, туризма, бытового обслуживания, пищевой промышленности. В этом году все больше заявок на рабочих машиностроительных специальностей. Кстати говоря, эта тенденция набирает силу, и в Департаменте образования выдвинули предложение о создании нового лицея, для подготовки рабочих машиностроения. Для этого требуется не менее 700 млн. тенге, которые городской бюджет, конечно, не осилит. Здесь, несомненно, нужна будет помощь со стороны правительства, если, конечно, вопрос о создании машиностроительного профлицея будет решен положительно. Важнейшей проблемой всего профессионального образования в акимате считают создание и утверждение на уровне правительственной Программы государственных нормативов сети государственного профессионального образования. То есть они определят, сколько нам требуется рабочих на каждые 10 тысяч человек населения. Это позволит оптимизировать как профессиональную подготовку, так и государственные расходы на эти цели. Такие нормативы или стандарты для обычного среднего образования есть, а вот бывшие ПТУ как бы остались вне поля зрения государства. Так как они финансируются, в основном, из местных бюджетов, то каждый регион сам и определяет, сколько рабочих ему учить. Это зачастую ведет к дисбалансу в обучении рабочих кадров, неоправданному перерасходу бюджетных средств. Другая проблема, которая сегодня тревожит преподавателей профшкол - катастрофическое состояние материальной базы обучения, которая морально и материально устарела. И здесь без помощи и государства, и бизнеса не обойтись. Ребята должны учиться на современной технике, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет к ним вновь создаваемая экономика. Что касается Алматы, то она по праву лидирует в сфере среднего профессионального образования. За 2002-2003 годы все профшколы и профлицеи города обеспечены компьютерами, а в прошлом году во многих из них установлено новое программное оборудование. Утверждены новые, современные стандарты обучения, разработаны новые учебно-методические пособия. В них, кстати, предусмотрено не только обучение конкретным рабочим специальностям, но и основам ведения самостоятельного бизнеса. Развиваясь и совершенствуясь, система профессиональной подготовки рабочих кадров становится все более важным звеном трансформации казахстанской экономики. Но все это - в Алматы, с его большими финансовыми и кадровыми возможностями. В провинции картина менее благополучная - бюджеты там более чем скромные. Очевидно, что только государственная Программа профессионального образования, необходимость создания которой явно назрела, поможет исправить это положение.
Загрузка...