Опубликовано: 2000

Взрослеющий Казнет

Взрослеющий Казнет

Основной аудиторией Казнета является молодежь, при этом уровень сложности пользования ресурсами Интернета пока остается невысоким, и ограничивается использованием услуг электронной почты, членством в популярных социальных сетях, скачиванием развлекательного контента, игр и приложений по моментальному обмену сообщениями.

Таков один из выводов, к которому пришли авторы крупномасштабного исследования "Интернет в Казахстане: казахстанский контент, казахстанская интернет-экономика, казахстанское интернет-право, казахскоязычный сегмент", презентация которого состоялась в ходе первого регионального форума по развитию интернет-сферы в Центральной Азии "Internet CA-2010". В своих попытках дать характеристику преобладающего содержания отечественных веб-ресурсов и предоставляемых ими сервисов, ориентированных на успех на рынке, эксперты в первую очередь руководствуются существующим портретом массового потребителя, а это, как отмечают казахстанские специалисты, молодой человек в возрасте от 15 до 23 лет. По данным исследования "Kcell: отчет о тенденциях в телекоммуникациях - 2010 г.", в гендерном соотношении это 51% мужчин и 49% женщин (в опросе приняло участие 1050 человек). "Несмотря на кризис и другие факторы, последние два года наблюдается наполнение казахстанского контента, причем, что радует тот факт, что в это стал вкладываться бизнес, более того, Казнет - также стал площадкой для развития бизнеса. Но вместе с этим развитие содержательной и инструментальной частей Казнета я бы назвал затрудненным, - комментирует ситуацию Адиль Нурмаков, один из авторов исследования, исполнительный директор Центра по изучению конкурентноспособности, по его словам причиной тому является узкий рынок. - Людей у нас и так в принципе мало, а пользователей среди них еще меньше. Потому пока на эту целевую аудиторию ориентироваться бизнесу пока еще сложно". Кроме того, согласно экспертному мнению, около 80% интернет-трафика приходится на зарубежные (в основном российские) интернет-ресурсы. Это значит, что "выращенный" потребитель уходит "на сторону". Между тем, как подчеркивает специалист, несмотря на то, что рост числа потребителей интернет-услуг наблюдается, "качество" этих пользователей, в среднем, мягко говоря, еще требует своего совершенства. Что не может не влиять на тенденции развития содержания и предпочтения разработчиков и инвесторов по созданию веб-проектов развлекательного направления с преимущественно "тяжелым" контентом - видео, обмен файлами, торрент-трекеры и прочее. Поскольку это так, у интернет-провайдера нет особой необходимости качественно развивать свой продукт. "Однако это должно со временем измениться, потому что этот целевой потребитель постепенно взрослеет", - резюмирует Адиль Нурмаков. Сегодня же, по данным исследования компании Kcell, большей популярностью среди казахстанцев пользуются такие интернет-услуги как общение в чатах (36,6%), осуществление звонков с помощью информационно-коммуникационных технологий (34,1%), обновление своего статуса в социальных сетях (на Facebook, Twitter, vkontakte.ru, mail.ru - мой мир и др.). Менее популярные - написание статей в блоггах (11,7%) и комментирование других записей (12,7%) и др. Интересно, что на вопрос "Каким из указанных ниже видов деятельности Вы занимались в Интернете в течение последнего года", респонденты больше всего проголосовали за "поиск отзывов других людей о товарах и услугах" (56,3%), "сравнение цен на товары и услуги" (55,1%). Этим потенциально могли грамотно воспользоваться рекламодатели, однако, как отмечают эксперты отечественного интернет-пространства, этого не произошло. Как было сообщено во время Форума, по оценкам игроков объем рынка рекламы в Казнете составляет около $5 млн., что составляет около 1% затрат на рекламу на радио, прессу и телевидение в Казахстане. Между тем, по информации республиканского Агентства информатизации и связи РК (АИС), в 2007 г. уровень проникновения Интернета по стране составлял 11% (1,6 млн.), в 2008 г. - до 14%, но уже в октябре 2009 г. председатель АИС озвучил цифру в 30% (4,7 млн.чел.), основанную на отчетах операторов связи. В это количество вошли 1,2 млн. абонентов широкополосного доступа, 0,4 млн. абонентов коммутируемого доступа (dial-up), а также 3,1 млн. абонентов мобильного доступа к сети Интернет. На взгляд Адиля Нурмакова, объективным данный показатель считать довольно сложно, "поскольку абоненты сотовых операторов, пользующиеся услугами мобильного Интернета (WAP, GPRS, EDGE), чаще всего относятся к одной из первых двух категорий пользователей". Однако, несмотря на сомнения в методологии официальной статистики, эксперт отмечает позитивный факт быстрого роста числа абонентов широкополосного доступа - с 381 тыс. в 2007 г. до 661 тыс. в 2008 г., и практически возросший вдвое показатель в 2009 г. Зарубежные же источники, как отмечено в тексте исследования, дают менее высокие цифры по Казахстану. "Так, по статистике организации InternetWorldStat, уровень проникновения Интернета составляет 12,3% (1,9 млн.), однако также признаются высокие темпы приобщения населения республики к Всемирной паутине: в период 2000-08 гг. количество пользователей возросло в 27 раз. Согласно данным крупной интернет-компании BuddeComm, количество интернет-пользователей в Казахстане составляет около 1,5 млн. человек", - отмечено в документе, получить который может любой заинтересованный человек у организаторов проекта - экспертов Международного центра журналистики MediaNet. Между тем, на взгляд Александра Ляхова, исполнительного директора ОЮЛ "Интернет Ассоциация Казахстана", несмотря на относительно невысокие показатели числа пользователей услугами Интернет в Казахстане, точное число которых, к слову, по разным подсчетам варьируется от 1,5 млн. до 6,3 млн человек, можно прогнозировать уверенный рост числа интернет-пользователей, равно как и рост количества и качества информационных интернет-ресурсов и сетевых сервисов в Казнете.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи