Опубликовано: 1019

Вуз - за два года?!

Вуз - за два года?!

Кредитная система обучения в высших учебных заведениях открывает фантастические перспективы перед студентами. Только для начала надо досконально понять: что это за система обучения, а потом заглядываться на перспективы.

Слава Богу, это понимают в Министерстве образования и науки РК. Именно поэтому клич о переводе всех вузов страны на кредитную систему образования с начала 2003-2004 учебного года был отклонен. Но эксперимент в отдельных вузах все-таки начался. Уже есть первые результаты. Силлабус Это не заклинание из черной магии. Это - документ, который каждый из преподавателей вуза должен "родить", а именно: разработать программу обучения по своей дисциплине. Задача, кстати, не из легких. Тот, кто уже включился в эксперимент, говорят, что нужно составить технологическую карту на каждое занятие, на каждую форму работы, здесь перечисляется перечень тем, который предстоит охватить в ходе занятий. Зачем все это бумаготворчество? Затем, чтобы студенты могли иметь исчерпывающую информацию о той или иной дисциплине. Все-таки выбирать: чему учиться, а чему - нет - теперь им. Но для того чтобы определиться с выбором, надо получить представление. Кроме того, в силлабус закладывается и некий конечный результат, который хочет получить учитель. Он должен продумать и прописать навыки, и умения, которые получит студент после освоения теми или иными знаниями. Такая работа автоматически проверяет педагогов на профпригодность и дисциплинирует их. 128 кредитов Это не деньги, которые студенты берут взаймы в мифическом банке. Все гораздо сложнее. О чем идет речь? Об академических часах, которые студенты должны провести в умственных трудах и заботах, склонясь над конспектом, книгой на занятиях. На каждую дисциплину в семестр в среднем приходиться три кредита. Учебный час-кредит длится 50 минут, обучение проходит в интерактивных формах. Раз в неделю студент должен сдать самостоятельную работу СМС и работу под руководством преподавателя СРСП. Каждая такая работа является логическим завершением пройденной темы. Преподаватель по сданным темам подводит результаты занятий. По этим данным студенты могут познакомиться со своим еженедельным рейтингом GPI. Все эти замысловатые "телодвижения" с обучением и оценкой знаний введены в кредитной системе для того, чтобы рано или поздно вывести средневзвешенную оценку уровня достижений. Итоговая оценка складывается из баллов, заработанных во время семестра, и из баллов, полученных на тестировании. Пятерка - это 100-90 процентов правильного ответа. Четверка - 89-75. Если GPI оказывается меньше 50 процентов, то студент должен будет пересдавать экзамен. В рейтинговой системе заработать баллы можно даже за посещение занятий. За каждое посещение прибавляется 0,5 балла, которые в итоге суммируются и приплюсовываются к основному количеству баллов. Конкурсность Похоже на конкурентность. В условиях рынка - это то, что оправдывает не только надежды, но и вложенные в дело деньги. Как показал эксперимент, условие конкурсности плачевно заканчивается для некоторых педагогов. Не все из них психологически готовы к тому, что студенты их не выберут, и они останутся без работы. Но именно так все и случается. Студенты имеют право сами выбрать преподавателей, у которых будут заниматься. Эксперимент показал, что хорошие педагоги иногда оказываются "в проигрыше" только потому, что на первом этапе выбора студенты ориентировались на комфортные характеристики учителей, выбирали мягких и покладистых. Но при последующем выборе, на первое место выходили все-таки знания и умения педагогов. Те, кого студенты так и не выбрали, автоматически остались без работы. Хорошо это или плохо? Творческие люди считают, что такой принцип работы полезен и оправдан. Конкурсность, как конкурентность, будет стимулировать каждого профи еще больше повышать свою квалификацию, искать общий язык со студентами и приближаться к ним настолько, чтобы стать Преподавателем с большой буквы. Эдвайзер Заимствованное странное словцо, но как уверяют студенты, человек, которого так "обозвали" в кредитной технологии - очень нужный. Без него можно долго учиться чему-нибудь и как-нибудь. Именно он помогает студентам сориентироваться в куче преподавателей, выбрать нужных и определить траекторию обучения. В данном случае речь идет о дополнительных дисциплинах, которые на кредитном обучении есть и даже играют свою существенную роль. Какую? Знания не бывают лишними, но как реально рассчитать свои силы и изучить все, что захочется, или изучить только то, что необходимо знать по выбранной профессии, или изучить то, что имеет отношение к основной и смежной с выбранной профессией. За счет дополнительных дисциплин можно параллельно получить второе образование. Все эти плюсы кто-то должен озвучить студентам. Это и делают эдвайзеры. Что делают первокурсники? Они берут две-три дополнительные дисциплины и говорят о том, что на большее у них не хватит "тямы". Наверное, это правильно, потому как на первом курсе не видны перспективы, которые возникают на пятом курсе. Тем не менее, они есть. Каждый работодатель при приеме на работу, обязательно смотрит на перечень дисциплин, которые изучил студент. Те, которые не утруждали себя большими знаниями, не интересны работодателю. Кроме того, все сегодня хотят получить эрудированного человека. Что еще позитивного в кредитной системе? Студент может окончить вуз за два года. Для ускоренного обучения в летнее время организуются дополнительные занятия, а также летом можно сдать разницу в учебных программах. Всех под одну гребенку Как уже говорилось, министерство образования, понимая, что кредиты - это хорошо, но только тогда, когда … "тормознуло" идею повального перехода вузов на кредитную систему. Вузы столкнулись с рядом организационных проблем, слабыми звеньями оказались методическая и материально-технические базы. Поэтому вопрос о переходе еще будет решаться.
Загрузка...