Опубликовано: 1365

Все в твоих руках, человек

Все в твоих руках, человек

Глобальное потепление: будет ли человечеству польза от него? Так ли очевидна угроза со стороны тающих айсбергов, обоснованы ли наши опасения?

Какой "завтрак" мы готовим сами себе на завтра? Вы помните изумительный рассказ Марка Твена "Людоедство в поезде", где из-за обильного снегопада и неожиданного похолодания в одном из штатов США застрял поезд, и зашла речь о каннибализме? Однако проблема климатических скачков занимала (и занимает) не только умы писателей, но и ученых. В 1976 году прозвучали первые опасения: "Похолодание уже убило сотни тысяч жителей в бедных странах. Из-за чего произошло значительное подорожание топлива и продуктов питания, что подняло цены на все предметы домашнего потребления. Если похолодание продолжится, и не будут найдены методы эффективного противодействия этому, нас ждут мировой голод, мировой хаос, а может быть и мировая война, и все это может наступить уже к 2000 году". (Lowell Ponte, The Coolingе). Но уже в конце 70-х годов возникли совершенно противоположные мнения. Возможно, это был лишь политический трюк, так как именно в то время был доказан факт бесполезности "энергетической политики" администрации Картера. Сначала ученые били тревогу о том, что вот-вот в США кончатся запасы нефти, но падение цен на "черное золото" в начале 80-х убедительно доказало, что, наоборот, запасов нефти хватит еще на пару столетий. На том "страхи за будущее" не кончились, зато появились пугающие пророчества относительно "глобального потепления": тающие ледники, повышение уровня рек, морей, океанов, и, как следствие, затопление континентов, и рост пустынь. Появились и прогнозы, сулящие большей части человечества к началу 21-го века медленную смерть от голода и болезней. Большинство ученых склонялось к мысли, что причина глобального потепления в так называемом "парниковом эффекте". Земля, получая энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, в это же время излучает в космическое пространство инфракрасные лучи. Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы: водяной пар, двуокись углерода (СО2), метан, закись азота и т.д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла. Таким образом, парниковый эффект является естественным, даже необходимым для жизни на Земле. В то же время следует отметить, что в последние десятилетия содержание "парниковых газов" в околоземной атмосфере очень сильно возросло: СО2 - более чем на треть, метана - в 2,5 раза. Появились и новые, ранее просто не существовавшие вещества с "парниковым" спектром поглощения, прежде всего фторуглеводороды. Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна - человечество сейчас сжигает за день столько топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет (!) в период накапливания месторождений нефти, угля и газа. Согласно прогнозам, в течение следующих ста лет количество СО2 в атмосфере в результате человеческой активности значительно увеличится. Само собой следует вывод: все это и должно привести к глобальному потеплению, росту температуры на всей земной поверхности. Однако существует и другое мнение - ученых, работающих в области сельского хозяйства. Умеренное потепление вызовет стабилизацию погоды и пойдет на благо сельскому хозяйству, хотя бы потому, что даже само по себе присутствие в атмосфере избытка СО2 приводит к ускоренному росту растений. Мнение академиков "Углекислота, пропуская солнечную энергию, задерживает тепловое излучение Земли. Если бы такого "одеяла" не было, температура воздуха упала бы градусов на 30. Представьте себе вместо океанов - ледяные пустыни! Но количество углекислоты растет в результате созидающей деятельности человека. Значит, климат Земли потеплеет? Бытует мнение, что похолодание - это плохо, а потепление - хорошо. Но разве жара лучше холода? Плохи оба варианта, ведь человечество приспособлено только к строго определенным условиям жизни", - так считает академик В. И. Дробжев, бывший директор института ионосферы АН КазССР. В мае 1988 года в Институте космических исследований АН СССР проходила советско-американская конференция по проблемам глобальных климатических перемен. Ученые уже тогда были озабочены возможным изменением земного климата. Так похолодание или потепление? Большинство специалистов считали - потепление. Большая тревога звучала по поводу миллионов тонн вредных выбросов отравляющих атмосферу, воду, почву. За индустриальное производство и повышение жизненного уровня приходится платить очень дорого - собственным здоровьем… Уже в конце 80-х годов в Алма-Ате были проблемы с экологией. Воздушный бассейн - легкие города, загрязнение которых зачастую происходит в результате не только экологической неграмотности, но и отсутствия должной системы контроля. За примером далеко ходить не надо. Атмосфера Алматы - одна из самых загрязненных в Казахстане. Миллионный город лежит среди гор и почти не проветривается, но разве это оправдание? На снимках, сделанных с космических спутников, хорошо видно: над южной столицей висит "шапка", и "языки" - края ее простираются на десятки километров вдоль прилегающих дорожных магистралей. Атмосфера Алматы ежегодно вынуждена поглощать около 300 тонн выбросов (СМИ часто манипулируют именно этой цифрой, хотя мало кто знает, что это данные еще 1985 года!): пыли, сажи, угарного газа, окислов азота, сернистого ангидрида, углеводорода, тяжелых металлов (цинка, свинца, меди, висмута и других). Причем концентрация их превышает допустимую на протяжении многих лет и не имеет тенденции к снижению: сажи в 40 раз, угарного газа - в 15, пыли - в 5, окислов азота - в 4, сернистого азота - в 3,5 раза и т.д. Две трети загрязнений приходится на долю автотранспорта, как и в каждом крупном городе, остальная - на ТЭЦ, промышленные и коммунальные предприятия, индивидуальный жилищный сектор. Позднее 1985 года, видимо, цифра 300 (тонн) выросла до более крупной, но пока никто из экспертов не хочет (или не может) обнародовать настоящую цифру. Следует добавить, что автопарк южной столицы существенно с тех пор увеличился. "Сегодня в Алматы насчитывается около 300 000 единиц автотехники только с алматинской "пропиской", и ежедневно почти 50 000 иногородних машин, в том числе и из ближнего зарубежья, ездит по улицам города, все это неизменно оставляет свой экологический след. В то же время тенденция к росту численности автомобилей достаточно стабильна", - констатирует подполковник Серик Кайназаров (отдел организационно - аналитической и профилактической работы Управления дорожной полиции ГУВД Алматы). Как по Цельсию, так и по Цезарю? За последние 50 лет средняя температура на планете повысилась на + 0,70С. В Казахстане же средняя температура повысилась на + 1,5 0С, то есть вдвое больше, чем где-либо. Языки нефтяных факелов на Каспии, большие лесные пожары (в этом году их было почти 200!), выхлопные горячие газы от автомобилей - все это приводит к потеплению атмосферы. Однако надо заметить, что меры по борьбе с загрязнением предпринимались и прежде. В конце 1985 года тогда еще Госплан КазССР утвердил Республиканскую комплексную научно-техническую программу по оздоровлению воздушного бассейна Алма-Аты, сформированную по его заданию Институтом органического катализа и электрохимии АН КазССР. В реализации программы участвовало более 150 организаций. За прошедшие годы сделано немало: добились поставок неэтилированного бензина (без тетраэтилсвинца) почти на 95%, в Алматы - родине катализаторов, запатентованных в разных странах мира, идет сооружение установок по их производству, некоторые промышленные предприятия вынесены за черту города, продолжается озеленение районов и т.д. Однако необходим должный мониторинг загрязнения воздушного бассейна города, и только тогда можно будет говорить серьезно об управлении состоянием экологии" - таково мнение экспертов. Более того, ожидается внедрение эффективных катализаторов, а может быть, и хороших оптимизаторов топлива, что позволит значительно сократить выброс в атмосферу вредных для жизни человека веществ. Хотя не исключено, что даже в этом вопросе могут быть допущены просчеты или учтены пожелания только небольшой группы заинтересованных лиц в ущерб большинству. Наиболее мыслящая часть алматинцев озабочена тем, что с ростом численности автопарка южной столицы, а также с постоянным транзитным притоком иногородних автомашин, в том числе и дизельных, грузовых, состояние атмосферы над Алматы неуклонно ухудшается. В несколько раз увеличилась цифра автопарка, увеличилось число автозаправочных станций, куда иногда завозится некачественное топливо. Износ автозапчастей также предполагает увеличение выхлопа дымящих и коптящих небо отработанных автомобильных газов. В то же время с целью уменьшения пробок на дорогах ведутся работы по расширению автотрассы, для чего вырубаются деревья и кусты, как скажем, на проспекте Абая в Алматы, в сентябре уже этого, 2004 года. Понятно, что на крышах домов те же кусты и деревья расти уже не будут. Однако есть замечательный выход из положения! Вспомним Юлия Цезаря: его приказом запрещался въезд в город иногородним повозкам, их оставляли за чертой города. За рубежом это правило действует и в данное время. Так почему бы нам не принять такой благоразумный закон? А пока онкологи Алматы констатируют рост числа больных злокачественными новообразованиями, попросту говоря - раком. Куда деваться, мы дышим тем же воздухом, который отравлен автомобильными выхлопами, ведь мы - часть экосистемы. Айсберги тают? Однако не стоит преувеличивать опасность глобального потепления. По данным температуры наземных станций, с 1979 года температура поднимается на 0,1- 0,15 0С в 10 лет, то есть всего на 50-75 % от прогнозируемого. Спутниковые же изменения температуры нижних слоев атмосферы (тропосферы) показывают глобальное потепление на уровне 0,06 0С в 10 лет, в то же время измерения стратосферы - похолодание на уровне 0,04 0 С в 10 лет. Аналогичная ситуация с ростом уровня моря: по показаниям спутниковых наблюдений рост уровня моря составляет всего 3,01 + (-) 0,4 мм в год, то есть всего 30 см за сто лет. Существует мнение, что "глобальное потепление", если оно вообще есть, является естественным процессом, уже происходившим на Земле бесчисленное количество раз. В марте 2003 года NASA опубликовало данные, свидетельствующие о том, что за последние 24 года солнечная активность увеличивалась примерно на 0,05% каждые 10 лет. Если станет известно, что этот тренд сохраняется уже на протяжении 100 лет, это может объяснить большую часть температурных изменений в околоземной атмосфере. "Вообще колебательные процессы в природе распространены достаточно широко. Вероятно, теперь мало кто помнит бум вокруг Каспия. После многих лет обмеления в середине 80-х Каспийское море вдруг стало подниматься, причем с катастрофической скоростью. Но сколько до этого велось дискуссий по его спасению, по поводу антропогенного влияния на процесс осушения Каспия. Чуть было не был осуществлен самый дорогой из всех "проектов века" по переброске северных рек на юг!" - писали в своей книге "Развитие Земли" О. Г. Сорохтин и С. А. Ушаков. Говорит доктор географических наук В. П. Благовещенский: - За потеплением "наблюдают" и на Северном полюсе, и в Антарктиде, и на экваторе. На ледниках Казахстана усиливается таяние, неуклонно идет процесс так называемого "отступления ледников". То есть ледники, запасники пресной воды, тая, сокращаются по своим размерам, это очевидно. Ледник Туюк Су, наблюдения за которым велись еще сто лет назад, в верховьях Малой Алматинки сократился почти на треть от первоначальных размеров. Если так будет продолжаться, ледники могут исчезнуть вообще лет через 50 лет. В то же время должен сказать, что 20 000 лет назад на территории Казахстана ледников не было вообще. Но на настоящий момент отрицательным моментом таяния ледников является и селевая опасность…". Мнение кандидата географических наук Н.В.Попова: - Одной из причин глобального потепления можно назвать рост техногенных катастроф, причем в основном на нефтедобывающих и нефтегазоперерабатывающих предприятиях. Вообще в странах СНГ рост техногенных угроз многие обоснованно связывают с износом оборудования, основных средств. Статистика подтверждает, что регулярные аварии в угольной, горно-металлургической промышленности, железнодорожном и воздушном транспорте во многом связаны с устаревшим оборудованием и объектами (кое - где даже до 70%). Вот так развивались события только начала этого года: Индонезия. 20.01.2004 г. - два взрыва, затем пожар на нефтеперерабатывающем заводе в г.Сурабая. Языки пламени вздымались на 50-метровую высоту. Алжир. 20.01.2004 г. (странное совпадение дат!) - разрушен взрывом крупнейший нефтеперерабатывающий завод. Взрыв почти полностью разрушил сооружения по перекачке газа. Взорвались емкости с жидким газом. Австралия. 28.01.2004 г. - пожар на нефтеперерабатывающем заводе близ Сиднея. По предварительной версии, причиной пожара стало короткое замыкание в системе вентиляции. Франция. 02.04.2004 г. - пожар на нефтеперерабатывающем предприятии близ города Решстет. Причины пока не установлены. США. 09.04.2004 г. - штат Нью-Мексико, близ города Галлап - два взрыва, затем пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Саудовская Аравия. 15.04.2004 г. - взрыв, затем пожар на нефтеперерабатывающем заводе правительственной нефтяной компании "Арамко". Возгорание произошло в результате взрыва, причины которого не известны. Предприятие ежедневно перерабатывало 300 000 баррелей нефти. Увы, теперь и в Казахстане появилось новое явление - рост техногенных аварий на современных нефтегазоперерабатывающих заводах. Что ж, в целом картина не утешительна. Причиной взрывов на зарубежных нефтяных заводах могли быть и диверсии, но мы об этом вряд ли когда-нибудь узнаем. Однако пожар на Тенгизском месторождении, горевший более года фонтаном высотой до 200 метров и объемом в 50 метров при температуре, порой достигавший 440 0 С на скважине №37, за которым следил, наверное, весь мир, "выдал" в атмосферу, по подсчетам экспертов, около 300 000 тонн сажи. Так что нельзя забывать, что все в руках человека и "глобальное потепление" тоже.
Загрузка...