Опубликовано: 1298

Война и мир в Центральной Азии

Война и мир в Центральной Азии

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с ежегодным посланием народу Казахстана на совместном заседании палат Парламента РК, предложил создать Союз Центрально-Азиатских государств.

По словам Президента, Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. При этом не исключаются и другие страны региона. "У нас общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза. Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте", - заявил Н.Назарбаев. В то же время центрально-азиатский регион сидит на бомбе замедленного действия. Международный терроризм, религиозный экстремизм, организованная преступность, бедность и торговля наркотиками представляют собой гремучую смесь, способную взорвать квазистабильную Центральную Азию. Экономическая отсталость, перенаселенность и недостаток питьевой воды и поливной воды в ирригационный период способны повлиять на хрупкий мир в Центральной Азии. В пяти центрально-азиатских республиках можно видеть увеличивающийся в настоящее время разрыв в экономическом и политическом развитии. Вооруженные конфликты в южном Кыргызстане и Узбекистане (1999-2001гг.), а также последние внутриполитические события в Кыргызстане (весна 2005 г.) демонстрируют взаимосвязь между региональным дистанцированием новых независимых государств и слабостью их внутриполитических устройств. Примером угрозы центрально-азиатским республикам, исходящей от экстремистских группировок, может служить Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) целью которого является установление нового халифата в Ферганской долине. С помощью оружия и продуманных ходов Движение смогло не только заявить о себе на всем центрально-азиатском пространстве, но и использовать метод устрашения как средство создания нестабильности в Центральной Азии, особенно в Узбекистане и Кыргызстане. Представители другого не менее известного движения Хизб-ут-Тахрир (Партия Свободы) намерены расширить свою деятельность с целью свержения конституционального строя в центрально-азиатских республиках. При этом методы данной организации кардинально отличаются от ИДУ. Миссионеры Хизб-Ут-Тахрира концентрируют свою деятельность на идеологической работе с населением, что только на первый взгляд кажется несерьезным и поверхностным отношением к проводимой политике данной Партии. Как показало время и реалии, представители Хизб-Ут-Тахрира и их последователи получили гораздо больший эффект от своей деятельности, чем Исламское движение Узбекистана. Исходя из последних событий, произошедших в Кыргызстане, в южном регионе Хизб-Ут-Тахрир не только закрепила свои позиции и распространила свою деятельность далее на всю территорию Кыргызской Республики, но и активно участвовала в предвыборной кампании весны 2005 года, что нельзя расценивать как рядовой факт активизации деятельности одной из религиозных общественных организаций. В то же время влияние радикального и военного ислама в центрально-азиатских государствах и соседних странах угрожает стабильности региона некоторыми структурными проблемами. И появление подобных групп должно рассматриваться в более широком контексте глобальных тенденций, таких как рост международного терроризма и увеличение бедности в регионе. Тем временем существует тревожная тенденция того, что ислам будет приравнен к экстремизму только потому, что религия побуждает одну группу, как правило, молодых людей участвовать в деятельности, направленной на формирование протестного потенциала и способствующего накалу социальных волнений, а другую - использовать религию, чтобы оправдать террористические акции. Так случилось и в Бишкеке, когда протест электората трансформировался в погромы и разбойные нападения. В данном случае нужно учитывать, что антиисламская пропаганда и чрезмерное упрощение текущей религиозной и политической ситуации в Центральной Азии могут привести к некорректному принятию решений. Одним из доказательств этого может служить увеличивающиеся депортации граждан из соседних стран, занимающихся в основном торговлей, и усиленный паспортный и визовый режим, ограничение передвижения людей по Центральной Азии. Экономическое развитие центрально-азиатских республик не позволяет в должной мере говорить о стабильной социально-экономической ситуации в регионе. Бремя неразрешенных экономических проблем усиливает этническое и социальное напряжение, а это может в свою очередь привести к открытым столкновениям. То есть конфликты, носящие латентный характер в ближайшее время смогут трансформироваться в открытое противостояние. Война в Таджикистане, в самой бедной стране центрально-азиатского региона, была тому подтверждением. В то же время нужно учитывать, что правительство Таджикистана в настоящее время не в полной мере контролирует ситуацию в некоторых районах своей территории. Существует мнение, что экономическое развитие снизит межэтническое и религиозное напряжения. Но здесь нужно осознавать, что без радикальных улучшений в социально-экономической ситуации, которые не предвидятся в ближайшем будущем в Центральной Азии, нельзя говорить о каких либо позитивных изменениях в любом государстве региона. Безработица и торговля в ЦА являются одними из основных спутников республик региона. Принимая во внимание тот факт, что большинство безработных - молодые люди, можно не только констатировать рост безработицы в регионе, но и прогнозировать количественный переход данной социальной категории в качественную трансформацию, принимающую образ религиозной борьбы за свои нереализованные права, что уже было заметно в процессе антиправительственных выступлений молодежи в Кыргызстане. При дальнейшем продолжении спада экономики в республиках Центральной Азии и, как следствие этого, ухудшении социальной ситуации в каждой республике появляется реальная угроза появления сепаратистов и активизации их деятельности в регионе. В то же время межгосударственные трения по вопросам торговли, таможенных пошлин, границ, распределения воды и энергии, старых долгов могут только способствовать росту протестного потенциала. Сейчас, наряду с вышеуказанными потенциальными конфликтами актуализируется вопрос о воде, используемой в ирригационный период республиками Центральной Азии. Здесь немаловажным становится тот факт, что ирригационные системы с момента распада СССР не подвергались ремонтно-восстановительным работам. И если в ближайшее время (лето 2005 года) произойдет сбой в работе ирригационных систем и системам распределения воды, количество конфликтов на региональном уровне не только возрастет, но и примет межгосударственные масштабы. Не в последнем ряду в Центральной Азии стоит и проблема наркотрафика. Так, в настоящее время, огромное количество людей по всей Центральной Азии участвует в производстве, торговле и транспортировке наркотиков. Основной акцент делается на Ферганскую долину - место, через который проходят транзитные пути наркотиков. Если рассматривать вопрос о привлечении финансовых средств со стороны стран Запада и США, то, конечно, они имели место быть, и в настоящее время подобный процесс, с меньшим размахом, но продолжает проходить. Так, за финансовую помощь многие республики стали полноправными членами ОБСЕ. Они приняли все обязательства ОБСЕ и регион стал неотъемлемой частью пространства ОБСЕ. Несмотря на то, что центрально-азиатским республикам не удалось применить большинство рекомендаций относительно выборов, которые были предложены ОБСЕ и другими международными организациями, правительствам республик региона удалось добиться значительных результатов в области демократических реформ. В то же время конфликты в регионе указывают на то, что организации ООН, ОБСЕ и другие определили свое место здесь в качестве наблюдателей, которые констатируют свершившиеся факты, но не преследуют своей целью реализацию превентивных мер. Хотелось бы отметить, что уровень региональной нестабильности вкупе с экономическими проблемами, а также вялотекущие процессы по интеграции центрально-азиатских республик не смогут в полной мере решить вопрос региона. В этом случае у республик Центральной Азии существует только два пути: центрально-азиатский регион может служить инкубатором более мирного будущего, если будут предприняты соответствующие меры; регион сможет стать местом бедствия для миллионов людей, живущих тут. Какой путь выберут республики - покажет время, но уже сегодня протестный потенциал, накопленный в регионе в ближайшее время может трансформироваться в неуправляемый (со стороны государств региона) процесс, подтверждение этому - сложившаяся сложная внутриполитическая ситуация в Кыргызстане. И подобные процессы надолго смогут отбросить Центральную Азию в социально-экономическом развитии и в осложнении геополитической ситуации в регионе.
Загрузка...