Опубликовано: 996

Воду - народу!

Воду - народу!

Очередное, 39-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), действующей на территориях пяти Центральноазиатских государств, завершилось недавно в Алматы.

Оно проходило одновременно с международной научно-практической конференцией "Водное партнерство Центральной Азии", в которой приняли участие около 150 ученых, специалистов, представителей международных организаций из 70 стран. Выяснилось удивительное обстоятельство: сегодня общей мировой тенденцией в мире становится управление водными ресурсами с помощью институтов гражданского общества - различными объединениями граждан, неправительственными организациями. Вода, как одно из основных богатств народов, все чаще становится объектом их непосредственной заботы. Выступая на конференции, Председатель Комитета водного хозяйства Минсельхоза РК, Анатолий Рябцев, особо подчеркнул, что управление трансграничными водными источниками, прежде всего реками, их сохранение, обеспечение населения нормальной питьевой водой сегодня не могут быть прерогативой только административных и хозяйственных органов. Эти задачи должны стать частью функций гражданского общества, контроль которого за принятием хозяйственных решений должен быть прямым и действенным. Ошибки здесь очень дорого обходятся. Гражданский контроль, наряду с новыми технологиями, является составной частью системы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), которая эффективно используется во многих странах и сегодня реализуется в государствах Центральной Азии. Ее цель - создание условий для стабильного, справедливого и равноправного обеспечения водой нужд населения и природы. Интегрированное управление водными ресурсами предусматривает: создание необходимых политических, правовых и финансовых условий для решения проблем приоритетного водообеспечения; формирование для этого эффективной организационной структуры; наличие экономических и социальных инструментов, регулирующих освоение водных ресурсов и водосбережение; справедливое водораспределение и разрешение конфликтов; доступ к информации и обмен ею на государственном и общественном уровнях; участие гражданского общества и партнерство в организации рационального водопользования и сохранении устойчивости водных экосистем. Примечательно то, что на развитии гражданской активности в этой сфере настаивают, прежде всего, международные организации, такие, например, как Азиатский Банк развития, которые и вкладывают большие инвестиции в различные водохозяйственные проекты. Так что нашим казахстанским чиновникам, волей-неволей пришлось прислушаться к их требованиям и обратить серьезное внимание на развитие контактов с различными НПО. Как бы кому это не нравилось - а приходится сотрудничать, быть партнерами. Иначе можно денег не получить, а ведь все водохозяйственные проекты чрезвычайно затратны и без международной помощи любому государству придется нелегко… А проблемы, которые стоят сегодня перед Казахстаном в этой сфере, очень велики и сложны. Например, в Казахстане за последние годы максимальные и минимальные значения годового стока рек соответственно в 3 раза больше и в 2 раза меньше нормы. А это значит, что многим регионам страны постоянно угрожает то наводнение, то засуха. Удельная водообеспеченность (отношение единицы годового стока рек на единицу территории и одного жителя) в Казахстане составляет 37 тыс. кубометров на 1 кв. километр и 6 тыс. кубометров на одного жителя страны. Это один из самых низких показателей в СНГ. Острый дефицит воды наблюдается как по отдельным регионам, так и в стране в целом. В среднем в год он составляет 6,6 кубокилометров. В засушливые годы уровень водообеспечения по стране не превышает 60% от необходимого, а в отдельных регионах, например, в Центральном Казахстане всего 5 -10%, причем большая часть его приходится на орошаемое земледелие. Не лучше положение с качественной питьевой водой. Большинство водопроводов в городах и поселках имеют срок 20-25 лет и уже выработали свой ресурс. Износ тысяч километров из них достиг 70%. Это ведет к вторичному загрязнению питьевой воды, большим утечкам в сети, достигающим порой до 30% объемов ее подачи. Многие действующие водопроводы не отвечают санитарным требованиям. К этому нужно еще добавить загрязнение рек, озер, подземных источников отходами промышленности, сельского хозяйства, различными органическими и химическими веществами. Еще хуже положение на селе. Общая протяженность водопроводов там на начало 90-х годов составляла 17,1 тыс. км., водой обеспечивались 1276 поселков и аулов. Вся эта сеть держалась на государственных дотациях и с наступлением рынка просто рассыпалась. В результате огромное количество людей вынуждено пользоваться питьевой водой низкого качества, беря ее прямо из рек или других водных источников. В результате - рост инфекционных заболеваний, снижение уровня здоровья населения в целом. Пора бить тревогу, активно бороться за здоровую среду обитания человека. Общественные и экологические организации страны не сидят, пассивно сложив руки. В Казахстане сегодня активно действуют более 300 природоохранных организаций, деятельность которых в той или иной степени касается охраны водных ресурсов страны. Так, например, в стране с 2000 года действует Водная компания, организованная в рамках ЭкоФорума неправительственных экологических организаций. Она работает по всему Казахстану, во всех региональных речных бассейнах. В рамках этой кампании создается база данных организаций и специалистов, занимающихся водными источниками и проектами в этой области. Компания тесно работает с государственными структурами, парламентариями, бизнесменами, с международными организациями, координируя общие усилия по сохранению и улучшению состояния рек, озер, других водных источников. Общественные организации проводят множество малых и крупных семинаров и конференций, посвященных решению острых вопросов рационального использования воды. Таким был, например, международный форму "Балхаш -2000", организованный Экологическим союзом "Табигат" при активном участии международных организаций и местных властей. На форуме учеными, экологами, специалистами была принята резолюция "О новых механизмах бассейнового управления", направленная в правительство страны. Многие ее положения в дальнейшем вошли в программу Интегрированного управления водными ресурсами. И это только один пример эффективного воздействия общественности на решение самых насущных задач водопользования. Все более существенный вклад она начинает вносить в дело охраны водных источников и водотоков от техногенного загрязнения. Год назад члены НПО "ЭкоМузей" из Караганды провели экологический информационный сплав на плотах, собранных из пластиковых бутылок по рекам Иртыш и Нура. Причем эта акция не стала разовой: в 2001 году они прошли 650- километровый путь от Темиртау до Кургальджино, а в следующем году - проплыли 1200 км от Риддера до Павлодара. В той же Карагандинской области, в рамках ЭкоФорума и проекта "Чистая река" прошла акция по очистке малых рек. Из рек и прилегающих к ним берегов вывезли сотни тонн мусора. В акции участвовали 2000 человек из 12 школ Караганды и 12 населенных пунктов, а всего в очистке рек приняли участие 18 тыс. человек. Ежегодно по инициативе Экологического союза проводится международная регата "Живой Балхаш". НПО "Беловодье" провело санитарный рейд и очистку берегов реки Иртыш от Усть-Каменогорска до Семипалатинска. Павлодарское общественное объединения "ЭКОМ" также организовало очень яркую акцию, в которой приняли участие члены НПО Павлодара, политических партий, студенты, школьники. Эта агитационная команда прошла на лодках вниз по Иртышу от Павлодара до Омска, с остановками во всех крупных населенных пунктах. В Омске были организованы общественные слушания, на которых была выдвинута идея создания "Парламента чистой воды", налажены хорошие контакты с российскими экологическими организациями. Государственная поддержка гражданских инициатив существует, но она далеко не так велика, как хотелось бы. Большую часть финансирования своих инициатив НПО осуществляют из своих средств или на средства спонсоров и международных организаций. Различные программы в рамках институтов ООН, таких как ЮСАИД, программы, финансируемые правительствами Дании, Норвегии, стран Юго-Восточной Азии, Азиатским и другими банками - все это составляет важнейший источник финансирования деятельности многих гражданских институтов. Некоторые проекты реализуются и сегодня. Например, проект "Сохраним биоразнообразие озер", реализуемое НПО "Арал Тенiзi", стремящийся сохранить хрупкую экосистему дельтовых озер Приаралья и одновременно переориентировать часть населения на использование нового вида биоресурсов - рыбного промысла камбалы. Вторую часть проекта финансирует Дания и датские рыболовецкие организации. Так что решение экологических проблем вполне можно сочетать с улучшением социальной ситуации в регионе. НПО активно борются за доступность населения к чистым источникам питьевой воды для населения. В этом направлении задействованы Программа малых грантов ПРООН, Глобальный экологический фонд, предусматривающие вовлечение в эту работу НПО на местном уровне. В результате работы НПО в рамках пилотных проектов в 10 поселках Аральского и Казалинского районов улучшился доступ к питьевой воде и ее качество, восстановлены более 700 гектаров сельскохозяйственных земель, жители начали выращивать новые культуры сельскохозяйственных растений, требующих меньше влаги - кукурузу, сорго. Кроме того, были наполнены и зарыблены озера Ащиколь, Макпал, Сырытерень и Тущебас, что создает в перспективе возможность развития промышленного рыбоводства. И самое важное - люди сами почувствовали, что от них тоже многое зависит: в пятнадцати отдаленных аулах этих районах уже не один год действуют сельские НПО водопользователей. Люди сами решают все вопросы, связанные с водой. Конечно, гражданское общество в Казахстане еще только формируется. По-настоящему эффективной, демократической системы надзора и управления водными ресурсами нужно ждать еще не скоро. Впрочем - зачем ждать? Семена новых отношений уже дали хорошие, здоровые всходы и только в наших силах не дать им погибнуть.
Загрузка...