Опубликовано: 715

Вода, демократия и безопасность…

Вода, демократия и безопасность…

...обсуждение этих тем на алматинском Форуме ОБСЕ выявило ворох проблем.

На этой неделе в Алматы закончил работу первый трансазиатский парламентский форум. Участие в нем приняли парламентарии из европейских стран, Казахстана, центральноазиатских республик. Проведение такого мероприятия безусловно демонстрирует два процесса: растущую международную политическая значимость как Казахстана (не даром именно он выбран местом форума), так и всей Центральной Азии. И все более усиливающуюся озабоченность Запада дальнейшим развитием событий здесь. Что эта проблема существует согласны все - президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении заметил, что сейчас самые большие источники безопасности оказались не на европейском континенте, что "делает азиатский вектор важнейшим направлением в деятельности ОБСЕ". Европейские представители эту точку зрения разделяют. Например, большое значение уделяется в ОБСЕ сотрудничеству с Афганистаном - страна впервые начала налаживать политические связи с Организацией по Безопасности и сотрудничеству в Европе. Не забыта и постсоветская Азия. В этом году, например, пяти центрам ОБСЕ в республиках региона центральный офис Организации предоставляет больше людских и финансовых ресурсов. Приоритетом работы будет борьба с наркотиками и торговлей людьми. Конечно, не была забыта и тема демократических реформ, но на этот раз европейские представители высказывались очень мягко, никакой явной, а тем более - резкой, критики политических систем Центральной Азии не прозвучало. Вскользь было упомянуто, что странам региона надо бы выполнять взятые на себя при вступлении в ОБСЕ обязательства, что борясь с местным терроризмом, в "некоторых" странах чрезмерно ужесточили контроль над обществом в части политических партий, НПО, религиозных организаций. Но на этом тема и была закрыта.Интересно, что на недавнем форуме Европейского Банка реконструкции и развития, что прошел в начале мая в Ташкенте, эти вопросы обсуждались гораздо жестче. Может быть относительную мягкость высказываний на парламентском форуме в Алматы можно объяснить тем, что ОБСЕ все же, при всех своих возможностях, организация не финансовая, не крупнейший банк, а значит и прямых возможностей влиять на ситуацию имеет меньше. Зато немало советов дано было странам региона в лице их правительств по поводу такой острейшей местной проблемы, как водные ресурсы. Этому была посвящена самая оживленная сессия форума и надо отметить, что европейские представители оказались очень хорошо информированы. Основные моменты позиции европарламентариев здесь - необходимость более активного решения этих проблем самими странами при участии авторитетных посредников. Очевидно, что происхождение посредников предполагается европейским. При чем эта проблема звучит в выступлениях европейцев именно как вопрос сохранения безопасности региона, а не чисто водохозяйственная. Экологических проблем, способных плохо повлиять на безопасность и стабильность в регионе, европейские эксперты насчитали несколько: опустынивание и засаливание почв, накопление "муниципальных" отходов или попросту мусора, радиоактивные отходы, но самое главное это все же проблемы с водообеспечением. Последнее связывают с неправильным управлением водными ресурсами. Правда, в большинстве случаев имеющиеся конфликты в сфере использования воды были погашены спокойно, через переговоры. Западные эксперты насчитали "всего" 27 случаев конфликтов. Эксперты из нашего региона, выступавшие на форуме по этой проблеме, не преуменьшали ее значимость, но и не драматизировали ее политическую составляющую. Виктор Духовный, эксперт из Ташкента, заметил, что на Западе за последние годы так многое написано о конфликтогенном потенциале водной проблемы Центральной Азии, что все ждут что здесь вот- вот возникнет на этой базе "второе Косово". Но ни единого серьезного конфликта за эти годы не произошло, все решается на основе консенсуса. Но ситуация в регионе действительно сложна. По одной из существующих моделей развития региона, к 2025 году в Центральной Азии будет проживать 63 млн. человек, то есть на 10-12 млн. больше, чем сейчас. Это при том, что уже сейчас страны региона не могут сами себя обеспечить продуктами питания. Разрыв в темпах экономического развития республик Центральной Азии - еще одна параллельная проблема. Если Казахстан сумеет обеспечить стремительное социально-экономическое развитие, а его соседи нет, то неизбежно нарастание миграционных процессов в регионе на межгосударственном уровне - из бедных стран и регионов Центральной Азии люди будут всеми правдами и больше того неправдами перебираться в относительно благополучные. Понятно, как это отразится на стабильности в регионе. В силу этого налаживание нормального режима водопользования становится действительно важнейшей задачей. Зависимость сельского хозяйства Центральной Азии от организованного орошения известна: без гарантированных водных ресурсов население просто не накормить. И как раз здесь Запад, Европа могла бы оказать действительно эффективную, нацеленную на будущее, помощь в обеспечении безопасности региона. И нельзя сказать, что ничего не делается в этом направлении, но как отметили региональные эксперты, эффективность этой внешней помощи не слишком высока - многие западные спонсоры просто "перекладывают деньги из одного своего кармана в другой". Так что, как выяснилось, если анализировать весь комплекс взаимоотношений среднеазиатских стран с Западом в данном случае в лице Европы, у обеих сторон есть в чем упрекнуть друг друга.
Загрузка...