Опубликовано: 1853

В мире стальных машин и нервов

В мире стальных машин и нервов

В 1885 году немецкий изобретатель из Мангейма Карл Бенц построил трехколесную повозку с горизонтальным одноцилиндровым бензиновым двигателем.

С тех пор в автомобилестроении произошли глобальные перемены, обусловившие развитие цивилизации. Конечно, в истории автомобилей было, есть, и будет немало интересных моментов, достойных внимания читателей, в том числе история группы "Сталь", которая ныне называется "Азия Авто Drive". Номер №1 Вряд ли кто знает, кто, где и когда повесил на свой автомобиль самый первый номер. А случилось это в 1901 году. Рудольф Герцог, берлинский коммерсант, как и большинство немцев, имея привычку к порядку, решил на свою машину прикрепить аккуратную табличку. На ней была надпись, состоящая всего из трех знаков: "IA1 " (IA - это инициалы его молодой жены Иоганны Анкер, а единица означала, что она у него первая и единственная). Поначалу это было большой оригинальностью, но, как мы теперь знаем, умная мысль была подхвачена и распространилась по всему миру! Известно, что и в наше время есть люди, стремящиеся на номере своего автомобиля иметь знак - талисман, чаще всего - счастливую цифру своего астрологического знака по гороскопу. Любимая машина Шварценеггера Во времена войны в Персидском заливе, тогда еще 43-летний Арнольд Шварценеггер, как и все мы, следил за развитием хода военных действий по телевидению. В одном из репортажей он увидел боевой бронетранспортер многоцелевого использования "Хамви", который ему ужасно понравился. Несмотря на то, что бронетранспортер, состоящий на вооружении армии США, в частные руки не продавался, Шварценеггеру удалось договориться. Правда, с одним условием - башню с пулеметом пришлось убрать. Но и без башни "Хамви" потрясающе действует на жителей Лос-Анджелеса, когда с грохотом перемещается по улицам города. Говорят, что бронетранспортер с его вездеходными качествами великолепно подходит для лос-анджелесских пробок в часы "пик". Джигитовка - по-жигулевски Уметь водить автомобиль - это общедоступно. Но водить автомобиль в условиях, максимально приближенных к экстремальным, - такой способностью обладают очень немногие люди. Контакт машины и человека с железными нервами и стальной волей, шоу на едущих автомобилях - это уже "спектакли" нового времени, увидеть которые вживую пока не каждому жителю планеты доступно. Еще в далекие 60-е годы водители - испытатели российского автозавода придумали новый аттракцион. Вообще-то он был не так уж и нов: подобного рода трюки уже исполнялись в мире, в том числе и в дружественной Чехословакии, да и в СССР тоже. Однако именно группа водителей - испытателей Волжского автозавода обрела такой грандиозный успех и славу. Автородео - увлекательное зрелище. Хотя слово "родео" означает соревнования ковбоев, на которых принято демонстрировать отличные навыки профессиональной верховой езды. Так и участники механизированного родео поставили перед собой задачу: показать все грани мастерства езды на автомобилях, невероятные, отчаянные трюки, головокружительные прыжки на мотоцикле или автомобиле через несколько поставленных в ряд машин, езду на двух колесах, то есть "на боку", и много разных других, практически шоу-трюков. В СНГ первая группа "автоковбоев" (речь не идет о классических каскадерах, трюки которых нам знакомы по приключенческим фильмам) была создана в 1989 году на Волжском автомобильном заводе в городе Тольятти. Хотя это только официальная версия. Гораздо раньше сплотилась группа мужчин, объединенных общими пристрастиями к разного рода "выкрутасам" на автомобилях. Достаточно опытные мастера автомобильного спорта Петр Кот, Геннадий Клевакин, Николай Лабода и Владимир Алексеев задумали организовать автомобильный аттракцион на машинах ВАЗа - "Жигулях" и "Нивах". Начали они почти что полулегально - отрабатывали приемы "фигурного вождения" во время обеденных перерывов на одной из заводских площадок, благо места было более, чем достаточно. По ходу тренировок приходилось вносить те или иные изменения в конструкции автомобилей, без которых выполнение некоторых трюков было невозможным. Команда пополнялась такими же отчаянными энтузиастами. Так или иначе, но зрители все же были с самого начала, - коллеги, заводчане. Великолепные "номера" не могли не нравиться людям, которые порой не только хвалили, но и подсказывали с места что-либо дельное. Такие захватывающие дух "репетиции" обрастали слухами, зрителей на тренировках становилось все больше, каждый желающий мечтал хоть краем глаза увидеть потрясающие номера, о которых уже начали складывать легенды. Само собой разумеется, что деятельность автомобилистов-артистов не могла остаться не замеченной работниками завода. И тут надо отдать должное и коллективу, и руководству завода - идею автородео поддержали заместитель генерального директора предприятия В. Беляков и секретарь парткома И.Рымкевич. С их официальной поддержкой группа каскадеров-любителей превратилась в сплоченный коллектив мастеров высшего класса езды на автомобиле. Длительные тренировки настойчиво шлифующих мастерство автомобилистов дали свои результаты, - члены коллектива стали легко и непринужденно, даже с некоторым изяществом показывать шоу. Это только на первый взгляд кажется, что вроде бы ничего не стоит провести "Жигули" на двух колесах, перейти на ходу из машины в машину, попутно заменив "проколотое" колесо, прокатить на серийной машине, рассчитанной на пять человек, дюжину пассажиров. Легко выполняют они и чисто цирковые номера, к примеру, перепрыгивая не только на мотоцикле (трюк давно уже известный), но и на "Жигулях" через десяток легковушек, поставленных дверь к двери поперек движения. Однако вся эта виртуозная легкость - результат многочасовых, скрупулезных, регулярных, не всегда удачных тренировок, когда каскадерам приходилось порой и падать не совсем удачно, набивая себе ушибы, шишки и синяки. Каждый момент выступления тщательным образом рассчитан, продуман, сотню раз откорректирован, отработан до автоматизма, поэтому-то их автошоу и проходит так легко, непринужденно, изящно. Неудивительно, что каскадеры-тольяттинцы прославились на весь мир. Алматинский вариант На базе алматинского спортивно-акробатического клуба "Вираж" в период с 1985 по 1995 год была создана группа каскадеров "Сталь". Руководителем ее являлся мастер автомобильного спорта международного класса заслуженный тренер РК Василий Тарабанько. Тот самый, который ездит на двух колесах на правой стороне автомобиля с левым (!) рулем. Таких асов в мире единицы! Сам Василий пять лет специально проработал водителем-испытателем на автозаводе в городе Тольятти, он поехал туда с целью: научиться высшему пилотажу автовождения у российских каскадеров на ВАЗе, куда его, кстати, не сразу и неохотно взяли! Но поговорка "упорство и труд все перетрут" - верна. Достаточно долго Василий Тарабанько не только испытывал автомобили на автозаводе плечом к плечу с другими знатоками автовождения - каскадерами Волжского автозавода, но и участвовал в авторалли, трековых, ипподромных гонках, выполняя сложные трюки практически в любую погоду, на любой, в том числе и скользкой и опасной дороге. В 70 - 80-х годах в Алма-Ату приезжали чешские каскадеры, пользующиеся популярностью во всем мире. Но уже после 1989 года, когда группа "Сталь" Василия Тарабанько сделала автошоу параллельно с чехами и зрители, как и сами участники могли сравнить работу и уровень выступления обеих групп, восхищенный чехи не приезжали больше в южную столицу Казахстана. Уровень мастерства группы "Сталь" во многом превосходил чешский, в чем они и убедились. По дорогам Шелкового пути Каскадеры много ездили по миру со своими показательными выступлениями, на протяжении ряда лет ими рукоплескали стадионы бывшего Советского Союза, Канады, Польши, многих других стран. По Великому Китаю "сталевцы" проехали в общей сложности из города в город 120 000 километров, начиная от приграничных населенных пунктов, от Хоргоса и до многомиллионного Шанхая, Пекина. Один из китайских градоначальников пригласил каскадеров в свой дворец, принял их как почетных гостей и подарил им особенные самурайские сабли в знак личного восхищения их мужеством и мастерством, отвагой и храбростью. Автор этих строк однажды держала в руках саблю, принадлежащую каскадеру Александру Терехову, одному из асов группы "Сталь". На ней выгравированы китайские иероглифы, сабля отделана в императорском духе! Кроме того, каждому из каскадеров была вручена особая "благодарственная" памятная грамота, также изящно выполненная на особенной бумаге, на древнем китайском языке. Шоу под ливнем на стадионе "Спартак" Алматинцы вряд ли забудут промозглый мокрый день - последнее воскресенье октября 2001 года, когда на стадионе "Спартак" после некоторого перерыва в выступлениях продемонстрировали свое отважное мастерство, хладнокровие и шарм безграничного мужества. То было шоу под ливнем из невероятных трюков, сложных и по-настоящему опасных для жизни: езда на двух колесах, прыжки на автомобилях с одного трамплина на другой, сногсшибательные точные скоростные развороты на 360 градусов и еще много чего такого, от чего захватывает дух! Мокрая дорога опасна для обычной езды на автомобиле, а тут получился смертельно опасный спектакль, потому что нельзя было отменять зрелище, а тормозной путь от ливня скользкий, невероятно опасный, трюки становятся наиболее экстремальными от плохой погоды. Группа "Сталь" меняет "фамилию" Чтобы иметь хорошую форму, нужно постоянно тренироваться, а для этого, в свою очередь, необходимо иметь средства. Однако без спонсора прогресс невозможен. Помните, даже в более благополучное для технических видов спорта, советское время, работа каскадеров удачно шла именно при автозаводе в Тольятти. Без поддержки автозавода такая удача вряд ли засветила. Когда мы говорим об олимпийских видах спорта, часто забываем о том, что спонсором наших олимпийцев является само государство, они (олимпийцы) живут за счет бюджета. Однако для развития технических видов спорта, экстремальных в том числе, тем более нужны спонсоры. Ведь сами автомобили сколько стоят, а регулярные тренировки также требуют средств на бензин, не говоря уже обо всем остальном. На открытии Усть-Каменогорского автоцентра ЗАО "Бипек Авто" выступление автородео-группы имело бешеный успех. Начиная с того момента сотрудничества (и по сей день), бывшая каскадерская группа "Сталь" работает в составе коллектива этого автопредприятия, и с осени 2003 года "Сталь" меняет "фамилию" - теперь это уже "Азия Авто Drive (Драйв)". Что же, - все логично: в России при "ВАЗ"е свои каскадеры, в Казахстане при "Азия Авто" - еще более крутые трюкачи. Люди с железными нервами Те, кто давно занимается каскадерскими трюками, уже не один десяток лет "летая" на мотоцикле через несколько поставленных вплотную друг к другу автомобилей, давно выработали привычку к собранности, концентрированной внимательности, умению слиться в нужный момент воедино с мотоциклом, а в момент приземления как-то амортизировать удар, происходящий по всем законам физики. И, видимо, только жены знают, какие травмы, царапины и синяки сопровождают всю жизнь их отчаянных мужей. Мастер спорта по мотокроссу, Николай Вакуленко, около 20 лет занимающийся родео, имеет достаточно худощавое телосложение - результат бесконечных тренировок и регулярных "прыжков" на мотоцикле. Кроме того, работа, сопряженная с постоянным нервным напряжением, если хотите, стрессом, не сопутствует накоплению прослойки жира, даже в его не юном уже возрасте. Поэтому на стадионе, во время своего коронного "полета", такого легкого с виду, он выглядит молодым отчаянным "лихачом". А на самом деле каждый его прыжок просчитан и продуман до мельчайших подробностей, и что более всего придает легкости в его почерке - это грандиозный опыт, наработанный с годами. Наиболее популярный его трюк - прыжок на мотоцикле через 14 автомобилей, стоящих в ряд. Такой же трюк исполняет мастер спорта по автоспорту Владимир Тарабанько. Но это уже "прыжок" не на мотоцикле, а на автомобиле, причем с человеком на крыше. Тарабанько обычно "перелетает" с Виктором Барковым, вцепившимся в крепления на крыше "Жигулей", через 6 автомобилей, стоящих в ряд. Однако наработанный опыт необходимо развивать дальше, ездить, демонстрировать, показывать себя, смотреть, что и как делают другие. В этом смысле очень многого достиг пилот дельталета и одновременно каскадер группы "Сталь" Александр Терехов. Раньше он занимался обыкновенным дельтапланеризмом, начав летать в клубе "Икар", существовавшим в советское время. Однако травма плеча не позволяла ему долго выезжать на полеты. Параллельно он увлекался и мотоспортом. Когда он пришел в 1992 году в группу "Сталь", Василий Тарабанько встретил его очень доброжелательно. Но, как бы желая испытать юного тогда Сашу "на прочность", поручил ему собрать сломанный мотоцикл. Терехов вспоминал позднее: - Я собрал мотоцикл из груды железа. Это было не просто. Потом, естественно, я уже имел право на нам ездить, тренироваться. Я учился прыгать на мотоцикле сначала с маленьких трамплинов, все больше увеличивая уровень "горки", с которой совершал свои "прыжки", что и привело меня к определенному уровню. Я не мыслил жизни без этого "трюкачества". Крылатый каскадер Александр Терехов после курса лечения стал летать уже не на обыкновенном дельтаплане, а на мотодельтаплане. Где также проявил страсть к экстремальному пилотированию. Мне посчастливилось дважды летать с Тереховым на его дельталете (с разрешения его руководства, к тому же этот полет был до эры авиационных запретов в связи с терроризмом). Я чувствовала себя счастливой пассажиркой. Свежий поток воздуха в лицо, виражи, которые пилот "закладывал" то на левое крыло, то на правое, рождали тысячи новых ощущений, мыслей, дарили необъяснимый восторг. На том же аэродроме ему доверил свою жизнь и генерал В. Н. Васильев, летчик -истребитель. Обычно генерал сам летает на самолетах, а тут решил, по-видимому, тоже "почувствовать свежее небо", - ведь у дельталета кабина без стекла. В тот незабываемый день к Терехову стояла живая очередь полетать, в основном это были люди из авиационного руководства РК. Москва, Москва! Москва стала мечтой многих каскадеров в этом, 2004 году. Успехи воспитанника группы "Сталь" на всемирном фестивале каскадеров "Прометей" в Москве весной этого года стали образцом дерзости, опыта, виртуозности. Александру Терехову удалось стать там не просто гостем, а лучшим из лучших. Это не удивительно - Терехов умеет трудиться так, как никто другой, каждый элемент своего трюка шлифуя по сотни, по тысяче раз, не уставая, не довольствуясь достигнутым. Возможно, в этом проявляются его необычайные умственные способности, умение анализировать свои предыдущие ошибки, предугадать то, что последует далее, видеть возможности там, где другие малодушно пасуют. Умение не только ездить и летать, но и тщательно продумывать каждое следующее движение - в этом его талант, и, помноженный на его храбрость, отвагу и опыт, он дает прекрасные результаты! Александр Терехов стал асом с мировым именем. Те трюки, что он делал перед многотысячной московской ареной, а также перед судьями мирового класса, были оценены по достоинству: пилот и каскадер Терехов получил кубок за второе место в мире среди каскадеров. Этот успех - не случайность, а результат многолетнего упорного труда. Александр продемонстрировал публике шокирующий трюк - "американку". Разгоняясь, машина въезжает днищем по рельсам высоко вверх вертикально (как дельфин в прыжке из воды), и, переворачиваясь "бочкой" (выражаясь авиационным языком), через несколько жутких секунд, приземляется оригинально, легко, неповторимо и бесподобно под вздохи и вскрики зрителей. Однако приземление машины Терехова было очень необычным: сделав кувырок в воздухе после разгона по рельсам, он приземлил свое авто на носик (капот), после чего изящно, слегка качнувшись, машина уже эффектно оказалась вверх колесами, то есть крышей на земле. Это замечательный номер судьи мирового класса оценили высоко - в 30 баллов! Однако, надо сказать, что в СНГ этот трюк именуется не "американкой", а … "козой"! Такая классная "коза" сразила публику наповал, Александру зрители рукоплескали, кричали "браво!", "ура!", "молодец" и много чего такого. Это был триумф! Одновременно сотни кино- и видеокамер записывали происходящее. Другой номер, который выполнил в Москве Терехов, входил в число его наиболее сильных трюков, можно сказать, это его "коронный" номер - выход из машины, едущей со скоростью около 90 километров в час. Он сидит за рулем один, затем выходит из-за руля, поднимается через левую дверцу машины на капот едущей машины, стоит на нем некоторое время, затем заходит в машину уже через противоположную дверцу, а машина уже вот-вот должна пролететь мимо поворота, но мгновенная реакция Терехова не позволяет ей это сделать. Бесподобно изящный, чистый, безо всяких эксцессов, на высшем уровне трюк! Надо сказать, на эти выступления в Москву Александр Терехов приехал вместе с каскадерами "Казахфильма". Однако не они, а Александр продемонстрировали столь высокое мастерство, честно заработав давно заслуженный приз и признание! Что ж, каждому - свое! После этого мероприятия проводился еще один фестиваль каскадеров, в Прибалтике, но туда уже ехали по особому приглашению победители московского. Разумеется, Терехов был в списке приглашенных. Известно, что на московском фестивале был снят документальный фильм, который скоро посчастливится увидеть телезрителям, если не полностью, то хоть кадры из него, запечатлевшие потрясающее зрелище. Сейчас группа "Авто Азия Drive (Драйв)" собирается в большое турне по Великому Китаю, где их ждут встречи со зрителями многих китайских городов. Пожелаем каскадерам удачи! Вместо послесловия Смелость и отвага во все времена считались исключительными мужскими качествами. Каскадеры автородео - супергерои нашего времени, обладающие многими необычными способностями. Тысячи мальчишеских глаз, следящих за каждым движением настоящих мужчин, впитывают в себя значимость и ценность мужественности, оставляя в памяти образ настоящего кумира. Трудно переоценить воспитательное значение автошоу в наше сложное время, когда на экране то и дело мелькают вампиры, наркоманы или певцы в дамских париках и колготках. С этой точки зрения ценность автошоу, как зрелища для подрастающего поколения бесспорна и заслуживает всяческих похвал.
Загрузка...