Опубликовано: 1095

В колледж - через суд?

Как нынче поступить в колледж? Сотрудники среднего профессионального звена говорят, что сделать это на законной основе практически невозможно, так как закон как таковой отсутствует.

Между тем прием учащихся ведется, хотя и с большими нарушениями. При этом выступить с заявлением о творящихся безобразиях против Министерства образования и науки РК осмелился только один областной департамент образования. Остальные заняли выжидательную позицию и ждут. Чего? Видимо, гнева родительского. Потому как больше некому разобраться в этой странной ситуации… Итак, что мы имеем? Выпускники школ, набравшие менее сорока баллов, и соответственно не имеющие доступа в высшие учебные заведения, понесли свои документы в колледжи. Логично? Вроде бы да, но: с удивлением абитуриенты узнали, что они сдали не тот профильный экзамен. В приемных комиссиях таких неудачников отсылают обратно пачками. Говорят, на такую-то специальность надо было сдавать такой-то предмет, а на такую-то -другой. Но позвольте. В ЕНТ был заложен только один экзамен по выбору, остальные были обязательные. Поэтому невозможно было сдать сразу три профильных предмета, чтобы потом поступить хотя бы куда-нибудь! Сегодня этот абсурд никого не волнует. Во всех колледжах говорят одно и то же: "В этом году вы не можете быть приняты на базе одиннадцатого класса. Но можете поступить на базе девятого". Это значит снова сдавать экзамены! Путаница какая-то. Что такое профильный предмет? Это тот самый четвертый, который ребята выбирали по окончанию школы и выбирали по желанию. Никто в школе им не сказал, что именно этот предмет должен быть тем самым, который потом станет профильным при поступлении в колледжи. Да, если честно о профобразовании все думали как о запасном, потому что ориентировались на вузы. Так и рассуждали: если в институт не поступят, спокойно поступят в колледж. Как бы ни так… Как теперь выясняется профили у вузов и колледжей не совпадают. А весь ужас ситуации в том, что в колледжах никто и никогда не требовал никаких профилей. И только в этом году впервые были изменены правила приема. Вернее специалисты утверждают, что изменения, внесенные в правила, нельзя назвать правильными, они незаконны! В апреле этого года вышел приказ Министерства образования с изменениями и дополнениями к типовым правилам приема в колледжи, отписанными еще в 2000 году. Но принять изменения к сведению можно было только после того, как приказ пройдет регистрацию в Минюсте, которая и свершилась 13 мая. У школ было ровно две недели, чтобы объяснить выпускникам специфику поступления куда-либо вообще. Однако учителя и рады были бы что-то вразумительное сказать своим ученикам, если бы в правилах четко и внятно были прописаны позиции относительно профильного предмета для колледжей. Увы, предложенные и узаконенные Минюстом правила не содержали приложения, в котором бы перечислялись специальность и соответствующий ей профильный предмет для этих учебных заведений. Между тем каждый из выпускников, если помните, должен был определиться с четвертым предметом до 15 мая. На замечания ректоров вузов, в состав которых входили колледжи, о том, что это серьезное упущение может сорвать поступление в колледжи, и спровоцировать хаос, чиновники от образования заявили, что ученики в основном ориентированы на вузы, о колледжах никто и не думает. Однако уже 24 мая Министерство срочно разродилось новым документом: "Методическими рекомендациями для работы приемной комиссии в колледжах", в которых появился-таки перечень тех самых предметов, которые сегодня принято считать профильными, и на которые ориентированы все колледжи страны. Но, позвольте, профильные ли они? Сведущие люди утверждают, что чиновникам не хватило ума сделать хотя бы грамотную копию списка профильных предметов, который был разработан для вузов. Они предложили колледжам сразу два варианта: в первом был назван четвертый предмет, во втором - профильный. Там, где профильный предмет совпадал с одним из обязательных экзаменов ЕНТ (скажем, русский, математика, история) в качестве профильного пошел взятый с потолка четвертый предмет. Получился полный абсурд, но именно на него сегодня ориентированы средние специальные учебные заведения. В результате сегодня, чтобы поступить в колледж на переводчика, надо было на ЕНТ сдавать четвертым географию, а на - детектива - новейшую историю. Что делать тем ребятам, которые сдали четвертым предметом, скажем, литературу и мечтали поступить на журфак, однако провалились? Для них на образовательном рынке нынче нет места. Их никуда не принимают! Хотя по баллам, набранным на ЕНТ, они намного опережают тех, кому повезло с профильным предметом. Но и это еще не все. По правилам приема прошлого года, поступающие в колледжи сдавали три предмета: родной язык, историю Казахстана и третий предмет по выбору учебного заведения. В этом году эти правила остались в силе, но только для тех, кто сдавал комплексное тестирование (то есть, поступал не после школы, а с перерывом во времени). Между тем, выпускники 11-х классов сдавали четыре экзамена на ЕНТ. При этом в правилах приема было написано - главным условием поступления являются сданные ЕНТ и наличие сертификата. Ни о каком профильном предмете не было даже речи. Для тех, кто решил получить профессию на базе девяти классов, оказывается, достаточно сдать только два экзамена. Нюанс. После ЕНТ абитуриент должен для принятия в колледж набрать 30 проходных баллов из 120, "комплексовики" - 30 из девяноста, а девятиклассники - тридцать из 60! Вряд ли такие странные условия можно назвать правилами, скорее бесправием. Однако у чиновников от образования вся эта сумятица не вызывает недоумения. Хотя есть версия, откуда появились странные и ничем не оправданные тридцать баллов: в суматохе или по незнанию тридцать баллов вдруг нечаянно подменили тридцать процентов, о которых изначально говорили при поступлении в колледж. То есть абитуриент должен был набрать 30 процентов от 120 баллов правильных ответов. Но никто не разобрался в нюансе и, провозглашенные 30 баллов, легли в основу поступления. И вот теперь каждый нормальный родитель, чей ребенок оказался за бортом высшего и среднего профессионального учебного заведения вправе спросить: что делать со всей этой чехардой? Как детям дать образование на базе хваленных ЕНТ в этом году, а не сто лет спустя? Говорят, что из этого казуса есть только один честный выход. Министерство образования должно признать, что методические рекомендации для колледжей с безумным приложением о якобы профильных предметах надо признать нерегламентированными. По сути, этот документ таковым и является, так как не относится к нормативным актам, прошедшим регистрацию в Минюсте. Сотрудники колледжей с самого начала расценивали эту бумагу, как филькину грамоту. С этим мнением должно согласиться и Министерство. И тогда право приема в колледжи абитуриентов, независимо от их профильного предмета, должно будет отдано на откуп директорам колледжей. Которые, кстати, не прочь принять на обучение многих из тех, кто был "отшит" по профильным причинам. Впереди их ожидают большие трудности. Недобор студентов больно ударит по экономике учреждений. При этом Министерство конечно же вспомнит про естественный отбор. И никто не напомнит ему о том, что он был создан искусственно. Еще есть мнение, что если на защиту своих детей встанут родители и начнут судиться с Министерством, то они однозначно выиграют суд, вот только одно "но", мало кто из родителей хоть что-либо понимает в этой путанице.
Загрузка...