Опубликовано: 867

Узбекские предприниматели не хотят "светиться"

Узбекские предприниматели не хотят "светиться"

13 августа 2004 года в официальной узбекской прессе было опубликовано Постановление Кабинета Министров "О мерах по упорядочению регистрации физических лиц, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности".

Сразу после этого решения у многих так называемых "челноков" возникли трудности, по сравнению с которыми другие проблемы оказались чуть ли не "прогулкой по летнему саду". Самое интересное, что данным постановлением поручено: "Агентству по внешним экономическим связям осуществлять регистрацию индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (т.е "челноков" - прим. авт.), занимающихся импортом товаров, вносить их под соответствующим учетным номером в реестр участников внешнеэкономических связей с выдачей соответствующего свидетельства сроком на 1 год". Если строго исходить из духа правительственного решения, то вполне вероятно резкое увеличение количества тех, кто осуществляет бизнес с заграницей. Однако стоит напомнить, что речь идет о тех, кто почти ежедневно пересекает, в частности, таможенный пост "Гишткуприк" в сторону Казахстана и обратно. Причем, совершают это своеобразное "паломничество" люди зачастую с двумя, тремя, четырьмя сумками, и крупными оборотами здесь не пахнет. Почему именно за две с небольшим недели до Дня независимости (1 сентября - прим. авт.) было принято решение разобраться по полной программе с людьми, которые занимаются мелкооптовой торговлей не с целью получения сверхприбылей, а пытаясь заработать на достойную жизнь для себя и детей? Достаточно бросить поверхностный взгляд на экономическую ситуацию в этой стране, чтобы понять: в то время как международные финансовые институты, такие как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, довольно резко сократили свое участие в кредитовании Узбекистана, у властей остался лишь один источник для финансирования бюджетного дефицита - внутренние резервы. Поэтому вовсе не случайно некоторое время спустя вышло и правительственное решение о вводе в обращение пластиковых карточек, и проект закона о накопительной пенсионной системе. Сама по себе причина появления вышеупомянутого постановления благовидная: "В целях дальнейшего упорядочения деятельности физических лиц, занимающихся импортом товаров и их реализацией, развития организованных, цивилизованных форм торговли…" Однако не секрет, что многие подобные этому решения на самом высоком уровне имели неоднозначный резонанс в предпринимательской среде. Достаточно вспомнить как два года назад многие хозяева коммерческих магазинов сразу после выхода очередного правительственного решения "по упорядочению" вынуждены были торговать следующим образом: торговая точка закрыта на замок, а невдалеке мирно сидели продавцы, чтобы, завидев потенциального покупателя, быстро подойти к нему и предложить товар. Тогда это было связано с тем, что многие товары не имели соответствующих документов и постановлением узбекского Кабмина предпринимателям вменялось в обязанность торговать исключительно отечественной продукцией. Но, быть может, сегодня ситуация иная и требования властей вполне оправданы? Вот, к примеру, высказывание "челнока" Мавжуды Камбаровой на одном из "круглых столов": "Жесткая регламентация деятельности частных предпринимателей, видимо, предполагала как следствие расцвет торговли в магазинах. Слов нет, примерять приглянувшуюся кофточку в уютном холле перед зеркалом гораздо приятнее, чем на ветру под протекающим от дождя рыночным тентом. Однако покупателю она обойдется значительно дороже, поскольку в магазине ее себестоимость выше. Поэтому в ближайшее время массового похода населения в бутики не ожидается". Это было опубликовано в №47 газеты "Налоговые и таможенные вести" от 19 ноября 2002 года. С тех прошло более двух лет, а ситуация на рынке Узбекистана по сути осталась такой же. Подавляющее большинство населения не имеет достаточно средств, чтобы отовариваться в дорогих магазинах, среднего класса как такового не создано, а очередные правительственные постановления создают дополнительные трудности для торговли. Следствием столь непродуманных решений является нежелание предпринимателей вкладывать средства в свой бизнес (инвестиции в основной капитал - прим.авт.). По данным изданной по инициативе Международной финансовой корпорации отчета "Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса" в 2001 году свой бизнес не расширяли 47 % опрошенных предпринимателей, 2002 году - 62 %, 2003 году - 81 %. Статистики по 2004 году еще нет, но вполне можно ожидать, что и она не будет оптимистичной. В приватной беседе один ташкентский предприниматель, назвавшийся Азизом, пояснил, почему деловые люди не хотят реинвестировать средства. - Только в 2004 году налоговое законодательство страны претерпело множество изменений. Никто из нас не знает, по каким правилам придется играть на рынке завтра, через неделю, месяц (по данным отчета "Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса" в течение 2003 года было принято более 40 нормативно-правовых актов, которыми внесено свыше 90 изменений в налоговое законодательство - прим.авт.). Разве можно спокойно работать, когда чувствуешь такую явно выраженную нестабильность на рынке? Существующая система налогообложения вынуждает предпринимателей уходить "в тень" (по информации из того же отчета, субъекты малого и среднего бизнеса скрывают часть оборотов, от налогообложения в 2003 году утаивалось, по мнению опрошенных, более 20% выручки). И сейчас, накануне 2005 года, в Узбекистане так и не преодолены последствия решений, которые нанесли ощутимый удар по бизнесу. Сегодня можно зайти в любой стационарный магазин Ташкента, приобрести товар и заметить интересную особенность: продавец не настаивает на том, чтобы вы забрали чек. Так что тенденция утаивания прибылей осталась неизменной…
Загрузка...