Опубликовано: 738

Узбекские интересы под прикрытием российских штыков

Узбекские интересы под прикрытием российских штыков

Часть вторая

Шахматная игра, затеянная официальным Ташкентом, весьма сложна и непредсказуема. Нельзя однозначно утверждать, что ставка на Кремль станет предопределяющей на много лет вперед. По идее, загадывать на ближайшую перспективу тоже не стоит. Слишком много интересов переплелось в Центральной Азии, слишком велики амбиции США вернуть утраченные позиции. И самое главное. Чтобы наладить тесные контакты с Россией по всем направлениям, необходимо восстановить статус-кво в отношениях с Казахстаном. Именно этот полюс шахматной партии по сути стал ахиллесовой пятой нынешней внешнеполитической стратегии официального Ташкента. Почему? Сразу после обретения независимости, Каримов, получив от Советского Союза неплохое наследство в виде успешно функционирующей производственной инфраструктуры, открыто изъявил желание стать региональным лидером. Официальную Астану такой сюжет не мог устроить. В противоборстве двух лидеров, временами явном, временами скрытом и писалась история Центральной Азии в конце прошлого и начале нынешнего столетия. С середины 90-х годов прошлого века Казахстан, осуществив ряд кардинальных реформ по либерализации политической и экономической сфер, стал постепенно демонстрировать неплохие темпы экономического развития. Были годы, когда темпы прироста валового внутреннего продукта и средней заработной платы в Казахстане были самыми высокими на территории Содружества независимых государств. Успехи в Казахстане и экономические проблемы в соседнем Узбекистане создали ситуацию, когда в Центральной Азии возникли два полярных центра - Астана и Ташкент. Конечно, подобный контраст никогда не нравился официальному Ташкенту. Сможет ли Узбекистан преодолеть заскорузлость взглядов и трезво оценить ситуацию в регионе? Сможет ли использовать богатейший потенциал не только в своих недрах, но и на интеллектуальном уровне? Не секрет, что многие жители Узбекистана связывают свои надежды на вечную дружбу с Россией через призму возможного открытия узбекско-казахстанской границы. Нынче здесь существует безвизовый режим пересечения границы, однако узбекские пограничники обязательно задают один и тот же вопрос: "Каковы основания для поездки в Казахстан?". Качать права и возмущаться не рекомендуется, ибо в противном случае граница для слишком любопытного может и закрыться. Прямо перед носом. Перечеркнув надежды не только на свободную торговлю между приграничными территориями, но и с Россией. Для многих тысяч узбекистанцев челночный бизнес стал по сути единственным источником существования. От высоких таможенных ставок страдают сегодня все: от крупной компании до учительницы средней школы, которая в летние каникулы старается подзаработать денег. Жизнь в Ташкенте дорогая. Если вернуться к событиям, происшедшим 14 ноября в Москве, то можно резюмировать: произошел прорыв в политических контактах между Узбекистаном и Россией. Политика, не подпитанная экономическими интересами, ничего не стоит. 2004 год ознаменовался намерениями естественных российских монополистов в лице "Газпрома" и "Лукойла" инвестировать в Узбекистан до 2,5 миллиарда долларов. По словам президента РФ Владимира Путина, "по итогам 2004 года он (товарооборот - прим. А.А.) увеличился более чем на треть и составил почти 1,5 миллиарда долларов. В этом году, по прогнозным оценкам, может превысить два миллиарда долларов". Среди экономической составляющей союзнического договора нефтегазовая, горнодобывающая, цветная металлургия, телекоммуникации, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, сфера переработки сельскохозяйственных культур. Интересы России и Узбекистана в этих отраслях должны совпадать. Однако экономические мотивы не играют основной роли в потенциальном узбекско-российском сотрудничестве. В заявлении для прессы по итогам российско-узбекских переговоров подчеркивались следующие примечательные слова российского лидера Путина: "Нами были обстоятельно проанализированы перспективы содействия наших стран в становлении мирного и независимого Афганистана. Считаем необходимым сделать все возможное для нейтрализации исходящей с афганской территории наркоугрозы, террористической угрозы". Более откровенным было выступление Ислама Каримова. Касаясь вопроса роли России в регионе, он заявил, что "укрепление позиций России в Центральной Азии - это надежная гарантия мира и стабильности.., и отвечает глубинным интересам как двух стран, так и международного сообщества в целом". Конечно, не обошлось без своеобразного покаяния президента Узбекистана перед российским коллегой: "…мы еще раз в Узбекистане четко обозначили, с кем наши интересы совпадают, и с кем мы хотим строить свое будущее. И что особенно важно - это осознание очень важной истины: Россия была и остается для нас самым надежным оплотом и союзником". Если перевести все вышесказанное с дипломатического языка на обычный, то это может означать следующее: "укрепление позиций России в Центральной Азии" есть согласие официального Ташкента на размещение российской военной базы на своей территории. Благо неплохая инфраструктура аэродрома Карши-Ханабад совсем скоро останется без хозяина. "Международное сообщество", о котором говорит Каримов, потребовало провести независимое расследование андижанских событий. Лидер же Узбекистана твердит о том, что расширение сотрудничества с Россией отвечает его (международного сообщества - прим. А.А.) интересам. Мир в лице США и Евросоюза, конечно, далеко не все мировое сообщество, но не признать, что это часть того самого сообщества, тоже нельзя. Откровения узбекского лидера по большому счету не только комплимент в сторону России, но и еще один упрек в сторону недавних стратегических партнеров в лице США. Хотя необходимо признать, что текст самого союзнического договора носит процентов на 99 политический характер. Вообще, быстрые темпы российско-узбекского сближения изначально носили политический характер (вспомним хотя бы совместное заявление стран-членов ШОС на их последнем саммите, где говорилось о необходимости вывода американских баз из Узбекистана и Кыргызстана - прим. А.А.). Но как многие понимают, политическая конъюнктура - вещь капризная, и может измениться в любое время…
Загрузка...