Опубликовано: 802

Узбекские интересы под прикрытием российских штыков

Узбекские интересы под прикрытием российских штыков

Часть четвертая (заключительная)

Какими бы мотивами не было обусловлено узбекско-российское сближение, жители Узбекистана этот факт принимают как благо. 14 лет независимости прошли под флагом скрытой неприязни к северному соседу. Считалось, что Россия не избавилась от своих имперских замашек, собирается опутать сетями весь мир, распространить влияние на страны, ранее входившие в СССР. Было бы ошибочным полагать, что сейчас, в 2005 году, Россия стала совсем другой. Нет. Выбрав в качестве союзника Китай, Москва через Шанхайскую Организацию Сотрудничества или самостоятельно, когда как получится, стремится стать доминирующим в Евразии государством. Это заметно по активизировавшимся в последние годы военным маневрам не только в самой России, но и за ее пределами. А недавно прошедшие совместные российско-китайские учения должны были показать миру новую силу, новые возможности двух стран, к которым Запад относится ровно, но с некоторым подозрением. Потенциал России и Китая не позволяет Евросоюзу или США полностью игнорировать новое для них явление. Хотя некоторые опасения после подписания союзнического договора между Узбекистаном и Россией все же остались. Как записано в тексте соглашения: "В двусторонних торгово-экономических отношениях Стороны могут применять друг к другу меры защиты экономических интересов отечественных производителей товаров и услуг на недискриминационной основе в соответствии с нормами международного права". Про Казахстан, про необходимость урегулирования отношений во всех областях ровным счетом ничего не сказано. Обычно, в подобных случаях можно задаться вопросом: возможны ли двусторонние договоренности в вопросах, требующих активного участия трех сторон? Как можно торговать, дружить, налаживать связи между Узбекистаном и Россией, минуя такую страну, как Казахстан? Неужели и Каримов, и Путин всерьез полагают, что можно без Назарбаева решить поставленные договором задачи? Большие заморочки больших людей. По-другому это не назовешь. Правда, в статье 13-й договора черным по белому написано: "Стороны по мере необходимости координируют свою деятельность и позиции в международных организациях, участниками которых они являются. Они уделяют особое внимание развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с другими государствами-участниками Содружества Независимых Государств". Вполне может статься, что в кулуарах Ташкента и Астаны уже готовится еще один документ - союзнический договор между Узбекистаном и Казахстаном. Рядовые граждане Узбекистана с большим нетерпением ждут именно этого очередного шага Ислама Каримова. У узбеков есть хорошая на этот счет пословица "Ен кушнинг - жон кушнинг" (вольный перевод звучит так: "Твой ближайший сосед - лучший друг" - прим. А.А.). Так вот в свете сближения Ташкента и Москвы следующим шагом предполагается сближение Ташкента и Астаны. Присоединение Узбекистана к евразийскому региональному экономическому объединению, а также возможное - к военному блоку, именуемый Договором о коллективной безопасности, интерес российского бизнеса к сырьевым возможностям Узбекистана как бы оттеняют союзнический договор. Небольшая тень уже наехала, к примеру, на Украину. Переговоры шефа российского "Газпрома" Алексея Миллера с руководством Казахстана по вопросу законтрактирования газа из Центральной Азии, последовавшие затем переговоры в Киеве на предмет повышения российского газа для Украины - тоже звенья одной цепи. Согласие Турменистана и Узбекистана сделать "Газпром" единственным оператором доставки газа в Европу, повышение цены российского газа для Украины с 60 до 80 долларов за тысячу кубометров - продолжение этой цепи. Киев оказался в незавидной ситуации страны, перед которой теперь стоит глухой забор из России и Центральной Азии. На заборе краской выведена новая цена за газ. Что делать? По идее, придется согласиться в той или иной степени с российскими аппетитами, ибо никакой альтернативы ни в Ашгабаде, ни в Астане, ни в Ташкенте не наблюдается. Этот своеобразный газовый союз без согласия со стороны Узбекистана был бы практически невозможен. Теперь возможен. И очень даже. Президенты тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Когда в Узбекистане развернули широкомасштабную борьбу с неправительственными некоммерческими организациями, в России сделали вид, что ничего не произошло. Козырная карта иностранных денег, пахнущих очередными цветными революциями, была разыграна в Узбекистане до конца. Хотя нет. Ведь судебный процесс над участниками андижанских событий еще продолжается. Лидер России, судя по поступающей из Москвы информации, тоже решил последовать примеру своего узбекского коллеги. Вызвав спикера Госдумы Грызлова в свой кабинет, Путин дал четкое указание разобраться с общественными организациями, работающими на территории России. Думается, в России скоро начнется еще одна большая разборка, касающаяся тех, кто за счет иностранных денег выполняет задания иностранных, считай, разведок. Союзнический договор стал для официального Ташкента спасательным кругом. Евросоюз ведь не только приостановил выдачу виз для высших госдеятелей Узбекистана, но и одновременно прекратил любую военную помощь. Так что Узбекистан может стать легитимным в четко очерченном кольце: Россия-страны СНГ (кроме Прибалтики)-Китай-Индия. Надо думать, остальная часть мира со временем станет недоступна для высших узбекских чиновников. Вот так и развивается клаустрофобия…
Загрузка...