Опубликовано: 1062

Узбекистан: битва за эффективность

Узбекистан: битва за эффективность

Власти РУ собираются административными методами снизить себестоимость продукции и услуг.

В конце января узбекские власти озаботились себестоимостью продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. В условиях кризиса и девальвации национальных валют в соседних странах, автоматически снижается конкурентоспособность узбекских товаров. Явно завышенный курс узбекского сума порождает проблемы для предприятий, ориентированных на экспорт. Согласно указу президента от 29 января 2009 года, теперь отслеживать себестоимость на крупных промышленных предприятиях будут специальные рабочие группы, возглавляемые руководителями ведомств и хозяйственных объединений. Причем, эти спецгруппы будут отчитываться перед премьер-министром Шавкатом Мирзияевым один раз в три недели. Как правило, главными исполнителями воли президента станут руководители предприятий, которые могут быть наказаны или премированы в зависимости от того, как они справляются с разнарядкой, спущенной сверху. Разнарядка, именуемая "сводными параметрами", довольно серьезная. По ней можно судить и о том, насколько в процентном соотношении потеряли в конкурентоспособности узбекские предприятия. В среднем они должны будут снизить себестоимость продукции на 20 процентов. Если принять во внимание почти 40-процентную девальвацию в России и 25-процентную девальвацию в Казахстане, то можно констатировать: узбекские власти взяли среднюю величину. Но, как правило, задания даются с некоторым запасом. Значит, уже сегодня узбекские товары на10-15 процентов стали дороже по отношению к аналогичной продукции российских и казахстанских конкурентов. В силу высокой степени зарегулированности узбекской экономики, неконкурентоспособными стало не только производство, но и другие сферы жизнедеятельности страны. С другой стороны, Узбекистан стал заложником широко применяемой здесь стратегии развития экономической модели. Власти, с целью обеспечить работой максимальное количество людей, вынуждены держать на технологических линиях избыток рабочей силы. В силу чего средняя заработная плата низкая, а сокращать людей и оптимизировать бизнес-процессы руководители предприятий не могут - на то необходима виза сверху. Эта модель до последнего времени приносила свои дивиденды по причине низкой стоимости других издержек, не связанных с оплатой труда: коммунальных услуг, газо-, электро-, и водоснабжения. В связи с инфляционными процессами последних двух лет, видимо, и эти статьи расходов существенно потяжелели, и поэтому не остается ничего другого, как перенести акцент на уменьшение количества персонала. Если эти догадки окажутся верными, то Узбекистан ожидает волна увольнений и неконтролируемый рост безработицы. По факту Энергетики, химики, нефтяники и металлурги должны снизить себестоимость от 13,7 процента для государственной акционерной компании "Узкимесаноат" до 34,8 процента для ОАО "УзКТЖМ". Достаточно беглого взгляда, чтобы понять: ситуация в вышеуказанных сферах весьма сложная и тревожная. При этом Ташкентский завод по переработке лома и отходов цветных металлов (29,8 процента), использующий мощный административный ресурс и получающий сырье для переработки также по разнарядке, сегодня находится в тяжелом финансовом положении. Вопрос обеспечения сырьем данного предприятия находится в поле зрения республиканских властей. А руководители предприятий всех форм собственности обязаны сдавать заготовителю лом и отходы цветных металлов по установленным нерыночными методами ценам. Несмотря на откровенную незаинтересованность в этом, предприятия должны выполнять план по сдаче лома и отходов цветных металлов. Снизить себестоимость должны в машиностроении, электротехнической, авиационной, коммунальной, строительной, сельскохозяйственной, перерабатывающей сфере и на транспорте. Ожидается секвестирование цены единицы продукции в образовании, здравоохранении, сфере социальной защиты, телекоммуникационной отрасли. Цели и задачи Власти вынуждены пойти на этот шаг, хотя бы потому, что работать в привычном режиме просто нельзя. Государство, пытаясь задавить инфляцию, использовало нерыночные инструменты от хронических задержек по выплате заработной платы бюджетникам до ограничения конвертации сумов в свободно конвертируемую валюту. Наряду с этими мерами, оно активно субсидировало системообразующие предприятия, заставляло монополистов сдерживать тарифы, накачивало избыточной рабочей силой некоторые емкие сегменты рынка. Естественно, это и привело, в конечном счете, к низкой эффективности узбекской экономики в целом. Что же касается частностей, то, несмотря на обилие громогласных заявлений, иностранные инвесторы до сих пор не пришли на Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты, предприятия "Узбекнефтегаза", "Узбекэнерго", "Узкимесаноат", "Узбекуголь", ТАПОиЧ, и другие. Есть только небольшая когорта инвесторов, вошедших в небольшие подразделения этих промышленных объединений. В то же время государственное управление крупными предприятиями доказало свою неэффективность. Естественные монополии в Узбекистане тоже оказались заложниками популистской политики властей. Государство требовало от них низких тарифов, обещая субсидировать часть их затрат за счет государственного бюджета. Однако на самом деле дотации выделялись нерегулярно, а в последнее время во властных кабинетах все громче звучат голоса разгрузить государство от обязательств, уходящих в пустоту. За последних полтора года коммунальные услуги выросли на значения с двумя нулями, государство практически отказалось от дотирования монополий, а последние смогут выжить лишь путем повышения тарифов. Образование, здравоохранение и сфера социальной защиты стали сегментами, куда сливался избыток рабочей силы. Частный сектор сюда если и шел, то лишь под мощной крышей чиновников высокого ранга. В остальном - эти сегменты находятся в ведении государства и финансируются из госбюджета. Теперь власти дают карт-бланш руководителям предприятий и учреждений. Это означает, что как менеджер государство не состоялось. Хотя сложно сказать, насколько эффективными окажутся руководители предприятий, назначаемые госорганами. В принципе, в управлении экономикой ничего ровным счетом не поменялось. Карт-бланш и премия Экономить финансовые ресурсы теперь можно будет за счет "оптимизации технологических процессов и численности работников, исключения дублирования функций, повышения производительности труда работников". В переводе на язык, который понимают все, это означает, к примеру, работу в одну смену вместо двусменной работы, увольнение излишка работников, которые выполняют одну и ту же работу. И в первом, и во втором случае речь идет о сокращении работников, в результате чего оставшиеся работники должны работать и за себя, и за сокращенного работника. Чтобы стимулировать руководителей предприятий и топ-менеджмент, государство вводит схему премирования, согласно которой по итогам года они могут получить премию в размере 8 должностных окладов. Базой для такого премирования должна стать дополнительная прибыль, полученная предприятием. С другой стороны, вводится другой вид премии в 6 должностных окладов даже при невыполнении задания по снижению себестоимости продукции. Он касается предприятий со специфическим профилем, которые по объективным причинам не смогут добиться снижения себестоимости продукции. Что же касается видов наказания за неэффективный менеджмент, то здесь власти решили не перегибать палку. Максимум, чего может лишиться неэффективный менеджер, так это премии и надбавок к заработной плате. Все осталось на своих местах Более-менее серьезный анализ мер по снижению себестоимости узбекских товаров и услуг показывает, что неэффективность коснулась тех отраслей, где главным менеджером выступает государство. Основной же проблемой государства является неспособность назначаемых по признаку личной преданности менеджеров работать в рыночных условиях. Их главная цель - выслужиться перед вышестоящими органами, а не эффективность работы. Должность или пост они воспринимают лишь как инструмент личного обогащения, налаживания нужных связей и более благоприятные условия для карьерного роста. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации может быть приход в страну грамотных иностранных менеджеров, способных сделать производство эффективным, а продукцию качественной. В противном случае, власти будут регулярно принимать подобного рода решения с предсказуемым результатом: начальники будут получать премии, рабочие места сократят, а себестоимость, по спущенным сверху заданиям, "нарисуют"… Фото с сайта http://www.review.uz
Загрузка...