Опубликовано: 2705

Утомленные солнцем

Утомленные солнцем

Миграционные потоки из Центральной Азии вырастут из-за обострения в регионе экономических проблем.

Окончание, начало см.здесь. Число нелегальных трудовых мигрантов в России не может назвать никто. Глава ФМС Константин Ромодановский еще в декабре прошлого года публично заявил, что оценочные цифры - примерно 10-15 миллионов человек. Причем, он же и добавил, что благодаря кампании по легализации мигрантов, вышеназванная цифра была сокращена вдвое. Причем, за три квартала 2007 года сумма штрафов, заплаченных работодателями за незаконное использование труда нелегальных мигрантов, составила более 3 миллиардов рублей. По некоторым подсчетам, трудовые мигранты из Таджикистана, Киргизии и Молдавии, работающие в России, переводят на родину средства, которые превышают 30 процентов валового внутреннего продукта этих государств. События последнего времени в узбекско-киргизских и узбекско-таджикских отношениях вполне могут стать стимулятором роста миграционного потока из Киргизии и Таджикистана. В частности, это касается повышения цен на узбекский газ для соседей. Киргизы согласились платить 145 долларов за тысячу кубометров, таджики переговорный процесс пока не завершили. В любом случае жизнь в обеих республиках подорожает, что вызовет более мощную волну трудовой миграции в Россию и Казахстан. Прогнозируя новую волну трудовой миграции из Киргизии и Таджикистана, нельзя не упомянуть и о том, что такие же тенденции свойственны Узбекистану. Повышая отпускную цену природного газа для своих постоянных клиентов, узбекские власти будут вынуждены скорректировать цены и внутри страны. Естественно, в сторону повышения. Есть еще один фактор, который должен подстегнуть миграцию. Ислам Каримов остался на третий президентский срок, поэтому та часть населения, которая еще питала слабые надежды на реформирование страны, теперь их лишились. Пессимизм, разумеется, станет еще одним фактором стимулирования миграционных настроений. Специфика миграции Основными причинами развития трудовой миграции можно назвать признание независимыми государствами СНГ свободы въезда и выезда из страны, падение уровня жизни и массовую безработицу, обусловившие необходимость поиска альтернативных заработков. А также - рыночные реформы, создавшие новые возможности их нахождения. СНГ быстро догоняет остальной мир. Так, в рамках исследований, проведенных Независимым исследовательским Советом по миграции стран СНГ и Балтии, выяснилось число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях. Это 10 миллионов человек в год. Причем, половину потока составляют россияне. Из, примерно 5 миллионов россиян, 1,5-2 миллиона выезжают за пределы СНГ, а остальные 3 миллиона находят работу внутри России. Из стран СНГ в Россию приезжают примерно 3 миллиона мигрантов. В пределах СНГ трудовые потоки, как и постоянная миграция, направлены в основном в Россию, внешние же направления общие - Турция, Китай, страны Средиземноморья, Германия и Арабские Эмираты. Трудовая миграция выполняет две позитивные функции. Во-первых, она есть социальный стабилизатор. В значительной мере благодаря ее развитию удалось избежать массового голода и нищеты в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, странах, не обладающих большими ресурсными возможностями. Руководители вышеназванных стран уже давно используют такой "клапан" для того, чтобы регулировать давление "в котле". Как только экономическое положение страны ухудшается, клапан открывается, миграционные потоки из страны, увеличиваются. Во-вторых, миграция - гибкий инструмент включения СНГ в международную систему миграций и международный рынок труда. Во многом благодаря трудовой миграции интеграционные инициативы в масштабах СНГ еще являются актуальными. Европа привязана к СНГ Вопрос регулирования миграционных потоков внутри СНГ довольно сложный и разноплановый. Страны-потребители взволнованы большим количеством нелегальной миграции, которая является, с одной стороны, источником агрессии, непредсказуемой массой людей, способной осложнить криминогенную обстановку в стране пребывания, с другой стороны, объектом для агрессии со стороны коренного населения. Страны-поставщики, не отрегулировав миграционные потоки, не могут заняться серьезным планированием миграции. В странах с избытком рабочей силы можно было бы целенаправленно готовить кадры для стран с дефицитом рабочей силы. Европейский Союз не может игнорировать миграционные потоки внутри и за пределы СНГ. По данным международных организаций, в мире имеется 172 миллиона мигрантов, из которых 8-10 миллионов приходится на Россию, а 12,5 миллиона мигрантов - на страны СНГ. Страны-потребители рабочей силы, в частности, Россия и Казахстан всячески стремятся наладить эффективные механизмы регулирования миграционных потоков в СНГ. На саммите СНГ в октябре 2007 года казахстанский президент Н.Назарбаев предложил создать межгосударственный банк данных спроса и предложения рабочей силы. При этом он ссылался на то, что в регулировании миграции заинтересованы не только страны-потребители рабочей силы, но и государства, где эти потоки формируются. Конечно, Москва и Астана не могут не понимать некоторых очевидных вещей. Вопрос регулирования миграции есть по большей части вопрос цивилизованности общества. Так как Россия и Казахстан считают себя частью Европы, то должны выполнять основные принципы стран, считающихся цивилизованными. Как минимум, обеспечить мигрантов медицинской страховкой, гарантией предоставления жилья и социальных благ. Как максимум, если мигрант захочет остаться, всеми правами, которыми обладают россияне и казахстанцы. Казахстан начинает… Повышение квоты в текущем году Казахстаном свидетельствует о дефиците рабочей силы в стране. Темпы роста ВВП и амбициозные задачи казахстанского правительства могут оказаться под угрозой, если Астана не сможет этот дефицит компенсировать. Идет бурное строительство в Астане, Алматы, развивается нефтяная столица страны Атырау. Стройки идут и в областных центрах Казахстана, поднимается сельское хозяйство и возрождается промышленная инфраструктура. По прогнозам казахстанского Минтруда, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на 60 тысяч человек ежегодно. Поэтому повышение квоты с 64 тысяч человек в 2007 году на 128 тысяч человек в 2008 году как раз и учитывает данную тенденцию. В течение последних нескольких лет узбекские мигранты преобладают на казахстанском рынке. Причинами, побудившими узбеков ехать в Казахстан, стали преобладание в Узбекистане аграрного производства. Темпы роста населения в стране высокие, особенно в сельской местности. Экономическая стагнация и неспособность узбекских властей обеспечить растущее население рабочими местами заставляет узбеков осваивать регионы Казахстана, близкие как в климатическом, так и в ментальном отношении. С другой стороны, Казахстан нуждается в дешевой нелегальной рабочей силе. В последние годы создана целая система найма на работу узбекских гастарбайтеров. Спрос рождает предложение, и поэтому в системе найма на работу активно задействованы не только граждане Казахстана, но и Узбекистана. Причем, реальный найм осуществляется на территории Узбекистана. Там же формируются группы узбекских трудовых мигрантов, которые потом переправляются на территорию Казахстана. По итогам первой легализации рабочей силы, которая проходила в Казахстане с августа по декабрь 2006 года, стало понятно, что узбеки превалируют на рынке разнорабочих. Больше всего трудовых мигрантов на тот момент легализовали в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях. При этом 72,8 процента легализованных иностранцев оказались гражданами Узбекистана, 13,2 процента - Киргизии, 6,4 процента - России, 2,9 процента - Таджикистана. Некоторые выводы Действия ФМС по снижению квоты в текущем году будут способствовать повышению уровня нелегальной трудовой миграции. Логично предположить, что приток трудовых мигрантов в Россию не уменьшится, просто российские работодатели потеряют интерес к легализации. Увеличение теневого рынка труда, возможно, простимулирует уход в тень некоторой части российской экономики. В большей мере это коснется малого и среднего бизнеса, который уязвим и связан с динамикой притока в Россию нелегальной рабочей силы. Крупный российский бизнес склонен использовать труд россиян и привлекаемых из-за границы специалистов. Если он будет нуждаться в рабочей силе из стран СНГ, то имеет ресурсы и возможности ее легализовать. В отличие от него малый и средний бизнес, работающий в рознице и ритейле, вынужден оптимизировать расходы, чему и способствовал более дешевый нелегальный рынок труда. Миграционные потоки из Центральной Азии будут увеличиваться в силу нерешенности проблем социального характера, в частности, увеличения числа незанятого населения. Так как привлекательность российского рынка падает из-за ужесточения миграционной политики, Казахстан сможет стать пристанищем для тех, кому путь в Россию заказан. Перераспределение миграционных потоков между Россией и Казахстаном станет характерным для стран СНГ в 2008 году. Правда, необходимо иметь в виду, что по емкости российский рынок труда имеет неоспоримое преимущество перед казахстанским. Что же касается вопроса уровня цивилизованности рынков, то это вопрос долгосрочной перспективы… Фото с сайта http://www.newizv.ru
Загрузка...