Опубликовано: 819

Устройство есть, а благо?

Устройство есть, а благо?

В Алматинской области подведены итоги соревнования среди населенных пунктов на звание образцово-показательных. В конкурсе участвовали около 200 сел и поселков, претендующих на получение этого хрестоматийного, идеологически выверенного советского определения.

Помните, в фильме "Иване Васильевич..." лишившийся всего нажитого непосильным трудом герой Этуша восклицает: "Ну и домик у нас - то обворовывают, то обзывают! А еще боремся за звание дома образцового содержания!". Были, были в социалистические времена такие таблички на некоторых домах, где подъезды содержались в чистоте путем неимоверных усилий общественников. Правда, кроме морального удовлетворения это не приносило им ничего. А нынче Каскелен, завоевавший первое место среди районных центров, получил денежный приз в размере пяти тысяч долларов. Средства эти должны пойти опять же на благоустройство городка. Благоустройство - дело нелегкое. Денег на него в муниципальном бюджете не хватает никогда. Для большинства населенных пунктов нашей республики настоящими стихийными бедствиями давно стали ливни, снегопады и, конечно, состояние дорог. Лишь около 25 процентов автотранспортных "артерий" республики с большим скрипом соответствуют стандартам. Благоустройство - дело общее. Даже если городские власти вдруг каким-то волшебным образом вычистят арыки, наладят сливную систему, покрасят заборы, вымостят дороги и тротуары красным кирпичом и вымоют их мылом, граждане долго не продержатся - мы давно привыкли бросать мусор куда попало и сплевывать семечную шелуху на пол автобуса. К этому же привыкают и наши дети. Мы равнодушны друг к другу и к окружающей нас действительности. Но, наверное, для того, чтобы она была благоустроенной, и общество должно быть самодостаточным: граждане - сытыми и веселыми. Меж тем, хотя правительство упорно заявляет об экономическом росте в республике, народ почему-то упорно не желает богатеть. По официальным данным, 27 процентов населения Казахстана имеют доходы ниже прожиточного минимума. Мы как-то привыкли к тому, что качество жизни в отечестве оставляет желать лучшего. Граждане давно смирились с тем, что экономика наша превратилась в нечто абстрактное и вовсе отделилась от государства. То есть катастрофическая безработица, ржавеющие заводы и фабрики, агония сельского хозяйства - сами по себе, а экономика меж тем ухитряется каким-то непостижимым образом развиваться. Но народ почему-то не очень это ощущает. Ларчик открывается просто: рост ВВП идет исключительно за счет продажи углеводородов и прочего сырья. Руководство страны все чаще критикует иностранных инвесторов, под контролем которых находятся практически все крупнейшие предприятия нефтегазового сектора Казахстана. В частности, за продажу сырья на экспорт по заниженным ценам, что успешно осуществляется через компании в оффшорных зонах. По данным Центра экономической информации правительства, потери бюджета по трансфертному ценообразованию ежегодно превышают 500 миллионов долларов. Международные эксперты считают, что злоупотребления трансфертом предотвратить можно, если только захотеть. Например, министерству госдоходов целенаправленно проводить мониторинг экспортно-импортных сделок, контролировать объем налогов по ним и, соответственно, "прищучивать" тех, кто умышленно занижает цены. Проблема в том, что делать это кому-то явно не хочется. Механизм экспорта нефти представлял и продолжает представлять для Казахстана большую проблему. Да, мы - одна из крупнейших стран- поставщиков. Но при этом отечественные нефтеперерабатывающие заводы, как правило, недополучают необходимого для полной загрузки сырья - оно уходит на продажу. Экономический ущерб - сотни миллионов долларов. А все потому, что "добытчикам" намного выгоднее гнать нефть на экспорт, они не заинтересованы в продаже ее нашим заводам - ведь тогда нужно платить НДС в размере 20 процентов стоимости. Экспорт же сулит компаниям заманчивые выгоды, особенно, если указать в документах не реальные, а заниженные, по сути, демпинговые цены. Тогда и таможенные сборы не страшны. О необходимости "прозрачности" этого процесса говорится давно, но реальных шагов до сих пор не предпринимается. Остается беспрецедентно низкой налоговая нагрузка для нефтедобывающих компаний. А ведь именно их налоговые отчисления в бюджет могли бы помочь нашим поселкам хотя бы чуть-чуть привести себя в порядок, решить проблему с той же питьевой водой. Конечно, главное - возрождение производства на селе. Можно, конечно, навести лаковый глянец на, скажем, центральной улице, по которой начальство ездит, но если при этом жителям негде работать и они перебиваются с хлеба на воду - это уже получится натуральная потемкинская деревня. Президент страны, давая наказ правительству, подчеркивал, что "экономический рост должен идти качественно, за счет перерабатывающих отраслей экономики, а не через сырьевые". Кроме того, считает глава государства, важны не столько показатели роста экономики, но то, как он, этот рост, отражается на уровне жизни населения. В "мертвых" городах, в бесперспективных аулах и селах выбраться из-за порога бедности практически невозможно. Благоустройство не может происходить в отрыве от остальной жизни. Прежде всего необходимо, на мой взгляд, обеспечить благосостояние, параллельно меняя менталитет, точнее, отношение людей к своему дому, улице, городу. У нас в стране ведется очень много разговоров о необходимости повышать уровень жизни народа. Ну, депутаты - бог с ними, у них работа такая. Но более всего ставят в логический тупик различные научные мероприятия, посвященные борьбе с бедностью: семинары, симпозиумы, где собирается много умных теоретиков. Как, скажите, можно с ней бороться вне общего контекста? Ликвидировать надо причины и тогда следствие - то есть тот самый порог - исчезнет сам собой. Кстати, о симпозиумах. Как отметил Нурсултан Назарбаев, в прошлом году по сравнению с 1999-м административные расходы в стране выросли на 40 процентов. Это означает дорогущую мебель в кабинетах, крутые автомобили, раздутые чиновничьи штаты, бесконечные командировки и конференции. В конкурсе, в условия которого входили 16 разнообразных позиций - от качества застройки до архитектурно-художественного оформления - участвовали 200 населенных пунктов Алматинской области. Остальным 600 с лишним оказалось не по силам участвовать в возрожденном соцсоревновании. Хотя каждому району и было выделено на эти цели по 10 миллионов тенге из областного бюджета, большинство мест обитания граждан остаются в весьма плачевном состоянии. Устройство у них еще какое-никакое есть, а вот блага пока не предвидится.
Загрузка...