Опубликовано: 984

Услышат ли в Казахстане арию "индийского гостя"?

Услышат ли в Казахстане арию "индийского гостя"?

Будет ли успешнее предыдущих очередная попытка активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Индией?

Казахстан в качестве потенциально серьезного внешнеэкономического партнера привлекает внимание все большего количества стран. Не так давно интерес к наращиванию объемов взаимной торговли и совместным проектам в энергетической сфере демонстрировал Китай; официальные источники Европейского Союза утверждают, что ЕС уже стал крупнейшим торговым партнером республики; комплименты и пожелания от союзников по ЕврАзЭС стали вообще обычным делом. Недавно в перечне стран, объявляющих о своем стремлении усилить экономическое сотрудничество с Казахстаном оказалась и Индия: в Алматы побывала большая делегация бизнесменов из этой страны во главе с государственным министром торговли и промышленности страны. Частью визита стало проведение казахстанско-индийского делового форума. Но еще более важно, что были подписаны соглашения о создании сразу нескольких совместных предприятий, причем в производственной сфере - отрадный факт, учитывая, что и в целом, и в деловых отношениях конкретно с Индией таковых СП не очень много. Вообще складывалось впечатление, что для индийской стороны этот визит в Алматы не из разряда традиционно-формальных, что гости действительно намерены сделать все возможное для активизации двусторонних экономических связей, ради чего даже не склонны вспоминать шероховатости, имевшие место в двусторонних отношениях. Например, ничем не закончившееся стремление индийской стороны войти в нефтяные проекты на шельфе Каспия. А ведь экспертам, наблюдающим за развитием двусторонних отношений, памятны усилия Индии в этом направлении, которых было немало. Вспомнить только визит министра иностранных дел Яшвант Синха в Алматы два года назад, когда, несмотря на краткость пребывания в Казахстане, он успел встретиться с казахстанским министром энергетики и минеральных ресурсов. Потом публично было сказано, что идут переговоры между индийской нефтегазодобывающей корпорации ONGC и "КазМунайГазом", и что соглашение должно быть скоро достигнуто. Его до сих пор, насколько известно, нет. Но вспоминать об этом, как и о других, не очень светлых страницах недавнего совместного прошлого (как, например, историю середины 1990-х годов, с поставками чая под официальные гарантии, которую долго вспоминала потом индийская сторона) сегодня индийцы не настроены. "Мы должны смотреть в будущее" - так оптимистически-дипломатично ответил местным журналистам на "неудобные" вопросы один из членов официальной делегации. Там же говорилось, что в Индии сейчас существует программа расширения торгово-экономических отношений со странами СНГ. Вполне оправданы ожидания, что после России именно Казахстан имеет шансы оказаться приоритетной страной для Дели в этой программе. Здесь особенно интересным является возможность создания совместных предприятий по производству (а не только торговле!) в фармацевтической сфере. Именно в ней индийская сторона традиционно сильна в последние десятилетия - это возможность получения опыта, технологий. Для Казахстана было бы важно ускорить выполнение таких отраслевых идей - ведь большой, почти шестидесятимиллионный по населению рынок постсоветской Азии фактически не имеет сколько-нибудь серьезных собственных производств лекарственных и медицинских средств (единственное исключение - фармацевтический завод в Шымкенте). Есть все основания спешить с созданием СП, чтобы успеть занять эту региональную нишу. На встрече бизнесменов в Алматы глава индийской делегации по собственной инициативе говорил об этом. И в составе самой делегации преобладали фирмы, так или иначе работающие в сфере фармацевтики. Однако, нельзя пройти мимо того, что в основном представлены они были как экспортеры продукции, а не производители, что не очень стыкуется с идеей создания производственных СП. Много говорилось на встрече о возможностях Индии в автомобилестроении (комплектующие поставляются для крупнейших автомобильных компаний мира), информационных технологиях и ряде высокотехнологичных отраслях. Все это делает немалую честь стране, которая начала программу масштабных экономических реформ примерно в то же время, когда это сделал Казахстан, но подняла экономику не за счет экспорта сырья, а через стимулирование производств. Хотя не ясно, где и как в Казахстане могут найти применения высокотехнологичные возможности Индии - как известно, ничего серьезного у нас в области машиностроения или, тем более, информационных технологий, нет. В силу этого можно предполагать, что в ближайшие годы сотрудничество двух стран все же будет сохранять свой торговый "крен". Трудно не вспомнить такой факт: почти десять лет назад другая очень крупная торговая делегация из Индии уже посещала Казахстан. Так же были представлены прекрасные изделия индийской текстильной, электротехнической, фармацевтической промышленности и очень убедительно говорилось обеими сторонами о больших совместных перспективах. Не будет большой натяжкой сказать, что серьезного продолжения эти начинания за минувшие десять лет не получили. Хотя сейчас индийские эксперты считают, что торговое сотрудничество можно серьезно изменить. По их мнению, оно отчасти сдерживалось тем, что торговля шла через третьи страны, а не напрямую. Теперь, по установлению прямых торговых контактов, появляются возможности более четко удовлетворять потребности казахстанских импортеров. Использовать для этого эксперты предлагают транспортную систему "Север - Юг", основными звеньями которой являются Индия, Иран (другой вариант - Объединенные Арабские Эмираты) и Россия. Казахстан лежит на полпути в этом "коридоре", что теоретически дает основания ожидать, что поставки из Индии будут достаточно быстрыми и надежными. Если только позволит военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке. Анализ попыток развития торгово-экономических отношений Индии и Казахстана на протяжении последних десяти лет выявляет интересные закономерности. Две страны, одна из которых входит в число крупнейших в мире, а вторая оценивается как достаточно крупная, стабильно проявляют интерес к наращиваю как минимум взаимной торговли, как максимум - к развитию совместных производств. Но серьезного углубления сотрудничества за столько лет не произошло. Главных проблем очевидно две. Первая - в той самой географической удаленности друг от друга, поиски решения которой и обратили внимание к коридору "Север - Юг". Но при всей сложности, даже не эта проблема оказывается главной, так или иначе ее удалось бы разрешить при наличии больших объемов экономического сотрудничества. Главное, на наш взгляд, в том, что серьезные предложения индийской стороны (те самые высокотехнологичные сферы, которые Индия смогла развить за последние годы) оказываются не востребованы в Казахстане с его экономической ориентацией на сырьевое развитие. Как и уникальный опыт Индии в экономическом развитии. Налицо проблемы, вытекающие не из реально видимых проблем, а из разной философии и принципов экономического развития.
Загрузка...