Опубликовано: 1105

Ударим рейтингом по разгильдяйству

Ударим рейтингом по разгильдяйству

В Казахстане впервые составлен независимый рейтинг вузов. Раньше его составлением ведало исключительно Министерство образования.

Понятно, что у государства свои интересы и критерии, а рынок диктует подчас совершенно иное, и в итоге полученные в университете данные и реальные требования на производстве начинают противоречить друг другу. Именно поэтому Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) в новом рейтинге учитывало не только академические ресурсы вуза, но и оценку их работодателями, школами и самими студентами. Всего в рейтинге участвовать отважилась лишь половина отечественных вузов. Так что начинание вызывает пока далеко неоднозначные оценки. Считается, что система составления рейтинга должна быть жизнеспособна хотя бы пять лет, чтобы рейтинг стал широко применяем. В мире существует множество агентств с самыми различными критериями оценки: от уровня исполнения сайтов вузов до количества Нобелевских лауреатов. Некоторые эксперты уверены, что сравнивать университеты разных стран (с разными традициями, политическими и экономическими системами) - занятие глупое и бессмысленное. Тем не менее, рейтинг остается важным рыночным инструментом оценки качества образования. Каким путем пойдем мы в создании рейтингов, попадем ли в мировые списки и сможем ли улучшить качество казахстанского образования? На эту тему мы побеседовали с доцентом кафедры "Программное обеспечение систем и сетей" КазНТУ и по совместительству проректором по развитию науки технико-экономической Академии кино и телевидения Абу Куандыковым. Бакалавры и магистры в минусе - Большой минус - это то, что в программе бакалавриата на изучение предметов по специальности отводится очень и очень мало времени, всего два года! Она рассчитана на четыре года - из них половина времени уходит на то, чтобы повторить и изучить школьные материалы: историю, язык и другие предметы. Второе. К великому сожалению, несмотря на то, что в этом году в магистратуру (имею виду в магистратуру КазНТУ) было подано очень много заявлений, Министерством образования гранатовых (бюджетных) мест было выделено очень мало. Например, на специализацию по программному обеспечению дается всего 12 грантов, по информатике - 2 места (причем, одно место для казахского отделения и одно место для русского). Если считать количество заявок поданных по данным специальностям (примерно 55 и 30 соответственно), то нужно было выделить хотя бы 35 и 15 мест. Кроме того, следует учесть, что по специальности "Информатика" КазНТУ открыл еще и международную магистерскую программу. Может, в Министерстве считают, что в магистратуре должны учиться на платной основе? Но к этому наше население еще не готово, следует учитывать наш менталитет и наши возможности. Мало кто может позволить себе платить 800 тысяч тенге за два года магистратуры. Поэтому я считаю, что к коммерциализации магистерской программы следует идти постепенно. Также в Минобразования пока не осознают, что магистратура для многих станет обязательным продолжением образования после бакалавриата. Все-таки даже зарубежный бакалавриат подразумевает подготовку специалистов широкого профиля, специализацию же дает именно магистратура (по их стандартам образования бакалавр - это выпускник колледжа, нам следует обратить внимание и на этот факт). Кроме того, за рубежом компании сами доучивают свой персонал. И еще, магистратура - это ведь академический образовательный процесс, а не индивидуальная, штучная работа. Для обучения в магистратуре нужно собрать группу хотя бы из десяти-пятнадцати человек, иначе кворум поточного занятия не состоится. Если на кафедре только пара магистрантов, это прямой путь к упрощению учебного процесса. Биология для айтишников - Еще одна проблема. Для того чтобы удовлетворить спрос и требования рынка, ГОСО Министерства образования РК предусматривает свободу выбора предметов (элективные курсы или компоненты по выбору) самими университетами. Однако здесь пока не все гладко. Бывает, что кафедра выбирает дисциплины не по необходимости практики отрасли, а под конкретных людей - потому что есть преподаватели, которые не добирают часов. Поэтому начинают вдруг преподавать такие предметы, как "История цивилизации", "Духовно-нравственное воспитание", "Этнография и обычаи народов Казахстана", "Химия" или "Биология". Точно такое ж положение существует и по магистерским и PhD-программам. Здесь нам предстоять выработать какую-то общую стратегию, для того, чтобы не страдала специализация. Что касается собственно подготовки IT-специалистов (особенно это актуально в свете создания в Алматы "Парка информационных технологий", где понадобятся казахстанские специалисты) существуют ряд причин и проблем, которые создают сложности в подготовке специалистов в области "IT" в масштабе университета. Во-первых, знания (в результате частого возникновения новых концепции, парадигмы, принципы, методологии и технологий) в компьютерной индустрии обновляются и возникают очень быстро. Например, сейчас новыми отраслями стали технологии Web-Service, SOA -Service-Oriented Architecture. Во-вторых, в настоящее время компьютерная индустрия cтала обширной сферой человеческой деятельности и интенсивно расширяется как вглубь, так и в ширину. Это привело к тому, что понятийная база все время в процессе формирования, то есть онтология отрасли не поспевает за ее развитием. Поэтому данная отрасль до сих пор даже не имеет четкого названия, которое точно и полно отражало бы ее сущность и было бы понятным для "простых смертных" - для неспециалистов. Поэтому мы данную отрасль называем то "IT-технология", то "Компьютерная технология", то "Информатика". А на Западе называют "Computer science", "Computer engineering", "Software engineering" и так далее. Но все это об одном и том же. Таким образом, такая обширность отрасли делает невозможным готовить специалистов, которые одинаково глубоко владели все направления IT-технологий в стенах вуза. Поэтому, для подготовки высококвалифицированных специалистов следует совмещать общеотраслевую подготовку со специализацией. Если все названные негативные факторы удастся ликвидировать, и если будут соблюдены основные каноны рыночной экономики в образовательной системе (рост экономики, технологии и образование будет развиваться сбалансировано), то наши университеты будут способны готовить специалистов мирового уровня. Рейтинг рейтингу рознь - На Западе составление рейтинга - в порядке вещей, там вообще нет государственных органов оценки деятельности вузов. Естественно, университеты проходят аккредитацию, но этим занимаются общественные или частные организации. Нам пора привыкать к рыночным механизмам и уходить от исключительно государственного контроля. Пока оценкой деятельность вузов (как национальных и государственных, так и частных) у нас занимается государственный орган или комиссий, назначенные от МОН РК. Оценивает по внешним факторам - сколько кандидатов или докторов наук, наличие документов, сколько двоечников и отличников в вузе и так далее. Проверяют наличие множества отчетов. И хотя в них может быть сплошная белиберда, содержание никого из членов комиссии не интересует, лишь бы бумажки все были (некогда все это читать и анализировать). Силлабусы и учебно-методические комплексы проверяются точно так же. А ведь в 90-е не было проведено ни единого мониторинга не только качества образования, но и правильности деятельности университетов. В то время был полный хаос: у кого хватало наглости и были связи, те и открывали для себя университет, причем не один. Для этого достаточно было трехкомнатной квартиры и трех сотрудников: ректора, бухгалтера и представителя учредителя (или попросту говоря, рэкетира). Так понаоткрывали у нас и множество филиалов. Уже позже, чтобы исправить положение, в Министерстве решили внедрить систему менеджмента качества (СМК), разработанную в соответствии с требованиями ISO-9000. Многие надеялись, что она исправит положение. Однако построение СМК университета не улучшило качество учебного процесса. Мне кажется, главная причина столь малого эффекта от СМК заключается в том, что университет с точки зрения разработчиков системы рассматривался как организация, занимающаяся документами, и в СМК основное внимание было уделено документационному обеспечению. А ведь в университете главный процесс - это учебно-педагогические процессы, "знание творчества", и главная цель - максимальное освоение современных знаний, умений, навыков, а также формирование способности к мыслительной деятельности, мышления по своей будущей профессии. Таким образом, для достижения своей миссией университету важными являются: - методика и дидактика учебных дисциплин; - соответствие содержание этих дисциплин современным требованиям рынка. Эти аспекты образовательного процесса особенно важны в условиях мировых глобализационных процессов и систем. Однако все эти компоненты учебного процесса университета в СМК не были учтены. Поэтому проверка содержания дисциплин, их дидактического и методологического уровня должны стать следующим этапом для развития качества образования вузов. Здесь должны принимать участие специалисты, а не просто чиновники. Опытные педагоги только по названиям, разделам и параграфам уже могут сделать выводы о содержании. Например, Internet-технологии дают в нескольких вузах Алматы, Павлодара, Шымкента, Петропавловска и Караганды. Но я замечаю, что содержание этого предмета везде разнится. Где-то полагают, что Internet-технологии - это лишь HTML-язык или разметка страницы и гиперссылки, а где-то считают, что Internet-технологии состоят из технологий HTML, XML, PHP, My SQL, ASP и т.д. В отличие от предыдущих видов проверки, эта должна стать больше аудиторской. Для ее проведения необходим новый инструмент, возможно, новый институт. И этот институт может быть чисто рыночным, в частности, институт рейтинговой оценки качества образования университетов и колледжей. Такая оценка может стать дополнительным рычагом, который заставит приводить университеты в порядок свой учебный процесс, содержание учебных дисциплин и свои кадры. Кстати, качество профессиональной подготовки напрямую зависит от спроса экономики, промышленности и индустрии. Когда в экономике и реальном секторе нет спроса на глубокие знания, то нет нужды в высококвалифицированных специалистах. В следующем году в Казахстане пройдет международная конференция, на которую съедутся эксперты известных рейтинговых агентств. Возможно, в скором будущем и несколько наших университетов будут иметь опыт участия в зарубежных рейтингах. Из четырнадцати вузов мира войти хотя бы в пятую тысячу - уже будет хорошим достижением. А дальше - больше, точнее, выше. Генеральный рейтинг вузов по версии НКАОКО (первая десятка) 1. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби 2. Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева 3. Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева 4. Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова 5. Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова 6. Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова 7. Казахский гуманитарно-юридический университет 8. Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) 9. Казахский национальный педагогический университет имени Абая 10. Карагандинская государственная медицинская академия. Фото с сайта http://www.liter.kz
Загрузка...