Опубликовано: 791

Учись, учись, - потом план дадут написать

Приходит весна, - приходит время думать о наших будущих поколениях. Но, если кто-то посчитал, что я сейчас буду писать о проекте закона РК "О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления", поступившего на этой неделе в мажлис парламента, - спешу разочаровать.

Сегодня мы поговорим об образовании. Тема, конечно, не новая. Зато вечная. "Я считаю стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования. Ключевое значение для страны имеет значительное повышение статуса учителя…". Так в прошлом году сказал Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана. И вот, после произнесения этих слов прошло почти 11 месяцев. Что же изменилось в жизни простого учителя, что поменялось в системе казахстанского образования?.. Вот и хорошо, что хорошо. А то плохо - это плохо Говорят, что нынешний министр образования республики Шамша Беркимбаева на хорошем счету у руководства страны. И, наверное, это хорошо, когда в высших кругах государства царят мир и покой. Только вот образованию нашему от этого не легче. Недавно, будучи в Москве, глава республики счел своим долгом пообщаться со студентами МГУ, приехавшими из Казахстана. И еще раз напомнил им, что знания, которые они сейчас получают, - определят всю их дальнейшую судьбу. А какие знания получают ныне казахстанские студенты и ученики внутри страны? Можно ли их успешно применить на практике?.. Сегодня, к сожалению, не надо быть большим докой, чтобы понимать, что уровень и сама система образования в нашей стране уже не отвечает ни нынешним, ни завтрашним задачам развития республики. Бедность сельских школ с одной стороны, оторванность от реальной жизни учебных программ в городских школах, - с другой, дефицит молодых преподавателей, - с третьей стороны; и еще тысячу проблем пронизывают сегодня казахстанское среднее образование. Деньги - Дети - Деньги - Дети - Деньг… В то же время, в многочисленных университетах республики учат в основном только одному: как зарабатывать деньги. Причем, на собственном примере. А еще прибавьте к этому бесконечную череду экспериментов в системе образования, - и у вас получится не совсем радостная картина воспитания завтрашних строителей казахстанской независимости. Все же начинается еще в школе… В этой ситуации на министерство образования надеяться, - дело, по-видимому, уже не самое перспективное. Его работники, скорее всего, сами запутались в многочисленных реформах, и теперь с нарастающим волнением ждут "часа Х", когда придет новый министр, и опять все начнет менять. В тоже время сами учителя готовы дать чиновникам из Астаны несколько дельных и совершенно конкретных советов о том, как можно и упростить и одновременно усилить современные образовательные методики. Для этого стоит только открыть каждую вторую газету или включить любой телеканал в стране. И вы сразу услышите голоса замученных безденежьем, но окрыленных идеями совершенствования образования преподавателей. Одно жаль, столоначальники, обитающие в столице, почему-то, всегда считают, что им из кабинетов пути решения проблем образования видны гораздо лучше… Подводя сегодня промежуточные итоги (а с приближением лета тема образования, безусловно, станет для многих казахстанцев самой актуальной), можно сказать, что реформа учебной сферы и в новом веке осталась для Казахстана "тайной за семью печатями". Ни прошлые, ни нынешние руководители министерства образования и в целом правительства так и не знают даже: как подступиться к системе образования. Деньги на учебе детей научились зарабатывать почти все. Давать же молодежи знания - могут только отдельные энтузиасты. И, при таком раскладе, не надо будет уже завтра удивляться тому, что количество ошибочных решений в экономике и политике нашей страны начнет возрастать в математической прогрессии. То есть, как мы нынешних юношей и девушек воспитаем, так завтра они нами и будут руководить… У вас есть план? А пока мы опять привыкаем жить по планам. И пусть эти планы, как и в Советском Союзе не доделываются до конца, - все равно, факт, что теперь мы бродим по лабиринту реформ не бессистемно, дает больше уверенности. Хотя бы в сегодняшнем дне. Впрочем, говорить о какой-либо уверенности, в дни наступления весны довольно трудно: не всегда ясно, ЧТО могут выкинуть какие-нибудь горячие бюрократические личности из Астаны? Знаете, у них в это время нередко случаются легкие расслабления сознания. И все из-за того, что под кем-то из них начинают шататься сановные кресла. Не стала исключением и нынешняя пора. Планов ныне у правительства, как обычно, громадье. Только вот, не все эти планы удается ныне осуществить. Что приводит наших топ-менеджеров, нет, - не в замешательство, - а в состояние, именуемое в научной литературе "синкретизмом". То есть, у них возникает острое желание соединить несоединимое и смешать часто совершенно разнородные противоположные вещи. Одним из ярких проявлений такого подхода, по мнению отдельных экспертов, стало недавнее обсуждение в правительстве индикативного плана социально-экономического развития страны на 2004-2006 годы. О чем только не говорили на этом совещании: и о цене на нефть; и о среднегодовой инфляции; и странах-донорах, - в общем, обо всем том, о чем нам рассказывают уже более 10 лет. Но было одно отличие. Оно заключалось в том, что в правительстве всерьез стали говорить о борьбе с бедностью. Оставим сейчас в стороне упреки прежним и нынешнему составам Кабинета министров: по поводу возникновения и существования проблемы бедности в Казахстане. Хотя бы, ради того, чтобы подивиться факту: что между нефтедолларами и банковскими ставками наши чиновники разглядели еще и беды простых казахстанцев. Удивительно, но факт. И тут еще можно вспомнить о том, что в своем прошлогоднем Послании народу Казахстана президент республики поставил перед правительством конкретную задачу: создание к 2004 году базовых условий к переходу на новую модель межбюджетных отношений, в рамках разграничения полномочий между уровнями госуправления. Честно говоря, ничего обнадеживающего на этот счет я пока не слышал. Но время еще есть. И, почему бы индикативный план социально-экономического развития страны до 2006 года не сделать тем документом, который будет реализовываться уже в новой системе государственного управления?.. Индикативный блокбастер В любом случае, и при любом административном раскладе, данный индикативный план в этом году будет сверстан. При этом ли правительстве, или, при следующем. А вот выполнение этого плана абсолютно точно станет для нашей республики в ближайшие годы одним из самых увлекательных политико-экономических сериалов. Ведь речь в нем пойдет о росте уровня внутреннего валового продукта на 28 процентов, и снижении уровня бедности на 34 процента. Всего за несколько лет. А такие, почти "голливудские", цифры сразу возводят индикативный план социально-экономического развития Казахстана на 2004-2006 годы в ранг одной из самых политизированных программ нынешней власти в республике.
Загрузка...