Опубликовано: 743

Учеба без учебников: деньги на ветер

Учеба без учебников: деньги на ветер

Государственная оптовая книготорговая система, снабжающая все вузы страны учебной литературой, давно и благополучно "умерла". На смену ей пришло полное бескнижье в вузовских библиотеках.

Однако этот печальный факт не сильно озаботил наше Министерство образования. Дело дошло до того, что по 283 специальностям, которые вбирают в себя 25000 дисциплин, 870 не имеют учебников вообще! Книги - это такие вещи, которые не существуют в природе Исправить ситуацию взялась Ассоциация вузов РК. Рахман Алшанов, президент Ассоциации говорит, что у него давно была задумка посмотреть, что представляет собой библиотечный фонд в институтах и университетах. Оправданы ли вопли отдельных студентов, периодически поднимающих бучу по поводу того, что они не смогли найти нужный учебник ни на земле, ни под землей. Кроме того, суверенитет в образовании привел к естественному вымыванию нужной зарубежной учебной литературы с нашего рынка и наполнению его дешевым ширпотребом, самиздатом. В общем, книжный конфликт назрел давно и по каждому отдельно взятому предмету. Поэтому по инициативе Ассоциации в апреле 2002 года была создана специальная комиссия, которая нашла время не только спуститься в книжные архивы, но и провести там не один день. Результаты были, как в том эксперименте, где даже минус, считается плюсом. Так и здесь - отсутствие книг, а в отдельных случаях наличие книг, но отсутствие в них половины страниц - стали тем самым результатом, который мог бы взорвать ни одно Министерство, но только не Министерство образования. В его стенах ученые мужи уже давно считают, что с появлением частного образования, а также открытием коммерческих отделений, каждый вуз должен был самостоятельно позаботиться о книге насущной для своих студентов. Отчасти чиновники размышляют правильно. Но, позвольте, как могло так случиться, что государство в лице Минобраза стоит в стороне от такой проблемы, хотя именно Министерство дает лицензию на образовательную деятельность, которая будет осуществляться частным образом. На каком основании выдается столь важный документ, если у вуза не укомплектована библиотека? Утром книги - вечером деньги Надо отдать должное отдельным вузам, они действительно позаботились о студентах. Открыли собственные мини-типографии и стали выпускать методическую литературу. В частности комиссия отметила, что на нужды вузов стали работать настоящие издательские центры: в КазГУ, КазНТУ, КазНАУ, в "Агро-Университете". При этом вузы-гиганты смогли позволить себе выделять приличные суммы на издание нужной литературы: так КазГУ затратило 18 миллионов тенге на пособия и научные книги, КАзНТУ - 3 миллиона тенге. Но рядом с решением проблемы через издательские центры, появилась еще одна - издание методичек частным образом. Однако, по мнению студентов, каждая методичика, отражала материал всего лишь одной какой-то темы, а их по программе могло быть до десяти и более. И высокая комиссия это признала. При этом цена брошюрки колебалась от 150 тенге до…450! Преподаватели же, почувствовавшие вкус к самиздату, стали настоятельно рекомендовать студентам приобретать мини-книжки собственного изготовления. Бедные студенты вынуждены были либо разориться и купить все опусы преподавателей, либо рискнуть и остаться без книжек вообще! А по большому счету, издание методической литературы никак нельзя было назвать достойным выходом из информационного кризиса, хотя для некоторых учителей это стало достойным выходом из безденежья. Издание и реализация подобной литературы для отдельных преподавателей стало маленьким, но неплохим бизнесом. К ужасу проверяющих, 75 процентов методической литературы, крутившейся в продаже, имела объем не более одного печатного листа. Вряд ли такие "книги" могли дать полноценные студентам полноценные высшие знания! Не будем торопиться, но будем поспешать? Сегодня по данным рабочей группы стране (а точнее высшим учебным заведениям) требуется более полутора тысячи учебников. Среди остродефицитных книг - учебники по вновь созданным новым специальностям: экономическому и техническому циклам, по социальной психологии и другим гуманитарным предметам. Откуда взять все это добро? Рахман Алшанов говорит, что их Ассоциация предложила вузам вполне приемлемый вариант издания нужной литературы. Для начала все вузы должны представить заявки на те или иные книги. Ассоциация соберет их воедино и сделает единый заказ. По законам типографий, чем выше тираж, тем дешевле печать. Значит, объединяться и сообща делать книги выгодно. В настоящее время через Ассоциацию уже издано 6 учебников на казахском языке: основы психологии, основы языкознания, современные концепции языкознания, политология, возрастная физиология и школьная гигиена, история Казахстана. И еще четыре книги готовятся к изданию: основы права, информатика, основы экономической теории, финансы. Ректоры вузов говорят, что Ассоциация в нужный момент увидела проблему. Как только прозвучал призыв - сдавать заявки на книги, Карагандинский государственный университет имени Букетова прислал 185 наименований книг. Семипалатинский государственный университет имени Шакарима заказал 400 изданий. В среднем каждый вуз страны заявил приблизительно о 200 учебниках, которые на сегодня либо полностью отсутствуют, либо морально устарели. Анализ заказов показал, что среди них много книг 1953 года издания. Не мудрено, что такие учебники давно морально и физически устарели, развалились, стерлись, порвались. Между тем требования времени сильно изменились, и, несмотря на то, что библиотечные фонды не дают нужных книг студентам, преподаватели спрашивают с них все больше и больше. Это значит, что учебники для вузов, точно так же, как и учебники для школ, должны быть переизданы, как волна нового поколения. Необходимо, чтобы они соответствовали требованиям нового времени: чтобы в них изложение учебной программы велось не только на русском или казахском языках, но и с учетом "наших, доморощенных" примеров, чтобы переводной (зарубежный материал) был адаптирован к местным условиям. Вот такие благие задачи и высокие цели ставит перед собой Ассоциация. Но…как вспомнятся новые учебники для школ, становится не по себе. Неужели и тут нас ожидает та же неразбериха? Невольно подумаешь, что старые книги были лучше: грамотнее, понятнее, логичнее. А новые - даром что свои, в них столько бреда, что лучше вообще не иметь учебников, чем загружать собственную голову такой белибердой! Не потеряем ли мы в погоне за количеством качество? Надеяться на то, что вновь изданная макулатура когда-нибудь станет умной, глубокой, научной книгой - наверное, можно было только в советское время, когда сданные килограммы и тонны газет приравнивались к цене талончика на книгу. Но утилизация и преобразование количества в качество - давно в прошлом. Что в будущем? Один к одному - это просто мечта студента Как нам сообщили в пресс-службе Ассоциации, никто не собирается уже завтра издавать новые учебники. Речь идет о переиздании существующих книг, об увеличении тиража имеющейся литературы. Но в перспективе Ассоциация, конечно же, хочет, чтобы местные авторы приняли участие в конкурсе на написание лучшего учебника. Специально для этого вузовская общественность учредила медаль имени Байтурсынова "Лучший автор" за выдающиеся успехи в подготовке учебников для высших учебных заведений. Вот тогда можно будет говорить о том, что вузам страны требуется 10000 учебников нового поколения. Пока осталось не понятным, будет ли на таких книгах стоять гриф Министерства. Раньше ни одна книга не проходила в тираж без рецензии Минобраза. Его печать гарантировала соответствие содержания государственному стандарту, качество и, представьте себе - количество. Количество, несмотря на то, что о нем только и ведется речь, все равно останется маленьким. Раньше учебники издавались из расчета один к одному (на каждого студента по одному), научная литература из расчета один к трем. Нынче вузы, сделав заявки на книги, удовлетворят свои потребности в формировании библиотечного фонда, но это не значит, что каждый желающий сможет иметь учебник на руках. Скорее всего, книги просто станут доступными в читальных залах.
Загрузка...