Опубликовано: 1127

У страхования глаза велики

У страхования глаза велики

Иногда думаешь - и почему, на какой-то далекой, бедной Кубе медицина развита в разы лучше, чем в нашей богатой нефтью стране. Что с нами не так?

А, может, стоит как на Западе - поголовно всех заставить страховаться, а не полагаться на бесплатный гарантированный объем отечественных медуслуг? Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается - история отечественных реформ в здравоохранении долгая и интересная... Для начала действительно интересно попристальнее рассмотреть социальный эксперимент на "острове свободы" - Кубе. Если до революции здесь промышляли в основном "народные" врачи и немногочисленные частнопрактикующие, которые, впрочем, сразу после революции спешно эмигрировали в США, то сейчас кубинская медицина считается одной из самых лучших в мире - здесь 800 тысяч врачей, и любая помощь оказывается бесплатно (вплоть до сложнейших операций), причем на лечение сюда едет немало иностранцев. И пусть все не так уж гладко (не хватает многих лекарств и оборудования), средняя продолжительность жизни на Кубе составляет аж 76 лет! Система очень похожа на советскую, и если бы не наш кризис, вероятно, мы имели бы нечто подобное - бесплатное и слаженно работающее без каких бы то ни было страховок. Кстати, Куба тратит на здравоохранение 8% ВВП - больше, чем Великобритания. Вторым образцом для подражания считается канадская медицина. Средняя продолжительность жизни канадцев тоже впечатляет - 78,6 лет. Хотя многое в их системе для нас странно и непривычно - живут они без привычной нам "скорой помощи": служба "911" базируется на пожарных станциях, и на вызов приезжают одновременно парамедики (они, скорее, не врачи, а спасатели), пожарная машина и полиция! Итак, в мире есть три модели организации системы здравоохранения: "советская", немецкая (страховая модель) и английская (бюджетно-страховая модель, в основе которой лежит бюджетная семейная медицина) - одна из самых распространенных в мире. Советская модель была хороша в условиях нескольких мировых войн, но когда время столь глобальных конфликтов стало проходить, она показала свою несостоятельность - громоздкость, чрезмерную жесткость структуры и централизованность. Врач больше не командир батальона, а медсестра - не "Мать Тереза с симпатичным лицом" (как пел Шевчук), спасающая бойцов. Балом правит капитализм и его сугубо финансовые отношения, и все наши проблемы - от неспособности в условиях его формирования перейти к новым отношениям в медицине. В страховой компании "Интертич" так прокомментировали сложившуюся ситуацию: - История возникновения и развития страхового дела тесно связана с историей общественного развития, в частности с появлением капитализма на рубеже 17-18 веков. Зарождение промышленности, бурный рост торговли и мореплавания способствовали появлению новых форм сохранения и упрочения капитала. Так появились первые страховые товарищества. Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Развитие медицинского страхования стимулировали в основном иностранные компании, которые в начале страховали своих иностранных сотрудников, а затем казахстанских сотрудников. Становление страхового рынка идет условиях экономически переходного периода. Спад производства, неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство нерентабельных предприятий прямо повлияли на его состояние. В начале 90-х годов зарождавшиеся страховые компании не имели опыта, солидных финансовых средств, что привело к краху большинства страховщиков, и уход этих страховых компаний породил волну недоверия, неприятия страхования как такового у большинства населения. Айкан Аканов, ректор Казахского Национального медицинского университета, видит причину неразвитого страхования в том, что государство просто не оставило частным компаниям ниши для оказания услуг, взяв на себя весь гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (при том, что ни этот объем, ни необходимое количество средств на него никто никогда точно не рассчитывал). В итоге страховые компании могут предложить лишь то же самое лечение - у тех же специалистов и в тех же больницах, но в более комфортных условиях. Причем некоторые клиенты жалуются, мол, врач подчас заинтересован больше в "лечебной взятке", чем в страховом полисе, потому как денег во втором случае он не получает - все средства идут больнице. К слову, Айкан Айканович участвовал в разработке многих отечественных медицинских реформ, начиная еще с восьмидесятых годов прошлого века (осознание необходимости менять систему возникло уже тогда!). В рамках многих программ было закуплено новое оборудование для больниц (наверное, все помнят кадры из теленовостей, когда потоками шли новые машины для "скорой помощи"), начались массовые осмотры сельчан, регулярно вести профосмотры обязали крупные промышленные корпорации. Сегодня стоит вопрос уже о качественном преобразовании нашей системы здравоохранения, которая все никак не может уйти от советских принципов. Одна из последних программ реформирования была призвана заменить назначаемых "сверху" главврачей и ввести менеджеров; больницам предстояло стать более самостоятельными, предполагалось ввести дифференцированную оплату труда (а не "по одну гребенку", как сейчас). С этого года планировалось ввести обязательное медицинское страхование. Но пока из-за нового финансового кризиса реформа притормозила… В "Интертич" отмечают, что в настоящий момент на рынке медицинского страхования существуют две тенденции - создание собственных лечебных учреждений или сотрудничество с существующими на рынке медучреждениями. - Страховые компании предлагают программы страхования, в основе которых лежат амбулаторно-поликлиническое обслуживание, услуги "скорой помощи" и стационарное обслуживание. К этим услугам прилагается круглосуточная консультационно-диспетчерская служба и консультации семейного врача, а также дополнительные услуги: вакцинация от гриппа, ежегодные медицинские осмотры, стоматология, лечение хронических заболеваний, патронаж медицинской сестры и другие. Причем компании, в отличие от традиционных лечебных учреждений, предоставляют различные программы медицинского страхования, так как в их интересах - создавать для клиентов привлекательные продукты с большими возможностями, дополнительным сервисом и различными бонусами. Вместе с тем, страховщики отмечают, что несмотря на активное развитие рынка добровольного медицинского страхования, он по-прежнему не играет значительной роли в экономике страны и жизни казахстанцев: "Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка". Для решения этой проблемы Айкан Аканов предлагает опираться на японский путь, когда человек платит страховой взнос (или он входит в ваш соцпакет, то есть деньги выделяет работодатель), а другую часть средств выделяет государство. В итоге, приходя в больницу, он оплачивает из своего кармана от 10 до 30 процентов расходов. Зато это моментально меняет отношение к своему здоровью и качеству услуг - мы уже имеем моральное право требовать от врача внимания, профессионализма и оперативности, да и больница за полученные деньги несет вполне конкретную ответственность. Такая модель, кстати, несколько лет вполне успешно функционировала в Казахстане в середине девяностых, однако начинание было свернуто по причине экономического кризиса, из-за которого фонд обязательного страхования сначала оказался на грани банкротства, а позже и вовсе был закрыт (да еще и руководитель его сбежал за границу, прихватив несколько миллионов долларов, чем скомпрометировал идею окончательно). - Хотя эти три года оставили неизгладимый след в системе здравоохранения: больницы стали получать деньги из нескольких источников - часть давало из бюджета государство, второй поток шел из фонда обязательного медицинского страхования, третий - от оказания платных услуг, которые мы решили ввести (впервые на постсоветском пространстве). Появилась разница в зарплатах врачей: то есть тот, кто хорошо и много работал, тот и получал больше. Сегодня государственные мужи пытаются определиться с новой моделью, но пока ее так и нет. На здравоохранение у нас выделяется 2% от ВВП, но система может работать лишь тогда, когда получает больше 4-5 процентов. Из этого следует делать выводы, что половина всех денег в казахстанской медицине находится в теневом обороте: это те самые взятки врачам за внимание, уколы, роды, операции (и не факт, что все будет сделано на высоте)... По мнению экспертов, такое положение всем надоест, причем весьма скоро. Возможно, что тотальный медицинский кризис станет началом перемен. Рисунок с сайта http://www.burs.ru
Загрузка...