Опубликовано: 1559

Транзит нефти: иранский маршрут

Транзит нефти: иранский  маршрут

Развитие "мультимодальной" системы транспортировки казахстанских углеводородов предполагает "рациональное комбинирование мощностей трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта".

В числе маршрутов, на которых можно было бы органически сочетать данные три способа доставки, находится иранский, считающийся одним из "экономически привлекательных" направлений экспорта отечественного сырья. В конце декабря канадская PetroKazakhstan Inc, владеющая добывающими и перерабатывающими мощностями на юге республики, начала отправку нефти в Иран: были отгружены первые 28,8 тыс. баррелей нефти на Тегеранский НПЗ. По прогнозам руководства компании, в течение последующих нескольких месяцев поставки достигнут объема 21 тыс. баррелей нефти в день или 1 млн. тонн в год. Поставки сырья в ИРИ осуществляются на основании контракта, подписанного в первом квартале прошлого года с Naftiran Intertrade Company Ltd, являющейся торговым подразделением Иранской национальной нефтяной компании, действующей от имени иранского правительства. Контракт предусматривает экспорт нефти с Кумкольского месторождения по схеме SWAP в объеме до 1 млн. тонн в обмен на легкую иранскую нефть в Персидском заливе. Ввиду более низкого качества иранской нефти, предусмотрены компенсации, которые в определенной мере должны покрывать часть расходов на транспортировку из Казахстана в Иран. Сырье, добываемое PetroKazakhstan, перевозится на НПЗ в Тегеране по железной дороге из Шымкента через Узбекистан и Туркмению и, далее, через приграничную станцию Серахс и разгрузочный терминал Рей, который в прошлом году был модернизирован для принятия кумкольской нефти. Другим поставщиком по иранскому направлению является ЗАО "НК "КазМунайГаз" - 18 декабря 2003 года компания отправила в Иран миллионную тонну своей нефти. "КазМунайГаз" транспортирует свое сырье иным способом, а именно - по морю: из Актау танкерами до порта Нека. Объем в 1 млн. тонн был оговорен условиями контракта между национальными нефтяными компаниями двух стран. Переговоры с Ираном начались еще в 1996 году, однако, первоначальный вариант договора подписан был лишь в декабре 2001 года, а окончательное соглашение - в феврале 2002-го. Переговорный процесс, а затем и реализация договоренностей осложнялись, помимо технических причин, негативной позицией Соединенных Штатов. Официальную точку зрения Вашингтона по данной проблеме высказал через несколько недель после подписания документа, спецсоветник президента и госсекретаря США Стивен Манн на брифинге в Астане. В ответ на вопрос, как американское руководство относится к отправкам казахстанской нефти в ИРИ и перспективам строительства магистрального трубопровода, он заявил, что "США намерены продолжать политику противодействия любым инвестициям в Иран независимо от того, из каких источников они поступают". Однако даже в среде американских властей в последнее время все чаще высказываются мнения о необходимости пересмотра подобной жесткой и далеко не всегда эффективной линии. В октябрьском докладе подкомитета международной экономической политики комитета иностранных дел Сената США по проблемам экспорта добываемой в Казахстане нефти, указывается, что большие объемы казахстанского сырья, ожидаемые в близком будущем, потребуют значительного расширения экспортных мощностей, которое не смогут обеспечить ни КТК с БТД, ни имеющиеся водные маршруты. В этой связи, сенаторы подкомитета отметили, что попытки американской администрации воспрепятствовать развитию китайского и иранского направлений для транспортировки нефти из Казахстана окажутся пустой тратой времени и средств. Как бы то ни было, казахстанское правительство считает иранский маршрут одним из приоритетных. В нынешнем году "КазМунайГаз" намерен удвоить объемы нефти, поставляемой в Иран. Как отметил генеральный директор ЗАО "Торговый дом "КазМунайГаз" (осуществляющего все торговые операции нацкомпании) Жамбулат Сарсенов: "Иранское направление сегодня - это прямой выход к морским портам, а, следовательно, к потребителям казахстанской нефти на НПЗ без посредников". Иранский вариант транзита является не только одним из наиболее выгодных путей выхода казахстанской нефти к Персидскому заливу, но и весьма перспективным промежуточным маршрутом доставки сырья на рынки стран Южной Азии и АТР. Не так давно президент Н. Назарбаев поручил "КазМунайГазу" приступить к разработке маршрута по поставкам нефти на Филиппины и другие юго-восточные страны через Иран и порт Сингапур. Сегодня национальная компания, как и PetroKazakhstan, осуществляет поставки в Иран по схеме замещения. "КазМунайГаз" отправляет сырье по Каспийскому морю в порт Нека, а в обмен получает эквивалентный объем в порту Kharg Island в Персидском заливе. В Неку поступает также нефть "ЛУКОЙЛа", "Сиданко" и Dragon Oil. В связи с прогнозируемым ростом каспийского импорта, иранские власти с помощью китайской Sinopec проводят реконструкцию порта и нефтепровода Нека-Сари-Тегеран. К данному времени, в результате расширения резервуарного парка, суммарная мощность нефтехранилищ в Неке достигла более 200 тыс. тонн. В дополнение к береговым емкостям была доставлена накопительная баржа, объемом 67,5 тыс. тонн. Модернизация порта должна также включать дноуглубительные работы и постройку трех новых причалов. Развитие иранского направления в определенной мере стимулирует дальнейшее формирование инфраструктуры порта Актау. В 2001 году здесь была усовершенствована нефтеналивная эстакада, что позволило транспортировать нефть кумкольской группы месторождений в зимний период, а будущей весной ожидается завершение строительства еще двух эстакад. Расширение мощности нефтепровода Нека-Тегеран (с 2,5 млн. тонн до 6 млн. тонн), который ранее использовался для доставки нефтепродуктов с тегеранского НПЗ в северо-восточные провинции страны, не будет предельным: иранское руководство планирует увеличить пропускную способность трубы до 25 млн. тонн. Обеспечить такие объемы только водные и/или железнодорожные поставки, конечно же, не смогут. Вероятно, данная нитка станет участком будущей системы магистрального нефтепровода. Перспективы трубопроводного способа отправки казахстанской нефти в Иран изучаются уже довольно давно. В последнее время обсуждаются два наиболее реальных варианта: строительство нефтепровода Казахстан - Туркменистан - Иран, ТЭО которого разрабатывалось французской Total и реконструкция простаивающего маршрута Омск - Павлодар - Шымкент - Туркменабад (Чарджоу), построенного в период с 1977 по 1983 годы для транспортировки западносибирской нефти на НПЗ Казахской и Туркменской ССР. Оба проекта представляют интерес для всех потенциальных участников. Казахстанские власти, в частности, расценивают первый как один из самых "экономически привлекательных" путей экспорта. В государственной программе по освоению шельфа подчеркивается, что "особых технических ограничений для выхода казахстанской нефти к терминалам Персидского залива по маршруту Казахстан - Туркменистан - Иран для дальнейшей транспортировки на азиатский рынок не существует". В отношении второго проекта было подписано соглашение между Казахстаном, Россией и Туркменией о рассмотрении перспектив его совместного использования. Из крупных частных компаний о своей заинтересованности в нем заявил ЮКОС, предполагавший обеспечить в Иране сбыт нефтепродуктов, произведенных из его нефти на Сейдинском НПЗ в Туркменистане. В связи с затягивающимся процессом стабилизации в Ираке, США вынуждены несколько ослабить свое внимание к ИРИ, что в сочетании с активными попытками администрации Мохаммада Хатами наладить контакты с ведущими странами мира, а также государствами каспийского региона, может заметно расширить возможности для сотрудничества между исламской республикой и Казахстаном. Во всяком случае, союзники американцев по североатлантическому блоку вряд ли станут препятствовать этому. Прошлой осенью комитет ассамблеи НАТО по вопросам экономического сотрудничества между Западом и Востоком заявил, что своповый обмен нефтью между Ираном и Казахстаном и планируемое строительство нефтепровода не противоречат интересам альянса.
Загрузка...