Опубликовано: 1921

То ли еще будет...

То ли еще будет...

От автора: Около 30 лет прошло с тех пор, когда Алла Пугачева исполнила "Песенку первоклассника", на тот момент они обе были очень популярны, но, к примеру, я, будучи ученицей начальных классов, не вникала в суть поэтического текста.

Теперь, став взрослой и к тому же мамой ученика, я окунулась в проблему с головой... Что происходит в школах, в чем заключается работа учителя, каков он - современный ребенок? На наши вопросы отвечают: Бурдина Ирина Александровна, преподаватель филологических дисциплин Алматинского педагогического колледжа №2 (стаж работы 24 года) и Яковенко Алла Николаевна, завуч и учитель математики частной Школы предпринимателей, (стаж 33 года). Корр: Все прекрасно знают, что профессия учитель не очень благодарная, к тому же низкооплачиваемая. Как работать в ситуации острой нехватки преподавателей, кто сейчас идет в школу? И. Б: Выкручиваемся, в основном, за счет старых кадров. Большинство учителей работает не только за деньги, но и за идею. Я, например, знаю, что мне эта работа по душе, мне нравится сам процесс. Работа с детьми - мое призвание, а главное - результат! Я понимаю всю важность своей профессии, и вижу, что занимаю этот пост не зря. К сожалению, работающих по призванию очень мало. Корр: А без призвания много? Скажем, из корысти. Нахватать 33 ставки, лишь бы денег было больше, а там, гори оно все огнем - таких много? И.Б: … наверное 50%! Это, конечно, неправильно. Но наша система не умеет заинтересовывать молодые кадры. Сейчас много и молодых талантливых учителей, но, к сожалению, проработав год-два, они покидают школы, потому что на те деньги не прожить. Корр: А как заинтересовать? Платить больше? Но не может же директор из своего кармана премии и прибавки к зарплате выкладывать? И.Б: Безусловно. Но опять же от него многое зависит. Если он видит, что учитель перспективный, то нужно всячески держаться за него, поощрять! Пусть это будет маленький подарок ко дню учителя или к Новому Году - все-таки внимание! Хвалить! Поддерживать во всех его начинаниях. А.Я: В частных школах та же проблема. Контингент, который был наработан годами, рано или поздно теряется. К примеру, взять нашу школу, она существует 17 лет, хоть и считается престижной (все-таки углубленное изучение экономики), но разница в зарплате с учителями госшкол небольшая. У нас была проблема с учителем иностранного языка: одна ушла в декрет, у другой мужа перевели в Астану - она поехала с ним, и получился дефицит лингвистов. Я пошла в КазГУМЯ (в апреле!) - пригласить выпускника к нам на работу, и что вы думаете? Выпуск из педагогического потока составил всего 7 человек, и те уже были "забронированы" другими школами! Корр: 7 человек весь выпуск! Почему так мало?! А.Я: Никто не хочет идти на педагогическое отделение, все идут учиться на переводческое. Профессия оплачивается лучше, да и нервотрепки меньше. Обидно, конечно, что молодежь не хочет идти работать учителями, но я ее не осуждаю. Когда молоденькая девочка приходит на работу, у нее нет ни опыта, ни категории, по которой начисляется зарплата, на что ей не жить?! А хочется и обуться, и одеться. А если у нее уже есть семья и маленькие дети? Корр: Если не секрет, сколько сейчас зарабатывает учитель? А.Я: Ставка учителя высшей категории (!) составляет 25 тысяч тенге с копейками, что говорить о молодых учителях? Корр: Значит, у них - в районе 18 тысяч? А.Я: Да, около того, на них же не проживешь, хватит только на дорогу и школьный бутерброд. Корр: У вас обеих такой большой стаж работы, изменились ли дети, скажем в сравнении с учениками 20-летней давности? И.Б: Дети всегда дети. Сейчас они стали более мобильными, более продвинутыми, говоря их языком. Можно даже сказать, что грамотнее, в некоторых областях, чем учителя. У них есть Интернет, из которого они черпают массу информации. Учителя на этом фоне проигрывают. Как вы выразились, учитель, у которого 33 ставки, дом, мужья-жены, свои дети, а так же работа на дому (проверка тетрадей, написание планов и т.д.) - вся эта загруженность порождает лень, если говорить о процессе самообучения. В итоге "замотанные тетки", больше их никак не назовешь, сильно проигрывают на фоне осведомленных учеников. Сейчас большинство учеников могут "заткнуть за пояс" учителя в области знаний техники. На то, что ученик сможет почерпнуть из всемирной паутины, не каждый учитель со стажем найдет время и силы. Одним словом, дети стали не сложнее, а именно более продвинуты. А.Я: Дети стали более открытые и раскованные, знающие себе цену. Но не грамотнее! Грамотность, на мой взгляд, снизилась. Тот же Интернет не повышает ее. Я больше согласна с выражением Говорухина, что сейчас идет дебилизация страны, это относительно засилья компьютеров. Дети перестали читать. Банально, но факт, раньше лучшим подарком была книга, а теперь - мобильный телефон. Не буду трогать чужих детей, приведу пример с собственным сыном. Когда он посещал средние классы, я принесла домой новую интересную книгу и предложила ему почитать, на что в ответ услышала: " А что я такого сделал?" Корр: Попытка приглашения к Чтению расценивается как наказание? А.Я: Вот именно! И я думаю, что он такой не один, читающих в удовольствие детей очень мало. Корр: Но и в Интернете можно читать… А.Я: Интернет делает медвежью услугу. Романы великих писателей - даются в более сжатом варианте, а иногда и исковерканном. Может быть, дети стали информированнее, но не грамотнее. Книги дают больше! Они развивают логику и повышают грамотность. Сейчас живет поколение мало читающих людей, и это относится не только к детям, но и к их родителям. К сожалению, нет пропаганды и рекламы книг, а это большой минус в образованности всей нации. Корр: Как происходит государственное или частное финансирование образовательного процесса? А.Я: В общеобразовательной школе идет централизованное финансирование - из департамента образования. Существует бюджетная структура, которая выделяет деньги на ремонты, на учебники, на образование детей из малоимущих семей, все за счет государства. А что касается частных школ - это только самоокупаемость. Все бремя ложится на карман родителей! Корр: Почему большинство родителей считает, что частные школы лучше государственных общеобразовательных? И.Б: Школа школе рознь! Многое зависит от преподавательского состава, от социального положения родителей, от самих учеников. Единственное, что важно: если в частной школе к каждому ребенку есть свой подход и уделяется достаточное количество времени, то в обычной школе на каждого ребенка времени просто физически не хватает. Обычный класс состоит из 30-35 человек! Попробуй всех опросить, с каждым поработать и выявить его слабые места. А сделать больше классов и меньше учеников - просто невозможно. А.Я: Чем лучше в частной школе для учителей? Нет того огромного объема работы, как в обычной школе. Корр: А что касается учеников? А.Я: Детей в классе меньше и каждому уделяется больше внимания. Каждого "изучают", выискивают его склонности и таланты, и на них делают упор. Корр: А нет такого, что лишь бы деньги платили, если ребенок учится неважно, то на него могут махнуть рукой? А.Я: Не буду говорить про другие школы, хотя слышала и такое, что только деньги собирают, а на учебу наплевать. У нас получается наоборот. Слабым детям уделяется больше внимания, чем сильным ученикам. И даже немного обидно, что если ребенок учится лучше, то он больше работает самостоятельно, поскольку больше внимания уделяется слабому ученику. Преимущество частной школы в том, что учитель работает с каждым ребенком, а не со всем классом разом. Корр: А дополнительно просят заниматься, и входит ли данная услуга в вашу зарплату? А.Я: Если здесь я занимаюсь дополнительно с ребенком, то мне за это заплатят, а если в обычной школе я видела, что ребенок не понимает мой предмет и ему тяжело, я оставалась заниматься с ним дополнительно по собственной инициативе. Корр: За свой счет? А.Я: Да. И.Б: Хотелось бы добавить, что касается начальной школы, то нет разницы в какой школе будет учиться ребенок - в частной или обычной. Главное найти хорошего учителя! Только он сможет заложить нужный фундамент для знаний в голове вашего ребенка. А что касается среднего звена - с 5 по 9 класс, то, конечно, сама школа уже играет большую роль. И учителя, и ученический контингент. Корр: Ваше мнение относительно методик раннего развития детей? И.Б: Только индивидуально! Раньше почти всех детей воспитывали и обучали "под копирку", сейчас по разным причинам этого не делают. Хоть и до сих пор висит в воздухе законопроект о 12-летнем образовании, многие учителя против. Если ребенок переходит в пятый класс, ему сразу дают большую нагрузку, так он уже более-менее подготовлен, что говорить о 5-6-летках? Если бы у нас была другая система образования первого года обучения, с этим можно было бы как-то мириться. Все преподносить только игрой и в гораздо меньших объемах. А.Я: Это настоящая лихорадка для детей и родителей. Дети не готовы к 12-летнему обучению. Программа перенасыщена! Первоклашкам приходится очень нелегко. Корр: Когда я училась в Казахском Госуниверситете, у нас был такой замечательный профессор филологии Борчунов… И.Б: Ой, я тоже у него училась! Корр: Ну, так вот, были случаи, когда на перемене, в коридоре, он слышал, что студенты разговаривают с ошибками, проходя мимо, ставил себе какую-то пометку в тетрадь, а на экзамене, мог запросто поставить незачет, благодаря ей. За полгода неграмотных журналистов на потоке не оставалось. Как вы боретесь с неграмотностью? И.Б: Знаете, я - ученик своего учителя. И поступаю примерно также, только я не выставляю сразу двойки, а останавливаюсь рядом с учеником и говорю: "Два!". Из "старичков" всех знаю, кто-то брякнул что-то неправильно и сразу начинается "разбор полетов". На уроке мы обязательно обсудим эту проблему. В принципе, работает на 100 процентов. Корр: А существуют неграмотные преподаватели? С ними вы тоже так работаете? И.Б: Когда была директором 27-й школы г. Алматы, я часто присутствовала на уроках. Конечно, случалось, что учитель говорил неправильно. Я делала себе пометки, а потом, на очередном собрании учителей, не называя имен, проводила 15-минутный ликбез. Корр: Кто, по вашему мнению, несет ответственность за качество успеваемости и знаний ребенка? И.Б: Есть такие родители, которые придерживаются мнения: "Я вам отдал ребенка - учите его!" Учитель может только дать информацию и интересно ее преподнести, может как-то увлечь, но остальной процесс - запоминания и "переработки" и т.д. - это работа, в том числе и родителей. Когда родители и школа работают вместе, результат отличный! Если школа валит на родителей, а родители на школу - хорошего ждать не придется. Единицы детей, могут быстро усваивать информацию в школе и работать дома без помощи родителей. А.Я: Совершенно согласна. Только тандем, союз учителя и родителей! Корр: При оценке знаний ученика играет ли роль личная симпатия? И.Б: Конечно играет. Этого делать нельзя, но все мы люди со своими эмоциями, симпатиями и антипатиями. Что касается меня лично, при антипатии никогда не буду занижать оценку ученику. По мне проще дать ему шанс - подучить. Единственное, что могу сказать: выражать симпатию можно и даже нужно, а вот антипатию следует в себе гасить. А.Я: У меня был один случай. Когда только ввели 11 классов, я оставила на осень 19 человек, к сожалению, в их числе были и мои любимчики! Ни один не стал мне бить стекла в классе, никто не стал выяснять отношения и говорить гадости. Ребенок знает, когда он не готов, и, получая "два", мирится с этим. Но я считаю, в таких случаях - это все равно вина учителя. Значит, не смогла заинтересовать. Личная симпатия, конечно, играет какую-то роль, есть, и любимчики, есть дети, которые не симпатичны. Но нужно всегда контролировать свои эмоции. Мне важно, чтобы ребенок знал предмет и необязательно к сегодняшнему дню, пусть он это выучит через два урока, но будет результат! Занижать оценки нельзя. А вот завышать, да, частенько бывает такое. Корр: Но дети не принимают это как должное? А. Я: Нет, у меня своя система. Если кто-то не готов, я могу переспросить через два урока или поставить тройку авансом, но в следующий раз спрошу больше и сложнее. Корр: "Должники" не опаздывают с "выплатой"? А. Я: Еще не подводили! Никогда не нужно занижать оценку ребенка, всегда нужно давать шанс - это и стимул и интерес. И.Б: Хочу привести пример с семинара, на котором я была недавно. Там одна учитель высказала свое мнение относительно оценки знаний. Она сказала, что мы неправильно оцениваем от 2 до 5. Если ребенок знает одно, значит, заработал уже два балла, узнал еще немного уже три и так далее, а у нас баллы вычитаются. Я считаю, что это просто блестящая идея - оценивать по нарастающей! Корр: А я хочу привести пример со своим сыном. Открываю тетрадь по русскому языку и вижу, что двойка тройкой погоняет. И что обидно, были упражнения, где ребенок не сделал ни одной ошибки и все равно получил два. А внизу замечание учителя: "Пиши красиво!" Имеет ли право учитель занижать оценку из-за некрасивого почерка? И.Б: Вы вправе были пожаловаться директору на учителя за такое нарушение. Сейчас такое редко, но встречается и, как правило, только в начальных классах. А.Я: Что касается каллиграфии, законом запрещено уже много лет занижать оценку из-за почерка. Я считаю, это чистое самодурство. Так можно отбить всю охоту к учебе! Теперь можете не переживать, в пятом классе будут оцениваться только знания, на почерк никто не посмотрит. Корр: Следующий вопрос касается новых учебников. На ваш взгляд, они стали лучше, хуже? И.Б: Не хочется никого обидеть, но действительно иногда дело доходит до слез - и от смеха, и от расстройства. Впечатление создается такое, что авторы никогда не общались с детьми и представление имеют очень плохое, что такое, скажем, пятиклассник. Очень много ляпов и ошибок. Советские учебники были гораздо лучше и понятнее. Корр: А российские учебники лучше, они ведь тоже новые? И.Б: Российские учебники все сделаны на основе "советских", только более усовершенствованные и на уровень сложнее наших, хотя гораздо понятнее. А у нас в учебниках русского языка есть элементарные грамматические ошибки, даже не опечатки! Да что говорить: в учебнике по труду ребенку 10 лет предлагают сделать... электрическую цепь! А.Я: Математику исковеркать сложнее, чем гуманитарный предмет, все равно и тут очень много ошибок. Взять хотя бы простой пример. Всем известно, что сумма углов треугольника составляет… Корр: 180 градусов. А.Я: А у нас в учебниках - 209! Получается полнейшая путаница. Когда был Советский союз, учебники оттачивались десятилетиями! А сейчас, хоть и грамотные люди, но в спешке совершают массу ошибок! Впечатление такое, что составители в глаза не видели живого школьника. Обидно еще, что в такой спешке и с ошибками каждый год переиздается масса книг, тратится впустую куча денег! Лучше бы их потратили на школы с пользой, чем вот так спешить - народ смешить. Сложно пятиклассникам - это первый класс среднего звена - сейчас, по новой программе, каждый день по русскому языку новая тема. Если просто в обзорном смысле - возможно, но это вряд ли осядет в мозгах ученика. И.Б: Вывод прост: для того, чтобы улучшить образовательную систему, не мешало бы поближе познакомиться с современными детьми, самим вспомнить детство и чаще общаться с учителями. Корр: С кем сложнее работать: с родителями или учениками? И.Б: С детьми всегда можно договориться, а с родителями гораздо труднее. Бывают конфликты на пустом месте, бывает из-за того, что ученик привирает. Конечно, когда разгневанный родитель влетает к тебе в кабинет, нецензурно выражаясь, машет руками, с обещаниями убить всех и показать кузькину мать, учитель должен сохранять спокойствие и улыбаться. Корр: Незавидное положение. Но есть какие-то способы "обороны"? И.Б: Лучший способ или избежать конфликта или его как-то смягчить - это тянуть время. Видишь, что родитель идет к тебе, нахмурив брови, приветливо здороваешься и просишь подождать буквально секунду. Потом вроде как обращаешься к нему, но тебя вновь волнуют школьные дела, и просишь подождать еще минутку. Проходит 5-10 минут и пыл родителя утихает. А это лучший способ решить проблему без крика и взаимных обид. А.Я: Мне везло по жизни - всегда попадались хорошие родители. Конечно, знакомые преподаватели рассказывают о нападках некоторых родителей, что, мол, их дети учатся в частной школе, мы платим деньги и требуем знаний и хороших оценок. При этом, без приложения каких бы то ни было усилий ни стороны ребенка, ни со стороны родителей. Мол, Ребенок не высыпается, я даю ему поспать лишние 15 минут, в школе надрывается, заниматься вечером он не может - устает сильно. Родители требуют, чтобы по взмаху волшебной палочки ребенок в миг стал умным и всезнающим! Но мы же не волшебники! Пытаемся объяснять и разговаривать, что родители тоже должны принимать участие в учебе ребенка. Если не понимают, то, в крайнем случае, рекомендуем сменить школу. Корр: Современный руководитель учебного заведения, какой он? И.Б: В первую очередь, внимательный человек. Который видит и слышит все! Он в курсе всех дел! И он объективен. Корр: А если директор... самодур? И.Б: Сейчас дураков на место директора не назначают и плюс, если в советское время директор мог что-то решить сам, то сейчас только с участием педагогического совета. Корр: Расскажите о случаях проявления корысти учителей (подарки, услуги взамен на расположение к ребенку)? И.Б: В моей практике, слава богу, не было. А.Я: Были такие. Например: учитель, дополнительно занимаясь с ребенком, за деньги, потом, независимо от знаний ребенка, завышает оценку. Или наоборот: учитель предложил вам свои услуги, а вы отказались, и потом у ребенка сплошные двойки-тройки. Да, такое случается. В моей практике было много предложений позаниматься с ребенком из класса, так вот, чтобы исключать подобные прецеденты, я рекомендую своего коллегу. Это отличный выход не давать повода плохим мыслям у родителей и тормозить развитие корыстолюбивых планов у учителей. Корр: Сейчас почти при каждой школе есть ставка психолога. Если ребенку требуется психологическая помощь, но проблема кроется внутри семьи, этично ли выспрашивать у ребенка о проблемах? Вторгаться в личную жизнь, так сказать? И.Б: Работа психолога, в основном, заключается, чтобы решить школьные проблемы ребенка. Если проблема в семье, то в школу приглашают родителей и работают уже с ними и только с их согласия. Из ребенка не выуживают информацию - это запрещено. Если только сами родители не придут и не попросят поработать с их ребенком. Корр: Все мы люди, с обычной жизнью и заботами. Случаются ли неподготовленные уроки, импровизированные? И.Б: Бывали и нередко. Но их сразу видно. Многое зависит от самого преподавателя. Был случай, когда я присутствовала на уроке, и вижу, что преподаватель явно не готов, нет ни плана, что-то из виду упускает, на чем-то, наоборот, делает чрезмерный акцент. Сделала свои записи, подготовилась уже высказать все, но учитель, благодаря своему профессионализму, сымпровизировала урок так, что мне самой очень понравилось! Вообще, каждый учитель делает план на урок, пусть даже несложный, а просто по пунктам, чтобы что-то не упустить. Начать с простого, а закончить сложным. Так, чтобы ученику было понятно. А.Я: Бывают, конечно! Учителя выкручиваются, и явно заметна неподготовленность в работе. Человеку со стажем, конечно, это сделать проще и провести урок как положено, скорее всего, благодаря своему стажу. Он этот материал знает почти наизусть, а молодежи помогает бесшабашность. Иногда бывает интересно, иногда приходится делать замечания. Корр: Можно ли сравнивать детей друг перед другом? Не занижает ли это самооценку у более слабого ученика? И.Б: Нет, сейчас такого в школах все меньше и меньше. Конечно, есть такие учителя, которые и сравнивают, и пристыжают, но такое пресекается руководством. Ребенок вправе пожаловаться директору или завучу. Но я думаю, что сами дети сейчас могут или пристыдить или поддержать, без участия учителей. Даже взять, к примеру, сильный класс. Там самый слабый ученик будет тянуться за сильными, просто потому что его могут засмеять свои же. За то, что он не хочет освоить элементарных вещей. Детей контролировать сложнее, тем более, они почти не жалуются на этот счет. А.Я: У нас был такой случай: как-то я присутствовала на уроке и одна учительница рассаживала детей так: первый ряд - отличники, средний ряд - хорошисты и последний ряд - те, кто учатся слабо. Учительница свято верила, что таким образом она стимулирует тягу к учебе. Я считаю, что ни в коем случае этого делать нельзя! Корр: Не все дети золотые и понятливые, много ли "запущенных случаев"? И.Б: Всегда нужно стараться избегать острых углов. Есть золотое правило: "я старше и мудрее, я не собираюсь вступать в конфликт с ребенком". Конечно, если ребенок совсем не понимает моей уступчивости, принимая это за тупость, то я перехожу на его сленг и популярно объясняю что к чему. Это и воспринимается, и понимается. Корр: Как в 70-е годы была эпоха хиппи, сексуальная революция, поголовная раскрепощенность, так и в 90-е начался бум курящих учеников, учениц с макияжем а-ля попугай и протесты против школьных платьев и накрахмаленных фартуков. Как с этим обстоят дела сейчас? И.Б: Если девочка накрасилась в школу неярко и красиво, то я могу только похвалить ее макияж. Если накрасилась "ни приведи господи", использую старый добрый метод - умываться в туалет! А.Я: В нашей школе нет школьной формы, но стиль одежды должен быть деловой! На самом деле внешний вид не играет особой роли, сейчас молодежь другая. Все просто объясняется. Я привожу простой пример, если я стану играть в скакалку с детьми или в те же классики в вечернем платье, дети подумают что я не в себе! Так и в школе, ты пришел "на работу" у тебя серьезный пост - ученик. Будь добр выглядеть подобающе. Корр: А что касается макияжа? А.Я: Если умеренный - нет проблем! К курению, конечно, отношусь плохо. Единственное, что радует, сейчас большая часть молодежи за здоровый образ жизни. А если мой ученик курит, то, конечно, я не стану привлекать родителей и выносить все это на педсовет, я просто побеседую и постараюсь ему объяснить, что это элементарный вред здоровью и бесполезная привычка. Корр: Что наиболее важно для подготовки ребенка в первый класс? И.Б: Только игра, без напора, чтобы не отбить желание учиться. Корр: А как подростка, выпускника настроить на новый учебный год? И.Б: У старшеклассников, на данный момент ЕНТ - огромный стимул быстро привести себя в чувство после летних каникул. А.Я: В первый класс дети идут с удовольствием, а потом, когда начинается рутинная работа, интерес пропадает. Что самое любопытное: раньше дети шли в школу и не знали ни букв, ни счета и ничего - их обучали всему в школе. И не было большой нагрузки. Если вы хотите подготовить ребенка к школе, то начинайте это делать за пару лет и очень в легкой игровой форме. А что касается старшеклассников, тоже согласна с Ириной, ЕНТ - отличный выход. Это ответственность, это стимул. Хотя если честно, сама тестирование не приветствую. Корр: Раньше честнее было: с экзаменами, с билетами? А.Я: Лучше. Хоть все сейчас говорят, что нужен индивидуальный подход, что все делятся на технарей и гуманитариев - все равно сделали этот экзамен ЕНТ - получается всех под одну гребенку. К сожалению, хоть наша система и движется вперед, но на многие значимые вещи не обращается внимания… Рисунок с сайта http://www.km.ru
Загрузка...