Опубликовано: 3321

Телекоммуникационные войны

Телекоммуникационные войны

Любопытные отношения складываются как у отдельных абонентов, так и у целых поселков с Карагандинским филиалом АО "Казахтелеком".

А результат один - молчаливый телефон и долг перед монополистом. Эпизод 1. Скрытая угроза Ежемесячно сотни казахстанских пользователей интернета получают громадные счета за международные переговоры, которых они не заказывали. В квитанциях чаще всего значится Австрия, Нидерланды и острова Западное Самоа и Таке-Лау. В одном только декабре прошлого года в АО "Казахтелеком" поступило 44 заявления с жалобами. Сумма по оплате счетов за подобные "переговоры" разная: от десяти тысяч тенге и выше. Но "рекорды" побила карагандинка Любовь Ткаченко: именно ей пришел 20 декабря 2004 года самый большой счет в 350 тыс. тенге за переговоры с Австрией. В тот же день Любовь Ткаченко, у которой за границей родственников нет, обратилась за разъяснениями в офис "Казахтелекома". Из распечатки Ткаченко узнали, что кто-то в течение пяти суток напролет звонил с их телефона через "10" на австрийский телефон 45-80-86. Директор по маркетингу и продажам Ербол Жакишев, выслушав женщину, и узнав, что сын Ткаченко - преподаватель университета часто работает в глобальной сети интернет, рассказал Любви о программе "звонилка" - вирусе, распространенном в интернете. "Звонилка", если не закрыт выход на международную сеть, сама отключает звуковой сигнал модема и выходит на связь с номером. А "Казахтелеком" никакой ответственности ни за что не несет, поскольку как любой другой провайдер предоставляет только доступ к сети интернет. По словам директора по продажам выходило, что в любом случае доказать свою непричастность к подобным переговорам практически невозможно и платить придется. Телефон в квартире Ткаченко был отключен в тот же день. Семья решила провести собственное расследование и выяснить, с кем они "разговаривали" сутками. Купили карточку и позвонили в Австрию от друзей. - Нам ответили на немецком и на русском, что номер абонента не подключен к станции, - рассказывает Любовь Ткаченко. - После этого мы подумали, что "Казахтелеком" должен пойти нам навстречу: как мы могли разговаривать с Австрией, если там даже телефон не подключен? Любовь Ткаченко написала заявление на имя директора "Казахтелекома" с просьбой связаться с номером абонента в Австрии и самим все выяснить. - Мне лишь пришел ответ, что "при дозвоне на номер абонента высветился модем", - говорит Любовь Ткаченко. Прожив без телефона, но в постоянной переписке с "Казахтелекомом" три месяца, 18 марта Любовь Ткаченко обратилась в общество по защите прав потребителей "Гарант". Юристы общества сочли, что привлечь компанию к ответственности возможно: согласно пункту 10 Правил предоставления услуг междугородной и международной связи, "Казахтелеком" обязан сообщать потребителю обо всех услугах, которые он предоставляет. Однако с появлением международной связи никто не известил Любовь Ткаченко, что ее телефон подключен к этой услуге. - Раньше такой услуги не было, она появилась несколько лет назад, - говорит Алексей Тахтеев, директор ОЗПП "Гарант". - Причем "Казахтелеком" ввел ее молча. А должен был указать эту услугу отдельным пунктом в договоре с потребителем, которого, кстати, тоже нет. Я, например, так же не знал, что с моего домашнего телефона можно позвонить через "десятку" в любую страну мира. В середине марта "Гарант" подал иск в суд. Но прежде "Казахтелеком" сам решил взыскать через суд долг с Ткаченко. На заседаниях были заслушаны заключения специалистов АО "Нурсат", провайдера интернет-связи, и АО "Казахтелеком". Эксперты давали оценку работе вируса "звонилка", способам ее распространения и заражения, и последствиям ее "работы" для пользователя сети интернет. - К нам тоже стали обращаться клиенты, которым приходят огромные счета за переговоры с заграницей, - прокомментировали ситуацию специалисты АО "Нурсат". - Причем страны называют самые разнообразные. Можно с уверенностью сказать, что все, кому приходят такие счета - посетители порносайтов. Только там можно подцепить эту заразу. Пришла к нам семейная пара. Наотрез отказывались, что кто-то из них заходил на такой сайт. Мы настаивали на своем. Потом муж потихоньку от жены все-таки признался, что не раз сидел в развлекательных сайтах. Так же программу "звонилку" можно получить по почте. Допустим, если переписываетесь с человеком, который был на порносайте и "заразился". Так что от этого вируса не застрахованы даже те, кто на такие сайты не ходит. Единственная защита - установка антивирусных программ. Или отключение "десятки" на телефоне. В любом случае вины провайдеров - "Нурсата" или "Казахтелекома" - тут нет. Это вина самих клиентов, которые не следят за "чистоплотностью" своего компьютера. И если "Казахтелеком" пойдет на встречу клиентке и разрешит не оплачивать счет, или проиграет процесс, то в суд повалит масса людей с подобными жалобами. В результате суд обязал Ткаченко оплатить счет "Казахтелекома". Женщина подала апелляцию в областную надзорную коллегию. - Если будет нужно, я доведу это дело до Верховного суда, - говорит Любовь Ткаченко. По иску к "Казахтелекому" решение будет вынесено на следующей неделе. Эпизод 2. Карта - не территория Поселок Уштобе с населением в 4 тысячи человек расположен на территории Бухаржырауского района Карагандинской области. С центром района, поселком Ботакара уштобинцев разделяет 65 км. Тогда как до Караганды всего 5 км: Уштобе и областной центр отделяет друг от друга микрорайон "Кунгей". Забавная ситуация - подавляющее большинство уштобинцев работают и учатся в Караганде, а выписатся-прописаться, подать декларацию или получить паспорт ездят за 65 км в Ботакару. - Фактически мы находимся в окружении городских микрорайонов, - говорит жительница поселка Галина Вотчель. - С одной стороны у нас под боком находится аэропорт, с другой "Гульдеры" и "Степные", а с третьей "Голубые пруды". Около 30 лет в Уштобе работала карагандинская телефонная связь, с АТС в городском районе Юго-Восток. Однако в начале этого года согласно плану модернизации сельской сети и программе поддержки сельских территорий, городские номера должны были быть переключены на сельские. А новая АТС, установленная в поселке, должна улучшить качество связи. Ведь согласно статистике, в 2003-2004 годах телефоны уштобинцев не работали чаще, чем это положено по нормативу. Более того, благодаря новой АТС еще 250 жителей поселка, обратившихся с заявлением на установку телефона, будут подключены. - В двух километрах от поселка находится микрорайон "Кунгей", который, кстати, формально тоже находится на землях Бухаржырауского района, - рассказывает Галина Вотчель. - А между тем у них городские телефонные номера. Кстати, Майкудук с Пришахтинском - находятся намного дальше от центра, чем Уштобе. Нас, как и их обслуживает городская пожарная часть и "Скорая помощь". Телефоны 250 уштобинцев были отключены 7 февраля. Правда, через пару дней они заработали снова: с карагандинской городской линии "74" и "75" шестизначные номера были переключены на пятизначные сельские. Несмотря на то, что двумя днями раньше, 5 февраля, на отчетной встрече акима поселка с народом технический директор "Казахтелекома" заверил жителей, что ничего подобного не произойдет. И городские телефоны останутся у тех, кто захочет платить абонплату в 1500-1700 тенге. - Акимат Бухаржырауского района был вынужден обратиться к главе области и областную прокуратуру, а так же к руководству "Казахтелекома", которому необходимо было напомнить о данных обещаниях, - говорит Виктор Лавриков, заместитель акима Бухаржырауского района. - Мы действительно хотели оставить в Уштобе городские номера телефонов, а абонентскую плату увеличить до 1320 тенге, - пояснил Ербол Жакишев, директор по маркетингу и продажам АО "Казахтелеком". - Однако мы сами цены не устанавливаем. Обратились в центральный аппарат компании, тариф в 1320 тенге был отправлен на рассмотрение в Агентство по регулированию естественных монополий. Оттуда нам отписали, что жители поселка Уштобе являются жителями села, а абонплаты выше 250 тенге у них быть не может. Мы - субъекты естественных монополий. Больше 250 тенге мы с уштобинцев взять не можем. Разве что предложим им другую услугу, которой может быть аренда канала. Не важно, кто его будет использовать. Мы предлагаем на арендованный канал поставить телефоны. К слову, абонентская плата за аренду канала составляет 38 773 тенге в месяц (рассчитывается по формуле - 46 тенге, умноженные на 24 часа в сутки и 30, 5 дней в месяце). Этот вариант уштобинцы категорически отвергли. Дешевле звонить в Караганду через "восьмерку" - каждые 10 секунд - 1, 06 тенге. Правда, в конце марта с жителями поселка встретился руководитель ТОО "Вит" Виталий Долинской, который предложил им альтернативную связь: - Речь идет не о районных номерах, а о городских. Но придется начинать все с нуля: устанавливать радиорелейку, тянуть кабеля. Мы сможем начать работу, если сто абонентов согласится воспользоваться нашими услугами. Тарифы такие: в первом случае установка телефона будет стоить 25 тысяч тенге, абонплата - 560 тенге в месяц, плюс 70 тиын за минуту. В месяц предоставляется 50 бесплатных минут. Второй вариант: установка стоит 17 тысяч, абонплата 920, плюс 70 тиын за минуту. Но бесплатно говорить уже можно будет сто минут. Жители поселка Уштобе подумывают над альтернативным предложением, но не оставляют надежды исправить положение вещей. Они разослали письма депутату городского маслихата Асхату Аймагамбетову, акиму области Камалтину Мухамеджанову, мажилисмену Рауану Шаекину, и в аппарат президента страны с просьбой присоединить поселок к Караганде. Вот тогда и будут сняты с повестки дня все спорные вопросы. Не остался в стороне и аким Бухаржырауского района Тлеубек Зейнешев, который заверил уштобинцев, что приложит все усилия, чтобы решить проблему. - Если у меня появится возможность, я подключу ваш поселок как пригород. Мы в долгу перед вами, - сказал он.
Загрузка...