Опубликовано: 1922

Театр - здесь и сейчас

Театр - здесь и сейчас

Международный день театра отмечается ежегодно с 1962 года. Учрежден в Вене на 9-м конгрессе Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО в 1961 году.

Деятельность организации, согласно её уставу должна быть направлена на "укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира". "… в каждом спектакле каждый из актеров должен вызывать у зрителя полную иллюзию. И играть так, чтобы зритель забыл, что перед ним сцена…" - эту формулу вывел Михаил Булгаков в своем бессмертном произведении "Театральный роман". Каждый раз после посещения Жамбылского областного русского драматического театра я убеждаюсь, насколько верно определил роль театрального актера великий Мастер, создавший несколько произведений именно для театральных подмостков и лично общавшийся с известными актерами. Что такое провинциальный театр? Если судить по уровню мастерства, то чаще всего именно провинциальная сцена способна воспитать настоящего театрального актера, влюбленного в свою профессию и заражающего этой любовью зрителей. В Таразе мало кто признается в своей нелюбви к театру - практически каждый житель областного центра хотя бы раз в жизни посетил спектакль Жамбылского областного русского драматического театра. И надо сказать, театр свою марку держит. Даже в самые тяжелые годы, когда в зрительном зале было всего десять зрителей, актеры играли в полную силу - халтуру здесь не признают ни под каким предлогом. Так повелось с открытия первого сезона, состоявшегося 30 сентября 1967 года. С той поры в театре поставлено более 300 спектаклей. Понятно, что каждый город должен иметь свой театр. В Таразе он разместился в здании, построенному по проекту областного дома культуры. Сегодня в нем размещаются два театра - русский и казахский драматические. Сцену занимают по очереди: одну неделю казахский, вторую - русский. Но зал всегда полон, и зритель благодарный. Хотя директор Жамбылского областного русского драматического театра Георгий Сафонов считает, что зритель бывает разным. - Не каждый человек может различить драматический театр от кукольного, - с горечью говорит он. - Порой приходишь в районную школу, чтобы договориться с ее директором о спектакле, и слышишь: "Что, опять кукольный театр?" Театр регулярно выезжает на гастроли в районные центры области. Чтобы вывезти труппу областного русского драмтеатра на гастроли необходимы немалые деньги. Кроме транспортных расходов нужно учесть еще и проживание актеров в гостинице… Впрочем рядовому зрителю неведомы заботы директора театра Георгия Сафонова, человека во всех отношениях замечательного. Можно с уверенностью утверждать, что если любой другой театр начинается с вешалки, жамбылский театр начинается с его директора, занимающего свой пост без малого восемнадцать лет. Его предшественники тяготы и груз этой ответственной должности выдерживали от силы два года. Ведь актеры, как правило, люди чувствительные и ранимые. Георгий Сергеевич же к актерской профессии отношения не имеет, но к искусству относится с трепетной любовью. Наверное, стоит упомянуть о его коллекции картин, в которой собрано 58 живописных работ известных таразских художников: В.Матюшкова, К.Мусаева, А.Сизинцева, С.Копылова, Ю.Иноемцева, В.Маклакова и других. С такой же любовью он относится к своей работе. За свою сорокалетнюю историю Жамбылский областной драматический театр снискал заслуженную любовь зрителя. Немалую роль в этом сыграли замечательные актеры: Петр Черемисин, Евгения Чернушенко, Вахтанг Турманидзе. Они уже ушли из жизни, но их традицию продолжают ветераны театра Виктор Супонов, Нина Стребкова, Надежда Турманидзе, Надежда Антимонова, ставшие наставниками для ведущих и молодых актеров Андрея Назина, Марины Просолович, Ольги Избасаровой и других. С гордостью говорят режиссеры театра Жамал Бадаубаева и Бекназар Избасаров об успехах 11-тилетней актрисы Анель Избасаровой, впервые вышедшей на сцену жамбылского театра в 4-хлетнем возрасте. Нельзя не упомянуть о заслугах главного художника Владимира Сизинцева, художника-постановщика Сергея Копылова, художника-декоратора Бахыта Таржанова. Благодаря им создаются для спектаклей великолепные декорации. Следует отметить, что репертуарный театр предполагает у актера многогранные способности, когда в течение короткого периода необходимо сыграть самые разноплановые роли. Так вот актерам жамбылского театра по плечу роли и классического, и современного репертуара. Они с успехом играют и молодых, и стариков. Так молодая актриса театра Галина Соколова очень реалистично сыграла пожилую мать солдата, за что была отмечена грамотой акима области. В прошлом году в театре было поставлено 5 спектаклей: "Разговор человека с собакой" (А.Чехов), "Развод по-французски" (Ф.Кампо), сказки "Озорные поросята" (по мотивам английских сказок), "Сказка о хитром гноме и волшебном троне", "Снегурушка" (М.Бортнев). Всемирный день театра, 27 марта, здесь отметят премьерой спектакля "Свои люди - сочтемся" по Островскому. Режиссер Бекназар Избасаров часто выбирает классические произведения для своих постановок, так как считает, что классика всегда найдет достойный отклик в зрителях. Ну а то, что горожане и жители области охотно посещают спектакли по произведениям классиков, только подтверждает это. Я отлично помню реакцию зрителей на спектакль "Леди Макбет Мценского уезда", который до сих находится в репертуаре, состоящем из 19 постановок. Каждая премьера для горожан и гостей города - событие, праздник. Ведь это очередная возможность удостовериться в высоком профессионализме наших актеров и актрис, которых мы узнаем при встрече и каждый раз поражаемся их способности преображения, "вхождения" в роль. И хорошо, что в наш век информационного пресыщения, мы находим в себе силы понимать и принимать театр, плакать и смеяться вместе с героями постановок, замирать от страха и ужаса. Для чего мы приходим в театр? Чтобы ощутить эмоции, в отличие от столичной публики, которая посещение театра считает престижным или модным. В Таразе билеты в театр можно купить всегда, в отличие от столичного. Жамбылский театр зависим от плана, который выполняет и перевыполняет. Но во многом он зависим от зрительской любви, от того, насколько способен заразиться человек любовью к театру, к живой игре, к сцене, к неповторимому духу, царившему в зрительном зале и кулуарах. Работники театра знают своих постоянных зрителей в лицо. Несколько лет назад они постоянно встречали подростка, который не пропустил ни одного спектакля в течение года. Мальчик ежедневно приходил в театр, и занимал кресло в первом ряду. Вот такая любовь к высокому искусству… К сожалению, сегодня посещение театра для зрителей перестало быть праздником. Помните, как лет двадцать пять назад в театр приходили нарядные дамы и элегантные кавалеры? Увы, эта традиция утрачена. И для нас всех главное сегодня - не утратить культурную традицию, не потерять уважение к Мельпомене, не отвернуться от нее. Ведь привыкла же она встречать зрителя, который приходит к ней в джинсах и кроссовках. Театр - живой организм, чутко реагирующий на все изменения в обществе. Тем не менее, современный театр сохраняет свою индивидуальность и способен изменить мировоззрение человека. Поэтому нельзя утверждать, что театр уже сыграл свою роль, нет, он только готовится к ней, репетирует. И зритель должен быть готов к тому, что именно театр является основоположником всех модных ныне культурных течений. Ведь в кино играют театральные актеры, считающие театр важнее "главного из искусств". Потому что театр - это "здесь и сейчас", а кино - неизвестно, когда. Именно поэтому всякий провинциальный театр всегда найдет своего зрителя, который будет благодарен за счастье, которое получит после просмотра спектакля.
Загрузка...