Опубликовано: 1500

Театр как товар

Театр как товар

Я к театру всегда относился с восхищением, почти религиозным трепетом - храм искусства с многовековой историей, пропитанной кровью, любовью и ненавистью.

Однако бываю в театре редко, поэтому каждое посещение для меня - вроде праздника: даже если постановка не нравится или актеры переигрывают - стараюсь насладиться моментом в полной мере. В трепетной тишине внимаю неповторимому действию - каждый актер живет в роли прямо сейчас, без дублей - а мы рядом как невидимые свидетели: все на самом деле, это не кинопленка, не оцифрованное видео, нельзя сделать паузу, прокрутить назад и посмотреть заново… Древнейшее искусство живого представления… Итак, спустя минуту после начала действия сижу в позе вымирающего класса (интеллигенции), готовый аплодировать удачной игре актеров, слегка мешает шум рассаживающихся зрителей, опоздавших к началу - так почти всегда. И вот… началось - занавес распахивается в стороны, как пеньюар на груди красотки-стриптизерши, и я готов увидеть то, зачем пришел. Свет погас, актеры на подмостках и… какой-то мужчина вероятно случайно ОЧЕНЬ громко икнул, засмеялся так же громко (действие идет, первые несколько фраз, конечно, не услышаны), кто-то громко посмеялся в унисон… Минуту спустя мужчина снова икает и смеется. Что ж, совпадение, наверное больше такого не повторится и вероятно (сзади зычно зевнула довольно широкая дама и продолжила шепотом переговариваться с соседкой о том, что дочь у нее собралась поступать на "бухалтора") администратор подойдет и попросит вести себя потише… Итак, на подмостках замечательные актеры Петропавловского театра драмы Марина Черняк и Владимир Шустов - бабка Феня и дед Василий в постановке "По соседству мы живем". Актеры прекрасные… Хахахаха! - громко врывается в мои мысли недавно икавший мужчина, встает с места и громко на весь зал аплодирует с присвистом. Да что ж такое - моему возмущению нет предела: ищу глазами администратора - однако администраторы в театре очень уж терпеливы оказались, не вижу поддержки и во взглядах соседей по креслам - все устраивает и постоянно кашляющую даму и молодую пару шелестящую упаковкой чипсов. Будто получив негласное одобрение осмелели и другие зрители - вот парнишка заменил себе просмотр спектакля игрой на мобильнике, вот девица лет 23-24 довольно громко сообщает подруге, что после театра надо сходить в кафешку… С этого момента воспринимать игру актеров стало практически невозможно: некоторые зрители не стесняясь разговаривали, шелестели, вставали, садились, икавший мужчина вел себя как на ярмарке, посвистывал. А актеры, будто бы и не замечавшие шума, продолжали самозабвенно играть, превращая театральное действо в довольно простой товар, с которым зрители при покупке делают что хотят… Никак не хочется верить, что театральное искусство, наряду с кино и музыкой становится рыночным товаром, с модным внешним видом, доступностью и принципом "клиент всегда прав", однако на самом деле так оно и есть: в фойе продаются кола и чипсы, которые собственно для того и существуют, чтобы ими шелестеть и шипеть во время представления, актеры привыкают "играть" при любых обстоятельствах, афиши соседствуют с рекламой. Театр в гонке за выживание пока явно проигрывает кино и другим общественным развлекательным заведениям, поэтому искусство идет в жертву прибыли, администрация театров не так непримирима к мобильному звону во время представления, а режиссеры ищут "новаторские" ходы, и чем скандальнее постановка, тем больше у нее шансов на какую бы то ни было аудиторию… Такой период, когда театральное искусство становилось развлечением для крайне узкого класса общества, в нашей истории уже был. После революции на спектакли по пьесам Чехова и Островского ходила немногочисленная публика, которая была способна понять, о чем эти пьесы. Большая же часть населения довольствовалась чем-то вроде "Кулак и батрак" или "Поп-контрреволюционер" - это была бескультурная малограмотная публика. Новый расцвет театрального искусства связан с модой на повсеместную грамотность (в 70-х годах уровень населения со среднеспециальным и высшим образованием приближался к 40% граждан). И если смотреть на культуру населения через призму театрального искусства, наши современники малограмотны. Наш русский драматический театр (имени Н. Погодина) - один из старейших в Республике (121 год), с богатым прошлым, довольно именитый, гастролировавший на сцене Малого театра в Москве... Когда на сценах московских театров вслед за постановками скандального Романа Виктюка, который будто бы ради искусства стал "раздевать" актеров, превращая театр в порногалерею, появились тысячи постановок уподобившихся ему режиссеров, в Петропавловске при почти пустых залах давали "Короля Лир" и "Леди Макбет…" в их классическом сценарном виде. Когда на модных сценах стали устраивать чуть ли не оргии, наш театр переживал трудные времена: зимой на спектаклях сидели в пальто и шубах, но все же приходили и смотрели "Коварство и любовь" Шиллера. И актеры, как ни обидно им было, за гроши (в 2002 году средняя зарплата актера драматического театра составляла 5-6 тысяч тенге) играли иногда лишь для нескольких десятков человек… В 2003 году театр обновили - деньги, выделенные из областного бюджета, преобразили театр и снаружи и изнутри - красивый ремонт, обновленное фойе, более комфортные кресла и новые постановки, с новыми, так сказать, смелыми решениями. В постановке "Феликс" петропавловские театралы увидели вполне обнаженную "заслуженную" артистку, не менее заслуженный артист в постановке "Свободная пара" довольно ярко выражался матом (это правда, что актерам стали больше платить), и зритель пришел… Театр стал ближе к народу: и эротика на сцене, и коньячок в баре, и чипсы в фойе - все это способствовало доступности искусства простому народу - пустых залов не стало. Но и зритель стал совсем другим - вместо скромной интеллигенции покупавшей программки, запоминавшей любимых актеров, дарившей цветы и стоя кричавшей "бис", подчас совершенно быдляцкий контингент, не знакомый не только с правилами поведения в общественном месте, но и вообще с какими бы то ни было нормами. Зритель, которого мало интересуют сюжетные хитросплетения, глубина характеров героев, высокохудожественность, а больше интересуют моменты, когда надо смеяться, бояться и драться… Надо признать, что современные спектакли не всегда ширпотреб и, быть может, иные "смелые" ходы не только интересны, но и необходимы, однако искусство, идущее на поводу у масс, перестает быть искусством, а становится банальным ширпотребом. Клеймить администрацию театра в безвкусице и бескультурии было бы неверно: все театры стараются выжить, быть современными и соответствовать требованиям большинства. И ничего удивительного не будет в том, что скоро слово "постановка" заменит "блокбастер", а "драма" станет "хоррором", ибо население, стремящееся к зрелищам, утратило интерес к высокохудожественным и глубоко моральным театральным постановкам, а значит, в зрительном зале будут сидеть граждане, для которых в порядке вещей воспринимать действия на сцене без всякого уважения, не как искусство, а как товар… Фото с официального сайта драмтеатра

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи